Смекни!
smekni.com

работа (стр. 2 из 7)

А. и Э. Минделл, говорят об этом другим языком, описывая систему метанавыков психотерапевта в книге «Психотерапия как духовная практика»

«Духовные метанавыки — новое понятие в психотерапии. Оно объединяет все, что мы знаем о едва уловимых чувственных способностях целителей. Эми обращает внимание, что метанавык — это сущностная черта психотерапии. Юнг как-то заметил, что терапевт и есть его, самого терапевта, лучшая формула. Если бы он был жив сегодня, он мог бы сказать, что метанавыки терапевта определяют то, как мы воздействуем на чье-то развитие, вне зависимости от теорий, моделей и навыков, которым мы обучены».

Вывод:

Проецируя потребности этих групп людей будущего, настоящего и прошлого, можно предположить, что:

  • Люди прошлого ряд ли будут обращаться к коучам и психотерапевтам, в силу консервативности взглядов и/или по причине недоступности.
  • Потенциальными клиентами коучей в большей степени становятся люди будущего, с вопросами смысла жизни, внутренней интеграции, потребности в качественных динамичных и глубоких близких отношениях (дружба, любовь и т.п.)
  • Клиентами психотерапевтов – в основном люди настоящего, желающие, помимо удовлетворяющих и безопасных близких отношений и интеграции, адаптироваться к высокой скорости жизни, т.е. получать удовольствие от скорости, изменений, обучения, и постоянного выбора.

Для самих коучей и психотерапевтов уровень Кентавра - необходимый в ближайшем будущем уровень личного профессионального развития.

Типичные трудности в консультант-клиентских отношений в коучинге и психотерапии.

В психоанализе и психотерапии влияние «быстрого времени» проявляется в концепции «здесь и сейчас» и в парадигме «психотерапии как генеральной репетиции жизни».

И. Ялом отмечает расширение границ психотерапии в обучение. Обучение новому поведению, реагированию, восприятию происходит непосредственно во время сессии в рамках консультант-клиентских отношений (говоря языком традиции мексиканских шаманов - (неделание[i]).

Другая тенденция – демократизация и открытость, движение в сторону равенства терапевта и пациента (самораскрытие, прозрачности терапевта и терапевтического процесса перед пациентом) привела к вопросу баланса терапевтической близости, открытости и сохранения личных и профессиональных границ.

И психоаналитики, и психотерапевты признают, что консультант не может оставаться безличным, и сам, со своими чувствами, является инструментом.

«Как сказала Маргарет Литтл, теперь мы знаем, что безличный аналитик — это всего лишь миф ( Little , 1951). За эти годы контрперенос стал не только неотъемлемой составляющей аналитического процесса, но и рабочим инструментом.»[ii].

Анализ и раскрытие переноса в большинстве психоаналитики пока считают главным инструментом. Хотя сейчас идет дискуссия[iii] между различными психоаналитическими подходами по вопросам – самораскрываться ли аналитику и раскрывать/ не раскрывать перенос:

– цюрихский подход представляет Верена Каст[iv]: «раскрытие переноса успокаивает аналитика, а не ускоряет процесс». Она рекомендует «минимальное самораскрытие» аналитика и «ожидание пока материал переноса не раскроется сам», мотивируя тем, что при аналитическом раскрытии переноса констеллируются комплексы и теряются возникающие новые символы, важные для раскрытия, которые могут трансцендировать перенос.

- лондонский подход представляет Барри Пронер[v]: «правильный фокус аналитической работы на отношениях «здесь и сейчас» в отношениях переноса и контпереноса»; «анализ прерывается, когда аналитик сдержан и ускоряется, когда он открыт».

И. Ялом[vi] замечает, что «существуют пациенты, чьи терапевтические результаты заставляют усомниться в действенности анализа искажений переноса…»

Таким образом, некоторые психоаналитики и психотерапевты (например, И. Ялом, В. Каст), оставляют перенос, позволяя ему трансцендироваться, используют возникающие символы и энергию в лечебных целях, и отдавая приоритет другим инструментам[vii].

Что касается профессиональных угроз, то если раньше перенос и контрперенос, был преградой или причиной отказа работы с клиентом, то теперь, когда психотерапевты «интегрируют в свою территорию»[viii], инструмент переноса/контрпереноса, тем самым расширяя поле своей работы, новые границы (профессиональные угрозы) выходят на другой уровень.

И. Ялом выделяет следующие факторы риска:

10 основных профессиональных угроз психотерапевта (И.Ялом)

