Смекни!
smekni.com

работа тема: основные средства маркетинговых коммуникаций (стр. 4 из 7)

Благодаря достижениям информационных технологий потребители имеют возможность получать информацию не только с помощью традиционных носителей - газет, радио, телефона и телевизора, - но и посредством новых, например факсов, сотовых телефонов, пейджеров и компьютеров. Новые технологии подтолкнули многие компании к переходу от массового распространения информации к более узконаправленному и даже к общению один на один с каждым отдельным потребителем.

Фирменный стиль (брэндинг) — это набор цветовых, граафических, словесных и дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров, всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления. [17, C. 183]

Какие же основные элементы включает система фирменного стиля? Многолетняя практика использования фирменного стиля известнейшими в мире фирмами-производителями показывает, что в данную систему входят:

• товарный знак;

• фирменная шрифтовая надпись (логотип);

• фирменный блок;

• фирменный лозунг (слоган);

• фирменный цвет (цвета);

• фирменный комплект шрифтов;

• другие фирменные константы.

Товарный знак (другие используемые названия — знак обслуживания, торговая марка, фирменный знак) является центральным элементом фирменного стиля и представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные и звуковые обозначения или их комбинации, которые используются его владельцем для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обес­печивается правовой защитой государства. [8, C. 784]

Выделяют товарные знаки следующих пяти типов:

словесный. Характеризуется лучшей запоминаемостью.

изобразительный. Представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы.

объемный. Представляет собой зарегистрированный в трехмерном измерении, например стилизованная бутыл­ка "Кока-Колы" (ее форма тоже обеспечена правовой за­щитой); флакон духов "Дали" и т. д.;

звуковой. Больше характерен для радиостанций и те­лекомпаний

комбинированный. Представляет собой сочетание приведенных выше типов.

Фирменная шрифтовая надпись (логотип) — оригинальное начертание или сокращенного наименования фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4—7 букв. Приблизительно 4 товарных знака из каждых 5 регистрируется именно в форме логотипа.

Фирменный блок представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Фирменный блок может также содержать полное офи­циальное название фирмы, его почтовые и банковские рек­визиты. Иногда фирмен­ный блок включает фирменный лозунг.

Фирменный лозунг (слоган) представляет собой по­стоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Неко­торые слоганы регистрируются как товарные знаки.

Фирменный цвет (цвета) также является важней­шим элементом фирменного стиля, одним из компонентов общей картины, образа фирмы. Цвет делает элементы фир­менного стиля более привлекательными, лучше запомина­ющимися и оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматься как "мужественный" или "женственный", "легкий" или "тяжелый", "элегантный" или "грубый", "деловой" и т. п. Задача разработчиков фирменного стиля — найти свой шрифт, который бы вписывался в образ марки. Существую множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленые, наклонные, орна­ментированные и др. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шири­ной, насыщенностью и т. д. Наиболее популярными явля­ются гарнитуры "Тайме", "Гельветика", "Футура" и др.

Другие фирменные константы. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, обязательным и долговременным характером использования, играют настоль­ко важную роль в формировании образа фирмы, что могут быть отнесены к элементам ее фирменного стиля. К указан­ным константам могут быть отнесены различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин право­вую защиту и не являющиеся товарными знаками.

Элементами фирменного стиля с некоторыми оговорками можно назвать и определенные внутрифирменные стандарты.

Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, про­спекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и кар­манные) и т. д.;

средства пропаганды: пропагандистские проспекты, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т. д.;

сувенирная реклама: пакеты из полиэтилена, авто­ручки, настольные приборы, сувенирные поздравительные открытки и др.;

элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, коммерческого письма, прика­зов, внутренней переписки и т. д.)," фирменные папки-ре­гистраторы, фирменные блоки бумаг для записей и т. д.;

документы и удостоверения: пропуска, визитные кар­точки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т. д.;

элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата; нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах;

• Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпел, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты и т. д.

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШЕНЗ

Впервые выражение "public relations" ииспользовал президент США Томас Джефферсон в своем "Седьмом обращении к конгрессу" (1807г.), однако в современном значении это выражение было введено с 1916 г. американским журналистом Айви Л. Ли, работавшим в качестве личного секретаря Джона Д. Рокфеллера - младшего и ставшим одним из основателей новой теории общения.[20, C. 62]

Ученый-профессионал в области ПР Сэм Блэк (С.Черный, родом из Ки­ева) предлагает понятие сути ПР: «Понятие "паблик рилейшпз" включает в себя все, что имеет возможность улучшить взаимопонимание между организацией и всеми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и вне пределов организации»". Смысл использования методов ПР - создание организации или отдельному лицу имиджа, репутации, которые бы приноси­ли им политические или экономические дивиденды. Здесь уместно проци­тировать выступление участника швейцарского саммита 1СО, зам. предсе­дателя Ассоциации компании-консультантов в сфере общественных связей (АКОС) И. Кузьменкова: «Нам самим стало ясно, что, например, категория «репутация компании» - не пустые слова. В одном из докладов прозвучала совершенно фантастическая цифра: за последние пятнадцать лет доля сто­имости репутации в общей стоимости западных компании выросла с 18 до 82%. То есть, если компания стоит 40 млн долл. - это всего 7,2 млн. матери­альных активов и 32,8 млн. репутации. Данные другого доклада: снижение индекса репутации фирмы всего на один процент дает падение ее рыночной стоимости сразу на три процента» [2,c. 10].

В отечественной литературе выражение «паблик рилейшнз» как отно­шения с общественностью впервые, на наш взгляд, было введено социоло­гом Н.Г. Зяблюком. «В нашей литературе, - в частности отмечает автор - нет удобного слова для обозначения данного понятия». [20, c. 11] У нас в стране это понятие ПР получило наибольшее распространение.

Сейчас в России наблюдается активное внедрение в употребление но­вой для нас рыночной терминологии английского происхождения:дефолт. маркетинг, менеджмент, контроллинг, бренд н т.д.

К настоящему времени сложились три вида ПР: политический, социальный и бизнес-ПР.

В европейских странах развитие ПР вначале проходило под влиянием американских подходов, где доминировал принцип продвижения корпо­ративного интереса. Первыми в Европе последовали примеру американ­цев н заложили систему ПР в деятельности многих государственных и частных, коммерческих и некоммерческих структур англичане. Специ­алисты в области ПР различались по образованию. Преимущество отда­валось журналистам, так как у организации возникали трудности в об­щении с прессой и в издательской деятельности. В 1948 г. был создан Институт по связям с общественностью - ведущее объединение британских профессионалов ПР, который уже к концу XX века насчитывал в своих рядах 5400 индивидуальных членов. Этот Институт имеет специалистов в различных областях паблик рилейшнз. Он проводит независимую аттестацию многочисленных ву­зовских курсов, готовящих ПР-специалистов. Следует отметить, что обу­чение ПР в Великобритании концентрируется на развитии коммуникатив­ных навыков, таких, как написание пресс-релизов, проведение презентации и т.н. Высокое качество оказываемых консультации обеспечивается высо­ким профессионализмом ПР-специалистов.

В Великобритании деятельность в сфере ПР развивалась по двум на­правлениям. Многие промышленные компании, производственные и про­фессиональные ассоциации, органы государственной власти создали центральные и местные организации, включающие департаменты по об­щественным связям. Другие предпочли услуги консультантов по паблик рилейшнз. Некоторые используют комбинацию того и другого. В насто­ящее время эта практика распространилась во многих странах.

В Германии складывалась своя особая концепция ПР, трактовавшая связи с общественностью как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в по­литической. экономической и социальной сферах. Основу деятельности служб но связям с общественностью на немецких предприятиях составля­ют пресс - атташе. Свои первые шаги они также делали в журналистке и овладевали новой профессией в процессе практической деятельности.