Смекни!
smekni.com

И.В. Сталин (стр. 4 из 8)

Эта рыжеволосая привлекательная женщина была глубоко религиозной. Еще в молодости ей пришлось по­хоронить двух своих младенцев. Когда 9 декабря (по григорианскому календарю 21 декабря) 1879 года ро­дился сын Иосиф, она почувствовала, что жизнь ее при­обрела новый смысл. Она нежно любила своего сына и ласково называла его Сосо, Соссло. Когда ее ребенок заболел, она самоотверженно выхаживала его. Болезнь не прошла бесследно: на лице И. В. Сталина остались мотки от оспы, а одной рукой он двигал с трудом до конца сноси жизни.

Родителя по-разному представляли себе судьбу сына. Мать в 1888 году записала его в местное духов­ное училище. Но вскоре Виссарион Джугашвили за­брал его оттуда. Он хотел, чтобы его сын также стал сапожником. Отец повез его с собой в Тифлис, где ра­ботал в течение трех лет па обувной фабрике Адельханова, после того как его собственная мастерская в Гори разорилась. Однако борьба в семье закончи­лась в пользу матери, отличавшейся сильной во­лей. Сосо опять вернулся в училище. Отец умер в 1890 году.

Екатерина Георгиевна работала прачкой в богатых семьях, чтобы прокормить себя и сына. Эта женщина прожила долгую жизнь. Она увидела, как ее сын стал руководителем гигантской страны, окруженным по­клонением и восхищением людей. Сама она вела скромную, простую жизнь в Грузии. По просьбе сы­на она на короткое время переселилась в Кремль, но все же вскоре вернулась домой. Там она и умерла в 1937 году.

В духовном училище мальчик Джугашвили счи­тался одним из лучших учеников. Он выделялся природным умом и особенно хорошей памятью. Эта его способность впоследствии получила дальнейшее развитие.

В то время обучение шло на русском языке, но гру­зинские национальные традиции все-таки сохранялись. По воспоминаниям одноклассников, Джугашвили про­читал все книги в городской библиотеке, особенно он любил романтическую грузинскую прозу. В те годы он познакомился с героями классических произведений Чавчавадзе и Руставели. Особое пристрастие он испы­тывал к книгам писателя Казбеги.

В июне 1894 года по окончании училища он был от­мечен как лучший ученик. Учитель советовал его мате­ри продолжить обучение способного мальчика. Молодой Иосиф Виссарионович, не достигший еще 15-летнего возраста, в сентябре 1894 года был зачислен в Тифлис­скую православную духовную семинарию. С этого вре­мени и до мая 1899 года это самое значительное учеб­ное заведение Грузии оказывало решающее влияние на его духовное развитие. В эти годы он был слушателем семинарии, получавшим стипендию.

Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником всякого рода освободительных идей среди молодёжи, как народническо-националистических, так и марксистско-интернационалистических; она была полна различными тайными кружками. Господствующий в семинарии иезуитский режим вызывал у Сталина бурный протест, питал и усиливал в нём революционные настроения. Пятнадцатилетний Сталин становиться революционером.

“ В революционное движение,-- говорит Сталин ,-- я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили вкус к подпольной марксисткой литературе”.

1 В 1896—1897 годах Сталин стоит во главе марксистских кружков семинарии. В августе 1898 года он и формально вступает в тифлис­скую органимцию Российской социал-де­мократической рабочий партии. Сталин становится членом группы „Месаме-Даси" — первой Груммской социал-демократической органивации, сыгравшей в 1893—1898 годах известную положительную роль в распро­странении идей марксизма. „Месаме-даси" не была ПОАитически однородна—её боль­шинство стояло на позициях „легального“•• марксизма" и склонялось к буржуазному на-

ционали“му“ Сталин, Кецховели, Цулукидзе составху^ЛУУМоводящее ядро революционного хшмЙИРбго меньшинства „Месаме-даси", Ц^^^Р^аародышем революционной социал-

1 Сталин ведёт в этот период интенсивную пропагандистскую работу в рабочих кружках, участвует на нелегальных рабочих собраниях, пишет листовки, организует стачки. Это была первая школа революционной практи­ческой работы, пройденная Сталиным среди передовых пролетариев Тифлиса. \

„Я вспоминаю, — говорил Сталин,— 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских... Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое революционное крещение... моими первыми учителями были тифлисские рабочие"^

Занятия марксистских рабочих кружков в Тифлисе проходили по составленной Сталиным программе.

