Смекни!
smekni.com

Передача прав по векселю (стр. 8 из 18)

Одной из особенностей векселя является его не эмиссионный характер. Действующее законодательство не закрепляет понятие не эмиссионной ценной бумаги. Такие бумаги представляют собой группу ценных бумаг, которые по формальным признакам (прямое не указание их в качестве эмиссионных) относятся к не эмиссионным ценным бумагам. Термин в целом следует признать условным.

Вексель не является эмиссионной ценной бумагой и не подпадает под регулирование Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Однако вовсе не потому, как ошибочно полагает та же С.В. Ротко, что его оборотоспособность "во многом аналогична оборотоспособности вещей, определяемых индивидуальными признаками"[114]. Отрицание его как эмиссионной ценной бумаги суть исключительно формальное и построено на определении эмиссионной ценной бумаги, данной в статье 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В соответствии с ним под действие этого закона подпадают только совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных этим Федеральным законом формы и порядка, что не может иметь в отношении векселя никакого действия. Основанием для признания векселя не эмиссионной ценной бумагой является и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"[115] (ст. ст. I и 2).

Будет неверно утверждение, что невозможен выпуск в массовом порядке ценных бумаг и их публичное размещение, если они не подпадают под приведенные признаки статьи 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Пример тому - инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов.

Представляется, что в законе необходимо определить некоторый набор признаков, которые характеризуют не эмиссионную ценную бумагу. Под ней можно понимать ценную бумагу, которая: 1) закрепляет индивидуальный объем прав за ее владельцем[116] или еще - не размещается выпусками (обязанное лицо "выдает ценную бумагу в удостоверение своей обязанности и соответствующего права владельца, основываясь на индивидуальных отношениях с владельцем"[117], "возникая из потребностей индивидуального случая, каждый отдельный вексель отражает в себе ряд особенностей, свойственных только ему"); 2) не подлежит размещению среди заранее неизвестного круга лиц. Эти признаки необходимо определить непосредственно в законе. Кроме этих признаков, необходим и признак формальный - перечисление в законе ценных бумаг, которые относятся к эмиссионным, и тех, которые эмиссионными не являются.

Спецификой векселя в системе российских ценных бумаг является то, что основанием для возникновения вексельных правоотношений (как собственно и основой для поднормативного регулирования вексельных отношений) являются разнообразные односторонние сделки. Это является одной из черт, которая отличает вексель в системе иных российских ценных бумаг. Ни один нормативный массив, регулирующий какой-либо иной вид российских ценных бумаг, не отличается таким своеобразием. Более того, основным юридическим фактом и элементом поднормативного (автономного) регулирования для всех иных видов российских ценных бумаг будет договор, т.е. взаимная, а не одностороння сделка. Поскольку роль и значение односторонних сделок среди юридических фактов, их значение для регулирования отношений, возникающих из юридических фактов (в том числе и из самих сделок) достаточно подробно исследовались отечественными цивилистами.

Необходимо согласиться с классификацией односторонних сделок, данной В.Ф. Яковлевым, который группировал односторонние сделки следующим образом: 1) сделки, направленные по своему юридическому результату на наделение другого лица субъективным правом; 2) сделки, направленные на прекращение соответствующего правоотношения; 3) сделки, которые представляют собой реализацию возникших в составе правоотношений отдельных, частных, секундарных правомочий. На основе такого рода сделок происходит внутренняя динамика гражданских правоотношений, появление в рамках уже существующих правоотношений новых прав и обязанностей, их исчезновение, изменение; 4) сделки, которые выступают звеном в правообразующем составе юридических фактов[118].

Все названные группы односторонних сделок представлены и в вексельном праве. Примером сделки, направленной по своему юридическому результату на наделение другого лица субъективным правом, является выдача векселя, а также вексельный индоссамент. Примером односторонней сделки второй группы является зачеркивание индоссамента (ст. 50 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.); к этой группе относятся действия акцептанта по зачеркиванию надписи об акцепте (ст. 29 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.). Примером односторонней сделки третьей группы является индоссамент, условием которого является сокращение срока для предъявления к акцепту переводного векселя, подлежащего оплате в определенный срок от предъявления (ст. 23 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.), а также предъявление векселя к акцепту (ст. 21 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.). Примером односторонней сделки четвертой группы является акцепт (Глава 3 Положения о переводном и простом векселе 1937 г.).


