Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу философия (стр. 4 из 15)

2. В каком отношении находятся понятия: «механистическое понимание движения» и «метафизическое понимание движения»?

3. Каковы критерии, по которым выделяются формы движения материи в классификации Ф. Энгельса? Какие изменения внесены в эту классификацию последующим прогрессом в развитии науки?

4. В чём ошибочность точки зрения Е. Дюринга, считавшего, что единство мира заключается в его существовании?

5. Можно ли определить понятие «мир» без понятия «субъект»?

6. Какое содержание вкладывается материалистической философией (Запада) в понятие «бытие»?

Библиографический список

1. Кармин А.С. Познание бесконечного. М., 1981

2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. II, §4; Гл.III , §1-5; Гл.V, § 1,2,3,8 // Полн. собр. соч. Т.18.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20

4. Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону – Таганрог, 2003. С.170 –182.

5. Поликарпов В.С. Феномен времени и природа человека. Ростов-на-Дону, 2002.

6. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. М.1989. №8

7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.,1997

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отд. I. Гл. IV – VII//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

9. Энгельс Ф. Диалектика природы. Формы движения материи. Классификация наук // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

1. Теория отражения. Сознание и мозг.

2. Социальная сущность сознания. Проблема идеального.

3. Структура, функции, свойства сознания.

4. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

Феномен сознания очень сложен. Его изучением занимается целый ряд наук. Рассмотрение сознания в рамках различных дисциплин опирается на определённую философскую позицию. В современной литературе, в том числе и западной, доминируют материалистические концепции возникновения сознания и связи сознания и мозга, имеющие разную интерпретацию.

Сознание – это естественное следствие развития и усложнения материального мира.

Содержание первого вопроса темы предполагает анализ категории отражения. Необходимо дать определение этого понятия, рассмотреть формы отражения, объяснить активность отражения. Затем нужно конкретизировать категорию отражения через соотнесение её с принципами изоморфного соответствия, гомоморфного соответствия. Далее следует изложить сущность информационного подхода к анализу процесса отражения. Для этого рассматривают соотношение отражения и информации, атрибутивную и структурно-функциональную концепции информации.

Большой вклад в понимание сущности развития систем вносит синергетика. Здесь можно изложить концепцию немарковских процессов (или процессов с памятью), которая вносит новые оттенки в теорию отражения (см. список литературы).

Одним из основных аспектов изучения проблемы «сознание – мозг» является психофизиологическая проблема. В современной литературе доминируют материалистические концепции связи сознания и мозга. Но ряд нейрофизиологов (Ч. Шеррингтон, У. Пенфилд, Дж. Экклз, Э. Полтон) выступают в защиту дуалистического интеракционизма. В завершении изложения вопроса можно рассмотреть три современные парадигмы по проблеме «сознание – мозг»: физикалистскую, бихевиоральную, функционалистскую.

Материалистический тезис «мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга» позволяет более содержательно подойти к взаимосвязи сознания и мозга, чем это допускают вышеназванные теории.

При изложении второго вопроса нужно рассмотреть генезис сознания в антропосоциогенезе. При этом показать сходство в использовании орудий животным и человеком, а также существенные различия. Также нужно подробнее рассказать о факторах, отделивших в ходе эволюции человека от животного мира (орудийная деятельность, речевая способность, хозяйственный уклад жизни, община и ряд других социокультурных обстоятельств).

При изложении данного вопроса необходимо использовать результаты современных археологических, палеоантропологических исследований древнего человека, используя понятия «австралопитека», «человека умелого», «неандертальца», «люди верхнего палеолита, мезолита».

В этом же вопросе надо рассмотреть проблему соотношения идеального и материального, своеобразие сознания как идеально-образного отражения реальности.

Проблема идеального возникла ещё в античную эпоху, но в ХХ веке она вновь заявила о своём существовании. Заслуга в возрождении этой проблемы принадлежит философу Э.В. Ильенкову. надо рассмотреть его точку зрения на проблему идеального. Другой подход к проблеме идеального представлен наиболее полно работами Д.И. Дубровского.

