Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу философия (стр. 6 из 15)

В этом же вопросе нужно раскрыть гносеологические функции практики: базисная, детерминирующая, критериальная, и целеполагающая.

Следует охарактеризовать функции познания по отношению к практике: информативно-отражательная, проектно-конструктивная, регулятивная.

При рассмотрении четвертого вопроса темы важно понять, что классическая концепция истины оказалась основной в трактовке того или иного суждения как истинного.

Проблема истины заключается в следующем вопросе: как, какими способами и средствами может познающий субъект получить достоверные знания об объекте? Отвечают на этот вопрос различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, релятивистская, диалектико-материалистическая.

Отделив истину от заблуждения, необходимо остановиться на характеристике диалектико-материалистической концепции истины. Нужно раскрыть её свойства (объективность, абсолютность, относительность, конкретность, истина есть процесс) и критерии (практика, логический критерий, аксиологический критерий).

Понимание – основная категория философской герменевтики или теории и практики истолкования текстов. Понимание связывается с осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание сопровождает всякую позитивную деятельность человека.

Понимание выступает: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, истолкование его мыслей и переживаний.

Объяснение – важнейшая функция познания. Цель объяснения – выявление сущности исследуемого предмета. Подведение его под закон с выявлением причин и условий. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения. Существуют следующие виды объяснений:

1. дедуктивно-номологическая модель научного объяснения;

2. рациональное объяснение;

3. темологическое объяснение.

Понимание и объяснение тесно связаны. Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она возникла в европейском средневековье. Эта проблема в настоящее время занимает важное место в неотомизме – одном из направлений современной философии.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Идеал цельного познания как всеединства привлек многих русских мыслителей (А.С. Хомяков, В. Соловьев). Они исходили из того, вера – важнейший компонент внутреннего духовного мира человека. Она основывается на авторитете, на уважении к чужому опыту и традиции. Вера имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) – то, что еще не проверено, не доказано на данный момент, и религиозная вера. В современной постнеклассической науке высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества, в том числе и религиозного.

Контрольные вопросы

1. Существуют ли в науке неразрешимые проблемы? Если да, то можно ли их существование считать одним из доводов в пользу агностицизма?

2. Эквивалентны ли понятия «субъект» и «объект» и соответственно «сознание» и «материя»?

3. По отношению к чему истина относительна?

4. Не является ли понятие абсолютной истины недостижимым, не теряет ли оно практический и теоретический смысл?

5. Если практика – это материальная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, то можно ли отнести к практике такие виды трудовой деятельности, как сбор диких ягод и плодов, чем человечество занималось в течение довольно длительного периода своей истории?

6. Существует выражение, что в практике происходит слияние, синтез субъекта и объекта, материального и духовного. Как вы понимаете эти выражения? Проиллюстрируйте это примерами.

Библиографический список

1. Алексее П., Панин А. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

3. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. М. 1999-2000.

4. Розин В.М. Мышление в контексте современности // Общественные науки и современность. 2001. №5.

5. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. №2.

6. Михайлов Ф.Т. Предметная деятельность… чья? // Вопросы философии. 2001. №3.

7. Давыдов В.В. Теория деятельности и созидательная практика // Вопросы философии. 1996. №5.

8. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. №9.

9. Зуев К.А., Коротков Е.В. Парадигма мышления и границы рациональности // Общественные науки и современность. 2001. №1.

Тема 8. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

1. Понятие научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт.

2. Основные направления «философии науки». Научные революции и смена типов рациональности.

3. Структура, методы и формы научного познания.

1. Понятие научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт. Стремление познать мир приводит к появлению науки. В чем особенности научного знания? Прежде всего различают два вида познания: обыденное (стихийно-эмпирическое) и научное. Нужно назвать основные свойства стихийно-эмпирического познания. Затем необходимо определить понятия ненаучного знания, донаучного, паранаучного, лженаучного, антинаучного, псевдонаучного. Научное познание основано на ряде принципов: объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Необходимо раскрыть содержание этих принципов. Научное познание возникает лишь на определенном этапе развития общества. Нужно дать определение науки, рассмотреть проблему возникновения ее в обществе. Нужно привести несколько точек зрения о времени возникновения науки и аргументировать в пользу одной из них. Затем рассмотреть историческое развитие науки, обратив особое внимание на современные проблемы науки (см., напр., Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003. С.187-256).

В процессе исторического развития наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. Она не только описывает действительность, но и преобразовывает её.

Особенностью научных знаний является его экстенсивный и интенсивный рост, дифференциация и интеграция. В современных условиях интеграция – это ведущая тенденция.

При подготовке ко второму вопросу темы нужно дать определение предмета философии науки, сформулировать ее задачи и показать значение для общества и человека. Далее можно рассмотреть эволюцию философии науки, включив в анализ проблему демаркации, поставленную К. Поппером, понятие нормальной науки Т. Куна, концепцию исследовательских программ И. Лакатоса, концепцию неявного знания М. Полани.

Нужно обратить также внимание на проблему, поставленную постпозитивизмом: можно ли утверждать, что социально-культурные факторы влияют на развитие научных идей ? В философии науки сложилось два направления: 1. когнитивистское направление (Поппер, Лакатос и др.) 2. социология познания (Кун, Тулмин, Фейербенд).

В отечественной философии разрабатывается концепция научной рациональности (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.Ф. Юдин). Необходимо рассмотреть концепцию научной рациональности В.С. Степина, описав четыре глобальных научных революции и три тепа научной рациональности (классический тип, неклассический тип, постнеклассический).

Ответ на последний вопрос темы предполагает знание структуры научного знания. Последняя есть многокомпонентная система, включающая в себя эмпирический и теоретический уровни, идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

Вначале надо дать определение метода, рассказать об особенностях его, дать понятие о методологии. Затем следует уяснить, что эмпирический и теоретический уровни научного познания – это два способа духовного освоения человеком окружающего мира. Далее нужно охарактеризовать методы эмпирического и теоретического уровней научного познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Также нужно пояснить, что такое идеалы и нормы исследования, назвать их виды и уровни, объяснить научную картину мира как теоретическую модель исследуемой реальности и философские основания науки как совокупность философских идей, принципов.

В этом же вопросе надо изложить сущность двух основных форм научного познания: гипотезы и теории.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика науки? Чем она отличается от искусства, морали, философии, религии?

2. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготовляющих скрипки, не считаются научными?

3. Какие функции в научном познании выполняет теория?

4. Что такое парадигма?

5. Объясните, чем отличается объективная реальность от объекта теории?

6. Какие типы научной рациональности вы знаете? Охарактеризуйте их.

Библиографический список

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

2. Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

3. Добрускин М. Е. Речь гуманитарного образования в подготовке в подготовке инженеров // Социологические исследования. 2001. №9.

4. Канке В.А. Основные направления и концепции науки: итоги ХХ столетия. М. 2000.

5. Копоёлов Г.Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как можно обойтись без «лженаук» // Философские науки. 2001. №2.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

7. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 1999.

8. Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону-Таганрог.2003.