Смекни!
smekni.com

Социальное конструирование реальности (стр. 50 из 51)

59 Французские критики социологии Дюркгейма такие как Jules Monneiot (Les fails sociaux ne sont pas choses, 1946) и Aimand Cu\ illiei (“Durkheim et Marx”, Cahiers mtemationaux de sociologie 1948) обвиняли последнюю в овеществленном видении социальной реальности. Другими словами, они полагали, что choseite Дюркгейма уже ipso facto представляет собой овеществление. Чтобы ни говорилось по этому поводу в терминах экзегезы Дюркгейма, в принципе, вполне можно утверждать, что “социальные факты — это вещи”, подразумевая тем самым только объективность социальных фактов как человеческих творений. Теоретическим ключем к данному вопросу является различение объективации и овеществления /

““Ср. введенное Сартром в “Критике диалектического разума” понятие “практикоэнертного”.

61 По этой причине Маркс называл овеществляющее сознание ложным сознанием. Это понятие можно соотнести с сартровским понятием “дурная вера (mau\aisefoi).

62 Труды Люсьена Леви-Брюля и Жана Пиаже могут служить основанием для понимания прото овеществления, как фило- так и онотогенетически См. также Claude Le\i Stiauss, La pensee sauvage (Pans Plon, 1962).

63 По поводу параллелей между здесь внизу' и там наверху см. Mncea Elicide Cosmos and History (New York, Harper 1959). Сходные замечания можно найти у Фегелина ор cit, при обсуждении космологической цивилизации”.

313

64 В связи с овеществлением идентичности ср. проведенный Сартром анализ антисемитизма.

65 Об условиях развеществления см. Bergei and Pullbeig loc cit.

66 Термин легитимизация взят у Вебера который разрабатывал это понятие прежде всего в контексте собственной политической социологии. Здесь ему придается значительно более широкое значение.

67 Относительно легитимизаций как объяснений ср. проведенный Парето анализ “дериваций.

68 И Маркс, и Парето осознавали возможность автономного существования того, что мы называем здесь легитимациями ('идеология” у Маркса деривации у Парето) / 69 Наше понятие символического универсума” очень близко религии Дюркгейма. Для нашей аргументации в данном пункте имели значение также анализ конечных областей значения' Шюца и сартровское понятие тотализации.

70 Термин пограничная ситуация” (Grenzsituation) выдвинул Карл Ясперс. Он используется нами совершенно иным образом.

71 Здесь на нашу точку зрения оказал влияние дюркгеймовский анализ аномии. Нас куда более интересуют однако, номические а не аномические общественные процессы.

72 Первостепенный статус повседневной реальности был проанализирован Шюцем. См. в особенности его статью On Multiple Rehties” Collected Papers, Vol I pp. 207 ff.

71 Случайный характер субъективной идентичности уже пред полагается в мидовском анализе генезиса Я” Развитие этого анализа в Anselm Strauss Mirrors and Masks (New York, Free Press of Glencoe.1959), En ing Goffman The Presentation of Self in Everyday Life (Garden City, N V Doudleday Anchor 1959).

74 В философии последнего времени наиболее глубокий анализ смерти как пограничной ситуации был дан Хайдеггером. Понятие “фундаментальной тревоги” Щюца относится к тому же феномену. Здесь следовало бы упомянуть также проведенный Малиновским анализ социальной функции похоронных церемониалов.

75 Использование некоторых воззрений на тревогу (Angst) развитых в экзистенциальной философии дает возможность поместить дюркгеймовский анализ апопие в более широкую антропологическую систему координат.

76 См. Levi Strauss op cit

77 О коллективной памяти см. Maw ice Halbwachs Les cadres soci aux de la memoire (Paris Presses Universitdires de France 1952) Хальбвакс развивал свою социологическую теорию памяти в La memoire collective (1950) и La topographic legendaire des Evangiles en Terre Samte (1941)

314

78 Понятие “предшественники” и последователи” берутся у Шюца.

79 Понятие трансценденирующего характера общества развивалось прежде всего Дюркгеймом.

80 Понятие “проекция впервые было развито Фейербахом а затем несмотря на значительное расхождение в направлении развития, Марксом, Ницше и Фрейдом.

81 Ср. с веберовским понятием “носитель” (Traegei)

8^ Здесь уместен анализ “культурного контакта” в современной американской антропологии.

83 Ср. с понятием “культурного шока” в современной американской культурной антропологии.

84 Маркс детально рассматривал взаимоотношение между материальной властью и “последовательностью понятий”. См. хорошо известную формулировку из Немецкой идеологии” “Die Gedanken der herrschenden Klasse sind in Jeder Epoche die herrschenden Gedanken” (Frueschnften, Kroener ed, p 373).

85 Парето ближе других подошел к написанию истории мысли в социологических терминах, что делает его важным для социологии знания при всех оговорках по поводу теоретических основоположений Парето См. Brigitte Beiger, Vilfredo Pareto and the Sociology of Knowledge (неопубликованная докторская диссертация New School for Social Research, 1964).

86 Это напоминает “закон трех стадий” Огюста Конта. Для нас это конечно неприемлемо, но как предположение о развитии сознания через исторически опознаваемые стадии это может быть небесполезно хотя понимать эти стадии следует не в духе Конта. Наше собственное понимание в данном случае ближе к гегельяно-марксовскому подходу к историчности человеческой мысли.

87 Леви-Брюль и Пиаже предполагают что мифология составляет необходимую стадию в развитии мышления. Интересный разбор биологических корней мифологически магического мышления дан в Arnold Gehlen, Studien zur Anthropologie und Sociologie ((Neuwied/Rhein, Luchterhand, 1963), pp. 79 ff.

88 Наша концепция мифологии в данном случае развивается под влиянием работ Герардуса ван дёр Леува, Мирчи Элиаде и Рудольфа Бильтмана.

89 О последовательной связи социального и космического по рядков см. работы Элиаде и Фегелина.

90 Уже по нашим теоретическим предпосылкам можно заметить что здесь мы не можем обратиться к детальному разбору вопросов социологии интеллектуалов'. Помимо важных работ Маннгейма в этой облает (особенно в Ideology and Utopia и в Essays on the Sociology of Culture) cm Flonaii Znaniecki The Social Role of the Man of Knowledge (New York, (с. 315:) Columbia University Press, 1940); Theoäoi Geigei Aufgaben und Stellung der Intelligen? in der Gesellschaft (Stuttgart 1949), Ranmond ai on L'optium des intellectuels (Paris, 1955), George B de Huszar (ed.), The Intellectuals (New York Free Press of Glen сое 1960)

91 В связи с последними легитимациями укрепляющими институциональную 'инерцию (верность Зиммеля) см. работы как Дюркгейма так и Парето.

92 Именно в этом состоит главная слабость функционалистской интерпретации институтов она ищет практического применения тому, чего на деле не существует.

93 О конфликте брахманов и кшатриев ср. работу Вебера по социологии индийской религии.

94 О социальной обоснованности суждений, которые трудно обосновать эмпирически см. Leon Festinger, A Theory of Cognitive Disssonance (Evanston, Ill., Row, Peterson and Co., 1957).

95 Термин “близость” (Wahlverwandschaft) взят у Шелера и Вебера.

96 О монополистических определениях реальности в первобытных и архаичных обществах ср. у Дюркгейма и у Фегелина.

97 Работа Пауля Радина предполагает что такой скептицизм возможен даже в подобных монополистических ситуациях.

98 Термин “народы гости” (Gastvoelker) берется у Вебера.

99 О близости политически консервативных сил и религиозных монополий (“церквей”) ср. анализ иерократии у Вебера.

100 Термин “идеология” употребляется в настолько различных значениях, что можно вообще отчаяться по поводу какого бы то ни было строгого его употребления. Мы решили сохранить его в узком смысле поскольку при таком определении он полезен и предпочтителен в сравнении с неологизмами. Здесь не место для обсуждения всех превращений этого термина в истории как марксизма, так и социологии знания. Полезный обзор был дан в: Kurt Lenk (ed.), Ideologie.

101 Об отношении христианства к буржуазной идеологии см. работы Маркса и Веблена. Обзор трудов первого о религии можно получить в антологии Marx and Engels on Religion (Moscow, Foreign Languages Publishing House, 1957).

102 См. Thomas Luckmann, Das Problem der Religion in der modernen Gesellschaft (Freiburg, Rombach, 1963).

103 Наша концепция интеллектуала как нежелательного эксперта немногим отличается от концепции Мангейма, настаивавшего на маргинальности интеллектуала. В социологически приемлемом определении интеллектуала важно по нашему мнению четко отличать этот тип от человека знания” вообще.

104 В связи с маргинальностью интеллектуалов ср. проводимый (с. 316:) Зиммелем анализ объективности чужака и трактовку Вебленом интеллектуальной роли евреев.

105 См. Peter L. Berger, The Sociological Study of Sectarianism, Social Research, Winter, 1954, 467 ff.

106 Ср. с мангеймовским анализом революционных интеллектуалов. Относительно русского прототипа последнего см. E. Lampert, Studies in Rebellion (New York, Praeger, 1957).

107 Трансформацию революционных интеллектуалов в оправдателей status quo можно исследовать в практически “чистой” форме на примере русского коммунизма. Резкая критика этого процесса с марксистской точки зрения дана в: Leszek Kolakowski, Der Mensch ohne Alternative (Munich, 1960).