Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы (стр. 5 из 8)

«Дебаты Карла Поппера» – разновидность дебатов, развивает умение работать в командах. Члены команд заранее знакомятся с проблемой, проводят исследовательскую работу с литературой (факты, статистика, примеры), рассматривают проблему с разных сторон, готовят аргументы и контраргументы, подготавливают вопросы для своих оппонентов. Каждая команда отстаивает не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей по жеребьевке или по договоренности. Представляются лишь два из многочисленных подходов к проблеме. Личные убеждения во время игры во внимание не принимаются.

«Деловая игра» - это формирование профессиональных навыков на основе опыта и личных качеств, это состязание 2-3 групп и более. Для достижения результативности в процессе проведения игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ими подготовленные, эрудированные участники. Необходимо избрать председателя-ведущего, инструктора (хотя не стоит подробно разъяснять детали игры, т. к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих); судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил; тренера (в его роли должен выступать учитель, куратор, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности).

Для подготовке таких игр требуется время. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации.

После окончания подводятся итоги (подсчет очков).

Механизм проведения деловой игры:

1) подготовительный этап:

· тема и сценарий

· цель

· характеристика исходной обстановки игрового комплекса

· определение состава участников, их роли, оговаривается тема, система стимулирования

· проработка со всеми участниками игры сценария, структуры игровой деятельности.

2) проведение игры:

* руководитель сообщает тему игры

· дается инструктаж о ходе игры.

3) проведение игры:

· фиксируется эмоциональная реакция каждого играющего

· руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих

· осуществление игры во времени.

4) подведение итогов и разбор игры проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, дается общая оценка всем участникам игры и каждому в отдельности, акцентируя внимание на достоинствах и недостатках. Рекомендуется оценивать общую манеру игроков, дать рекомендации.

День гения – данная форма содействует расширению представления молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека. Цель проведения – познакомить с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времен и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремленность, неустанный труд. День гения сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий, как познавательного, так и целостно-ориентировочного плана, которые проводятся в течение всего дня и посвящаются кому-нибудь из великих людей (подготовка соответствующих стендов, стенгазет, выставок; проведение устного журнала «Сорок пять минут с великим», тематического вечера, викторины, заседания, гостиной, постановка спектакля, концерт и т. п.)

«Дискуссионные качели» – мероприятие в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме: как на качелях два партнера обеспечивают взлет вверх за счет поочередных толчков – «бросков» своей мысли. Группы или два человека располагаются друг против друга. Музыкальное вступление, слово ведущего, красивый интерьер содействуют внутренней психологической подготовке участников. При произнесении ведущим вопроса (он может быть знаком участникам) «качели начинают раскачиваться»… Возможна «перекличка» афоризмов, отстаивающих две разные точки зрения (или показывающие две разные грани) обсуждаемой проблемы.

Заочное путешествие – проводится с целью более глубокого ознакомления с экономикой, культурой, наукой, историей и т. п., как своей, так и других стран. Основные задачи «путешествия»:

- расширение кругозора воспитанников;

- пополнение их багажа знаний;

- стимулирование познавательной активности.

Для организации заочного путешествия создается штаб из представителей учащихся и педагогов, который разрабатывает маршрут «путешествия», его «привалы», подбирает и рекомендует литературу для прочтения. Определяет задание творческим группам и отдельным учащимся. Маршрут может проходить по разным городам своей страны, других стран, по объектам того или иного города, района. В ходе подготовки учащиеся знакомятся с литературой, периодической печатью, встречаются с различными людьми, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения и наглядный материал. Формы проведения: устный журнал, беседа за «круглым столом», пресс-конференция, тематический вечер и т. п.

Игра-имитация – форма занятий проблемных микрогрупп, требующая творческого подхода от ведущего. Грамотно подготовленная игра-имитация предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут поддержать высокую активность участников. Тематика игры может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить, какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Он должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим игрокам, распределить роли участников и определить продолжительность игры. Участники игры по-своему оценят проигранные ими ситуации.

Интерактивная игра – самопознание, анализ, активизация личностных особенностей, обучение на собственном опыте, основанное на социально-психологическом аспекте, где знания приобретаются не извне, а через личный опыт человека.

В интерактивной игре нет разделения на группу, разыгрывающую роли, и группу наблюдателей, которые в последствии участвуют в процессе анализа. Непременным условием является участие каждого в игре, т. к. основным обучающим элементом в данном случае выступает взаимодействие.

В интерактивной игре, как и в ролевой, участникам задается ситуация. Но вместо конкретных ролей участникам даются лишь инструкции, каким образом им следует действовать. Здесь не обязательно, чтобы предлагаемая ситуация напоминала жизненную. Достаточно, если она будет заключать в себе какую-либо проблему, которую следует решить.

Перед участниками ставится определенная цель, которую они должны стремиться достичь в ходе игры, например, набрать наибольшее количество очков и т. д. При отсутствии такой цели игра будет восприниматься не серьезно, а игровая ситуация приобретет элемент искусственности и не даст нужного эффекта.

Преимущества интерактивной игры:

· глубокий уровень усвоения информации (через переживания);

· выработка умений слушать и слышать другого;

· знания «пропускают через себя», и к некоторому выводу человек приходит сам, либо во время обсуждения в группе;

· обучение через обмен опытом или пассивное наблюдение;

· взаимодействие, активизация мышления;

· личный рост;

· опыт социального взаимодействия;

· активность и участие каждого;

· множество путей достичь желаемого;

· возможность анализа своих действий, ощущение обретения опыта;

· возможность обменяться опытом и размышлениями;

· универсальность, многостороннее применение, психологичность (возможность одновременно и диагностики, и коррекции;

· высокая эффективность рассмотрения материала;

· выработка умения сотрудничать;

· возможность делать то, что тебе нравится и таким образом проявить себя с лучшей стороны;

· разнообразие форм, неизвестность для участников;

· возможность в непринужденной форме и обстановке приобретать опыт;

· можно увидеть решение тех проблем, которые первоначально не ставились для решения;

· интеграция группы в теплой атмосфере;

· развитие индивидуальных способностей, стимулирование к более активной полезной деятельности.

Недостатки интерактивной игры:

· есть риск столкновения личностных амбиций;

· возможность чрезмерного увлечения игрой, неумение делать выводы;

· метод результативен в полной мере не для всех возрастных групп;

· большая продолжительность по времени;

· не работает в больших группах;

· требует очень большого мастерства и ответственности тренера;

· это практика, которая не подкреплена теорией;

· пассивность некоторых участников, нежелание участвовать;

· невозможность использовать в дошкольных учреждениях;

· есть риск возникновения конфликтных ситуаций;

· не до конца можно раскрыть свой творческий потенциал;

· малоизвестный метод. Не распространяется в широких кругах;

· трудность использования в группах, где участники плохо знают друг друга;

· можно сильно «зацепить» личностные позиции, качества друг друга;

· не все знания можно приобретать через эту методику;

· после окончания игры у некоторых участников остаются негативные переживания;

· относительно низкая информационная продуктивность.

КВН – эта форма работы носит познавательный и в то же время развлекательный, юмористический характер. КВН как яркая театрализованная игра привлекает много участников и может быть использована для изучения интересов и склонностей воспитанников, их способностей и разносторонних талантов.