ГЛАВА 2. ПЕРЕДАЧА ПРАВ ПО ВЕКСЕЛЮ

2.1 Правовая природа индоссамента

Одной из классических функций векселей является их передаваемость. По мнению В.М. Гордона, передаваемость векселя является его свойством, не подлежащим устранению со стороны лиц, участвующих в вексельном обязательстве[119]. Этого же мнения категорично придерживался Г.Ф. Шершеневич[120]. К. Победоносцев указывал, что в векселе предполагается возможность перемены в лице кредитора[121].

Наиболее распространенным способом передачи векселя является индоссамент. Индоссировать вексель, значит, передать, переуступить вексель и, соответственно, все права по векселю иному лицу. Любой ордерный вексель может быть передан посредством индоссамента - передаточной надписи. Передача по векселю означает, что право на указанную в векселе сумму переходит от одного лица к другому[122].

С.М. Барац, говоря о значении вексельного индоссамента, писал, что с момента возникновения первого индоссамента значение векселя увеличивается: он превращается в орудие платежа; в товар, покупаемый с целью произвести таковым платеж.

Возникновение индоссамента обычно относят к так называемому французскому периоду развития векселя. Его появление было вызвано с целью полной замены личности кредитора[123]. Глубокая ретроспектива индоссамента между тем не дала однозначного ответа на вопрос о его правовой природе; он и до сего дня остается проблемным в вексельном праве.

Г.Ф. Шершеневич приводит следующие мнения относительно индоссамента: 1) индоссамент - это поручительство: каждый из поручителей ручается за должника; 2) индоссамент - "новая выдача векселя".

Согласно первой теории индоссант "берет на себя как бы ручательство за своевременную уплату векселедателем обозначенной в векселе суммы" (В.М. Гордон)[124]. Указанная трактовка с точки зрения современного правопорядка представляется совершенно неосновательной. Различия между представительством и индоссаментом столь велики, что на них не стоит даже останавливаться. Соответствующую детальную критику этот взгляд получил уже в работе российских и советских цивилистов[125].

Той точки зрения, что индоссамент - "новая выдача векселя"[126], придерживался сам Г.Ф. Шершеневич. Как отмечал В.М. Гордон, для такого толкования индоссамента русской дореволюционной цивилистикой было основание - редакция соответствующих норм вексельного устава 1832 г, В настоящее время сходного мнения придерживается И.В. Рукавишникова[127].

В.М. Гордон упоминает о теории цессии как еще одной теории индоссамента. Согласно этой теории индоссамент отождествляется с передачей прав требования.

Говоря еще об одной проблеме, которая явно не прослеживается, но, тем не менее, существует, - это теория передачи ценной бумаги, - М.И. Брагинский, к примеру, отмечает, что "переход ордерной ценной бумаги должен быть осуществлен на основе индоссамента, учиненного на самой ценной бумаге"[128]. Очевидна разница, как если бы мы сказали, что "по индоссаменту передаются права по векселю" и как если бы мы сказали, что "по индоссаменту передается сам вексель". Она - принципиальная. В первом случае предполагается, что должно быть еще и основание для передачи ценной бумаги, а индоссамент будет выступать односторонней сделкой, которая используется для регулирования отношений, возникающих из сделок[129].

Как юридический факт индоссамент представляет собой одностороннюю сделку (статьи 154 - 157 ГК), юридическая цель которой в зависимости от вида индоссамента может быть различной: передача прав по ордерной ценной бумаге, передача ценной бумаги в залог, предоставление прав по взысканию вексельной суммы. Однако его главная, генеральная цель всегда одна - наделение другого лица субъективным гражданским правом. Таким образом, индоссамент относится к группе односторонних сделок, "направленных по своему юридическому результату на наделение другого лица субъективным правом". Эта конструкция нашла отражение и в современном законодательстве. Так, в соответствии с частью 3 статьи 146 и частью 3 статьи 389 ГК, права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи (индоссамента).