В семинарии, где была налажена стро­гая слввка за „подозрительными", начинают •догадываться о нелегальной революционной работе Сталина. 29 мая 1899 года его исключают из семинарии за пропаганду марксист. -Некоторое • время Сталин пере­бивается уроками, а затем (в декабре 1899 г.) поступает на работу в Тифлисскую физиче-скую обсерваторию в качестве вычислителя-наблюдателя, ни на минуту не прекращая революционной деятельности. 1

Уже в то время Сталин—один из самых энергичных и видных работников тифлис­ской социал-демократической организации. ?„В период 1898—1900 гг. сложилась и оформилась руководящая центральная социал-демократическая группа тифлисской орга­низации... 1 Тифлисская центральная социал-демократическая группа провела огромную революционно-пропагандистскую и организа­ционную работу по созданию нелегальной социал-демократической партийной органи­зации'^. Сталин возглавляет эту группу. Ленинский „Союз борьбы за освобождение рабочего класса" был образцом, которому неизменно следовали в своей работе ти­флисские революционные социал-демократы. Рабочее движение в Тифлисе под руковод­ством революционного меньшинства „Месаме-даси" (Сталин, Кецховели, Цулукидзе) в этот период начинает выходить из рамок старой, чисто пропагандистской работы „с выдаю­щимися единицами" из рабочих. * Агитация в массах путём выпуска листовок на алобо* дневные темы, путём летучих собраний и политических демонстраций против царизма выдвигается жизнью на первый план.

Новую тактику встречает в штыки оппор­тунистическое большинство „Месаме-даси", которое склонялось к „экономизму", чуралось революционных методов, было против „улич­ной" политической борьбы с самодержавием. Сталин, революционное меньшинство „Ме­саме-даси" ведут ожесточённую и непри­миримую борьбу против оппортунистов за проведение новой тактики, тактики массовой политической агитации. Они находят горя­чую поддержку у передовых рабочих Тифлиса.

В переходе тифлисских социал-демократов к новым методам работы выдающуюся роль сыграл Виктор Курнатовский—образованный марксист^ стойкий последователь и ближай­ший соратник Ленина, проводник ленинских идей в Закавказье, По приезде в Тифлис осенью 1900 года он завязывает тесные отно­шения СО Сталиным и революционным мень­шинством „Месаме-даси", становится бли­жайшим другом и соратником Сталина.

Когда с декабря 1900 года начала выходить ленинская “Искра", Сталин целиком стал

3. В декабре 1925 года открылся XIV съезд партии. В политическом отчёте ЦК Сталин нарисовал яркую картину роста полити­ческой и хозяйственной мощи Советского Союза. Однако, говорил Сталин, мы не можем удовлетвориться этими успехами, ибо страна наша продолжает оставаться отсталой, аг­рарной. Для того, чтобы обеспечить эконо­мическую самостоятельность нашей страны и укрепить её обороноспособность, для того, чтобы создать необходимую для победы социализма экономическую базу,—надо пре­вратить нашу страну из аграрной в индустри­альную.

С трибуны XIV съезда вождь партии го­ворил: “Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими собственными силами необходимое оборудование,—вот в чём суть, основа нашей генеральнойлинии”.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ в исторически кратчайшие сроки такой огромной и вместе с тем отсталой в экономи­ческом отношении страны, какой являлся Советский Союз в тот период, представляла гигантские трудности. Нужно было построить заново целый ряд отраслей индустрии, неиз­вестных старой царской России. Нужно было создать новую оборонную промышленность, которой не было в прежней России. Нужно было построить заводы современных сель­скохозяйственных машин, неведомых старой деревне. Это требовало колоссальных средств. Капиталистические государства добывали их беспощадной эксплуатацией народа, захват­ническими войнами, кровавым грабежом колоний и зависимых стран, внешними займами. Но Советская страна не могла пользоваться этими грязными источниками, а путь внеш­них займов был для неё закрыт капитали­стами. Оставалось добыть средства только внутри Советской страны.

Опираясь на указания Ленина, Сталин раз­работал положения о социалистической ин­дустриализации нашей страны. Он пока­зал, что:

1) существо индустриализации состоит не в простом росте промышленности, а в •раз­витии тяжёлой индустрии и прежде всего её сердцевины—машиностроения, ибо только создание тяжёлой индустрии и собственного машиностроения обеспечивает материальную вазу социализма и ставит страну социализма в независимое от капиталистического мира положение;

2) экспроприация помещиков и капитали­стов в нашей стране в результате Октябрь­ской социалистической революции, уничтоже­ние частной собственности на землю, фабрики, заводы, банки и т. д. и передача их в обще­народную собственность—создали мощный источник социалистического накопления для развития индустрии;

3) социалистическая индустриализация в корне отличается от капиталистической— последняя строится путём колониальных за­хватов и грабежей, военных разгромов, кабаль­ных займов и беспощадной эксплуатации рабочих масс и колониальных народов, а со­циалистическая индустриализация опирается на общественную собственность на средства производства, на накопление и сбережение богатств, создаваемых трудом рабочих и кре­стьян; социалистическая индустриализация неразрывно связана с неуклонным улучше­нием материального положения трудящихся масс;