При ответе на третий вопрос темы необходимо показать, что сознание представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов (знание, внимание, эмоции, чувства, настроение, аффект, воля, самосознание).

Рассматривая познавательную функцию сознания, необходимо рассказать об открытии Р. Сперри межполушарной церебральной ассиметрия. Также надо рассмотреть и другие функции сознания (творчески-конструктивная, регулятивно-управленческая, прогностическая, коммуникативная).

В этом же вопросе надо кратко рассмотреть свойства сознания: субъектность, предметность, идеальность, интенциональность, рефлективность, объективируемость.

Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. Языком обеспечивается коммуникативная функция сознания. Сознание неразрывно связано с языком как – определённой знаковой системой. Нужно раскрыть сущность языка, которая обнаруживается в его функциях. Сознание и язык связаны, но не тождественны.

Затем нужно рассмотреть различие естественных и искусственных языков, специализированных и неспециализированных, показать роль языка в обществе, выявить его основные функции, дать характеристику языка науки.

В этом же вопросе нужно уяснить понятие бессознательного, выявить его уровни, рассмотреть трёхуровневое строение психики в классическом психоанализе З.Фрейда, дать ответ на вопрос о сущности психоанализа, социального психоанализа (неофрейдизм), определить понятие коллективного бессознательного К-Г. Юнга.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается отражение от простого взаимодействия или изменения?

2. Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

3. Как вы понимаете это замечание Ленина о том, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его?

4. Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека?

5. Какие существуют неформализуемые аспекты человеческого интеллекта?

6. Как мыслят слепоглухонемые?

Библиографический список

1. Азроянц Э.А., Харитонов А.С., Шелепин Л.А. Немарковские процессы как новая парадигма // Вопросы философии. 1999. №7.

2. Дубровский Д.И. Категория идеального и её соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии. 1988. №1.

3. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения // Вопросы философии. 2002. №10.

4. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т.2. С.221.

5. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. №7.

6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т.18. Гл.1. § 1,4,5.

7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т.3.

9. Михайлов Ф.Т. Преемственность в развитии сознания // Природа. 1986. №5.

10. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание //Философские науки. 1990. №6.

11. Поликарпов В.С., Введение в философию. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003.

12. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека. Вчера и завтра. Ростов-на-Дону. 1990.

13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т.20.

Тема 6. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой.

2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

3. Категории диалектики.

4. Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.

1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой. Освещение темы предполагает умение различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез). Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в субъективной реальности, т.е. в сознании и мышлении человека. В субъективной диалектике выделяют теорию развития знания и теорию развития мышления (диалектическую или содержательную логику). Теория развития знания изучает процессы превраще­ния незнания в знание, углубления и преемственности в последнем, диалектику истины и заблуждения. Эта сторона субъективной диалектики исследует условия возник­новения, развития и направленности познания. Предметом исследования диалектической логики является комплекс отношений логических форм, т.е. форм мышления, и их содержания. Ее основная задача заключается в том, чтобы выявить логический (категориальный) строй мышления, выработать универсальный инструментарий, оперирование которым дает возможность глубже познавать объективный мир. Диалектическая логика изучает возникновение и развитие понятий, закономерные взаимосвязи между ними, объединяя их совокупность в системно организованное целое, отражающее сложность мироздания. Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся практической деятельности человека и общества. Их тождество состоит в том, что содержание и той и другой объективно. Человек не может отменить или приостановить действие законов развития ни в материальных, ни в иде­альных образованиях. Различие объективной и субъективной диалектики коренится в форме проявления законов развития: в природе и обществе – она объективна; в сознании, в мысли – она субъективна. Тождество и различие в единстве объективной и субъективной диалектики эксплицируется в следующих аспектах: субъективная диалектика детерминирована объективной; первая отражает вторую; субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной; их единство есть процесс развертывания отношения мышление-природа.