  1. Нехватка равноправной близости: «Да, конечно, идущие подряд сеансы, составляющие рабочий день терапевта, изобилуют близостью, но эта близость не дает подкрепления и обновления, возникающих от глубоких, любящих отношений с друзьями и семьей. Одно дело — существовать для другого, и совсем другое — быть в равноправных отношениях с другим».
  2. Игнорирование личных отношений, «когда часто мы, терапевты, игнорируем наши личные отношения. Наша работа становится нашей жизнью… Кроме того, пациенты так благодарны, так любящи, так идеализируют нас, что мы рискуем стать менее ценимыми членами семьи и друзьями, которые не могут признать наши всеведение и превосходство вовсем»
  3. Изоляция социальная: «Взгляд терапевта на мир априорно изолирован. Закаленные терапевты видят отношения иным образом, иногда они утрачивают терпение к социальным ритуалам и бюрократии, не могут придерживаться мимолетных мелких встреч и небольших разговоров на многочисленных общественных встречах…»
  4. Идеализация или недооценка пациентами «Они устали не только от того, что их иррационально боятся или недооценивают, но от того, что их переоценивают и считают, что они могут читать мысли или предлагать гениальные решения самых разнообразных проблем»
  5. Неустойчивость внутреннего состояния «они часто ощущают тревожные позывы сомнений в себе или в собственной грандиозности … Разрушительный жизненный опыт, с которым встречается терапевт […] — все это драматичным образом увеличивает напряженность и сложность терапии».
  6. Деморализация (профессиональное выгорание, особенно в клинических областях).
  7. Личное финансовое давление «терапевты, которые пребывают под личным финансовым давлением и включают в свое расписание по сорок-пятьдесят часов в неделю, рискуют [профессионально выгореть] гораздо больше».
  8. Сексуальное вовлечение «Но существует огромная разница, неотъемлемая для самой напряженности терапевтического усилия. Терапевтическая связь может стать очень сильной: столь многое открыто, столь многое спрошено, столь многое дано, столь многое понято — что возникает любовь не только со стороны пациента, но и терапевта, который обязан держать любовь в сфере caritas[ix] и препятствовать ее проникновению в область эроса.
  9. Самоубийство пациента
  10. Судебное преследование за небрежность врача

Два последних И. Ялом отмечает как наиболее катастрофические для психотерапевта.

Анализ интервью старших коллег по границам в коуч-клиентских отношениях, способы работы с переносами.

Я структурировала полученный в результате интервью и анализа литературы материал используя через эго- состояния Родителя, Взрослого и Дитя (Э. Берна).

Ловушки консультанта[x] через призму эго-состояний (по Э. Берну) и методы работы над собой для Коуча (не претендует на полноту и требует дальнейших исследований).

Коуч => Клиент Роль консультанта Роль клиента Направления работы над собой для коуч-консультанта, помощь себе в процессе работы (опыт старших коллег и мой)
Р => Д Родитель Спасатель Доктор Волшебник Ребенок Жертва Больной Ожидающий чуда Установка: клиент – не ребенок и не слабак, его не надо хвалить, опекать, задабривать, спасать. Клиент -взрослая личность — состоявшаяся, самостоятельная, ответственная. Удерживать равную позицию или В => Р, отслеживать свои «вылеты» в позицию сверху. Работа с манией величия, всемогущества Со стереотипами «отличника», «скорой помощи», «вселенской матери» Увеличить заботу о собственном благополучии, работать с заотой о совеем внутреннем ребенке Асаны на растяжение, работа с плечевыми телесными блоками
(Скрытая) Р => Д Серый кардинал Марионетка
Р => В, Д Учитель Ученик
Р,В => В,Р Инструктор Эксперт Специалист Инструктируемый/Дилетант Неспециалист/Заказчик (?)
В => В, скрытая игра Р => Д х Р => Д Конкурент Конкурент Метафора – я воздух, расслабление тела и регулирование дыхания Позиция сотрудничества Расслабление живота, работа с телесными зажимами в области солнечного сплетения и живота
В => В (скрытая игра Р,В,Д => Р,В,Д) Мужчина/женщина (с эротически-сексуальным подтекстом) Признание и раскрытие переноса/контрпереноса Регулировка дыхания вплоть до полной остановки (если выбило из проф. позиции), осознать, кого человек напоминает, раскрыть перенос[xi], сказать о рамках отношений коуча и клиента Словесное признание его/ее привлекательности и допущение этому быть, признание своей потребности в любви, с сохранением своей профессиональной идентификации и расстояния «вытянутой руки», или отказ от работы с клиентом (с ним можно просто общаться!), поиск способов удовлетворить свою потребность в любви иначе [xii] Работа со страхом отверженности, эмоциональной зависимости Дыхательные практики, тантра-йога, асаны на раскрытие таза, сердечной чакры, бег
Д => Р Слуга Работник Поклонник Двойник Господин Хозяин Кумир Оригинал Работать с несколькими клиентами, не зависеть материально от одного клиента Доверять себе как профессионалу, верить в само консультирование, что профессия консультанта — очень важная и самодостаточная, что статус консультанта = статусу клиента (система равенств)[xiii] Во время контакта – акцент на осанке, расслаблении живота, личном пространстве, регулировка дыхания Тренировать стойкость намерения и верность своим интересам (личные границы) Отработывать ассертивное поведение, личные права и границы, страх отверженности, страх быть «плохим» Дыхательные практики, асаны на равновесие, укрепление спины, раскрытие груди и плеч, почечные скрутки, работа с поясничными блоками Профессиональное общение

Как предотвратить профессиональные угрозы? (Резюме по рекомендациям профессионального сообщества):

  1. Духовный рост, внутренняя работа с помощью духовных практик (йога, цигун, тай-цзы и т.п.).
  2. Регулярная личная психотерапия, устранение препятствий для личностного развития.
  3. Поддержание собственной «сытости», восполнение неудовлетворенных потребности вне консультант-клиентских отношений.
  4. Постоянная обратная связь от клиента (и ее последующий анализ), признание своих ошибок, ведение истории работы с клиентами
  5. Shearing
  6. Профессиональное общение «Лично я нахожу группы психотерапевтической поддержки сильным оплотом против многих из этих опасностей»[xiv].
  7. Лелеять профессиональные преимущества.
  8. Расширять свой профессиональный инструментарий.

Для начинающих консультантов: