Смекни!
smekni.com

Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния (стр. 4 из 5)

1) если посягательство совершается вооруженным лицом или

2) если посягательство совершается группой лиц (двух или больше);

3) во всех других случаях при наличии условий правомерности необходимой обороны.

Оборона не может признаваться необходимой в том случае, если лицо, которое испытало нападение, преднамеренно спровоцировала такое нападение с целью причинить во время ”защиты” вред нападающему (убить его или повлечь телесное повреждение). Такие действия квалифицируются как преднамеренное совершение преступления (предварительно обдуман умысел).

Случаются случаи, когда лицо для охраны имущества применяет разные приспособления и механизмы (электрический ток на ограде, колючий провод и тому подобное) против посягательства, которое возможно в будущем. На этот счет отметим, что закон не допускает необходимой обороны против посягательства, которое ожидается в будущем.

Превышение границ необходимой обороны может быть сделано только умышленно. Неосторожное превышение границ необходимой обороны исключает уголовную ответственность.

Вывод о том, имело ли место превышение пределов необходимой обороны или нет, можно сделать лишь в результате тщательного анализа конкретных обстоятельств дела, личности посягавшего и оборонявшегося. Необходимо учитывать не только соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, но и характер опасности, угрожавшей оборонявшемуся, его силы и возможности отражения посягательства.

Необходимо учесть все обстоятельства, повлиявшие на реальное соотношение сил посягающего и защищающегося.

Конфликтные ситуации очень редко бывают юридически бесспорными. В случае, когда злоумышленник определяется не как преступник, а как посягающее лицо, действия другой стороны ограничиваются только необходимой обороной, не переходящей каких-то пределов.

Превышение необходимой обороны нельзя приравнивать к мнимой обороне, в этом случае не может быть и речи о праве на необходимую оборону.

При мнимой обороне обстановка дает лицу, применившему средства защиты, достаточно оснований полагать, что оно подверглось реальному нападению и не сознавало, да и не могло сознавать ошибочности своего предположения. В этом случае лицо может быть освобождено от уголовной ответственности.

Если же лицо, причинившее вред при мнимой обороне не сознавало, что посягательства в действительности нет, но по обстоятельствам дела должно было и могло сознавать; оно подлежит ответственности как за неосторожное преступление. Указанных элементов в действиях А. не имеется, поэтому он совершил умышленное преступление, за что и должен нести ответственность.

Раздел 4. Специальные виды необходимой обороны,

предусмотренные в уголовном законе

Специальные виды необходимой обороны. Согласно ч. 5 ст. 36 УК не является превышением границ необходимой обороны и не имеет следствием уголовную ответственность применения оружия или любых других средств или предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для отворачивания противоправного насильнического вторжения в жилье или другое помещение, независимо от тяжести вреда, который причинен тому, кто посягает.

Таким образом, закон предусматривает три исключений из общего правила о том, что при необходимой обороне лицо, которое защищается, должна соблюдать определенной границы, нанося вред тому, кто посягает.

Основанием такой обороны есть наличие любого из таких посягательств: 1) нападение вооруженного лица; 2) нападение группы лиц; 3) противоправное насильническое вторжение в жилье или другое помещение. Жаль, причиненная лицу, которое посягает, в таких случаях не ограниченная никакими границами. Согласно ч. 5 ст. 36 УК не является эксцессом обороны и не имеет следствием уголовную ответственность причинения тома, кто посягает, любого вреда в указанных ситуациях, вплоть до лишения его жизни.

4.1. Право на защиту от нападения вооруженного лица

В соответствии с ч. 5 ст. 55 Конституции Украины каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств. Закон предусматривает определенные исключения (так называемые специальные виды необходимой обороны) из общего правила о том, что при необходимой обороне лицо, которое защищается, должна сдерживаться определенной границы, нанося вред тому, кто посягает. Так, согласно с ч. 5 ст. 36 Уголовного Кодекса Украины не является превышением границ необходимой обороны и не имеет следствием криминальную ответственность применения оружия или любых других средств или предметов для защиты от нападения вооруженного лица, независимо от тяжести вреда, который причинен тому, кто посягает, вплоть до лишения его жизни. Таким образом, вред, что может быть причинен лицу, которое осуществляет нападение с применением оружия, не ограниченно общим правилом о соразмерности необходимой обороны.

Действующим законодательством Украины газовые пистолеты и револьверы признаются не оружием, а специальными средствами. Поэтому лишь защита от нападения лица, вооруженного холодным, пневматическим или огнестрельным оружием, является специальным видом необходимой обороны, что составляет исключение из общего правила о соразмерности обороны. Лицо, которое совершает нападение с применением газового пистолета или револьвера, по содержанию ч. 5 ст. 36 КК Украины, нельзя считать вооруженной.

4.2 Необходимая оборона работников правоохранительных органов

Освещение права работников правоохранительных органов на необходимую оборону именно в рамках уголовного права является органическим. Ведь необходима оборона, задержания преступника прямо связаны с применением работниками правоохранительных органов огнестрельного оружия, специальных средств, мероприятий физического влияния, которое в условиях роста преступности приобретает все более широкий характер.

Вопросы, связанные с правом на применение огнестрельного оружия, специальных средств, мероприятий физического влияния, в основном регламентируются Законом Украины от 20 декабря 1990 г. „О милиции”. Причем этот документ распространяется на работников не только милиции, но и других правоохранительных органов. Об этом, например, свидетельствует то, что по закону от 25 марта 1992 г. „О Службе безопасности Украины” военнослужащие Службы безопасности имеют право применять огнестрельное оружие и специальные средства на основаниях и в порядке, предусмотренных, в частности, Законом Украины „О милиции”.

В первую очередь следует отметить, что соответственно Закону „О милиции” огнестрельное оружие, специальные средства, мероприятия физического влияния могут применяться для создания безопасности охраняемых объектов (отношений, что обеспечивают самозащиту работников правоохранительных органов, защита граждан, помещений, задержания преступников).Стоит подчеркнуть также, что в случае, когда такую безопасность охраняемым отношениям создает гражданин, не вызывает сомнения, что его действия происходят в пределах необходимой обороны или для задержания преступника, что прямо выплывает из Уголовного кодекса. Однако встает вопрос: иметься ли эти действия, работника правоохранительного органа, действиями, осуществленными в состоянии необходимой обороны или для задержания преступника, это ли выполнение его служебной обязанности?

В литературе на этот счет выраженные разные мнения. Одни авторы считают, что правом на необходимую оборону и задержание преступника работники милиции владеют наравне со всеми гражданами. Другие занимают противоположную позицию, например, отмечается, что если для граждан необходимая оборона является субъективным правом и моральной обязанностью, то для работников органов внутренних дел защита государственных и общественных интересов, а также интересов граждан — их служебная обязанность.

Необходимая оборона, согласно с ч. 1 ст. 36, и, например, применение работниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, регламентируемое ст. 15 Закона „О милиции”, преследуют одну цель — защита охраняемых объектов. Но применение огнестрельного оружия работниками органов внутренних дел и гражданами — не одно и то же. Это объясняется как наличием специального субъекта, так и отдельной регламентацией отмеченных действий. Тем самым признается, что в данном случае возникают другие отношения. А их направленность на достижение той же цели, что и отношений, которые обеспечивают право граждан на необходимую оборону, не означает тождественности указанных отношений.

Сторонники взгляда о необходимости распространения права на необходимую оборону на деятельность работников органов внутренних дел, доказывая свою позицию, ссылаются, в частности, на то, что хоть применение огнестрельного оружия и регламентируется разными нормативными актами, закон имеет большую юридическую силу. А поэтому, применяя огнестрельное оружие, эти работники действуют в состоянии необходимой обороны.

Если выходить из реалий сегодняшнего дня, то нужно признать, что право на необходимую оборону и право на применение огнестрельного оружия регламентируются законом. Уголовный кодекс и Закон „О милиции”, согласовывая „свои” отношения, имеют одинаковую силу. Однако Закон „О милиции” как специальный самостоятельно регулирует отношения, что обеспечивают применение огнестрельного оружия, специальных средств и мероприятий физического влияния.