Смекни!
smekni.com

Климат голоцена по естественнонаучным данным и его отражение в исторических хрониках (стр. 3 из 4)

Другой античный автор, Страбон, в своем монументальном труде "География" [22] приводит такие сведения о юге Европы (II, I, 16):

о где же на Борисфене или на океанском побережье Кельтии ты найдешь подобное благосостояние, где даже виноград не растет и не приносит плоды? В более южных областях этих стран как на Средиземном море, так и у Боспора, виноградная лоза приносит плоды, но грозди там маленькие, а на зиму ее закапывают в землю. Ледяной покров же там, в устье Меотийского озера, столь крепок, что в какой-то местности зимой полководец Митридата одержал в конном строю победу над варварами, сражаясь на льду, впоследствии там же, летом, когда лед растаял, он разбил их в морском сражении. И Эратосфен приводит следующую эпиграмму из храма Асклепия в Пантикапее, начертанную на бронзовой гидрии, лопнувшей от мороза:

Если же кто не поверит, что в нашей стране приключилось,

Пусть он узнает тогда, гидрию эту узрев:

Богу не в дар дорогой, а в знак лишь сурового хлада

Нашей страны иерей Стратий, ее посвятил" .

А вот как описывал климат современной ему Скифии (Крыма, Кавказа и близлежащих территорий) "отец истории" Геродот [5]: "Все осмотренные нами страны отличаются столь суровым климатом, что в течение восьми месяцев здесь стоит нестерпимый холод. Замерзает и море, и весь Киммерийский Боспор, так что живущие по сю сторону пролива скифы толпами переходят по льду, переезжают по нем в повозках (санях) на другой берег к синдам". Известно, что якобы за 500 лет до н.э. льды Боспорские были столь крепки, что Херсонесские Скифы сражались на них и прошли по оным с телегами, намереваясь идти в Индию [19].

Еще одно интересное свидетельство, - Иосиф Флавий [24] описывает долину Мертвого моря и Иудею в таких красках: "Зимою температура до того умеренна, что туземные жители носят полотняное одеяние, в то время как в других частях Иудеи падает снег". После всего этого, возникает вопрос: могли ли такие холода иметь место в эпоху "классической античности"?

Еще раз обратимся к графику на рис.1. Весь период 2 тыс. лет до н.э. - 1 в. н.э. характеризуется экстремально теплыми климатическими условиями даже по сравнению с нынешними. Однако, вышеприведенные описания из "античных" источников вступают с совершенно четкими естественнонаучными данными в непримиримое противоречие - в первых повествуется об ужасных холодах, при которых замерзало Черное море и Дунай, снег в Палестине был обычным явлением, виноградную лозу приходилось закапывать на зиму в землю, потому как стояла лютая стужа, а от мороза лопались даже бронзовые амфоры в Керчи, - вторые же свидетельствуют как раз об обратном, а именно о теплой эпохе.

Как объяснить сложившуюся ситуацию?

Есть три варианта: либо неверны данные изотопного анализа гренландского ледяного керна (во что верится с трудом, учитывая то, что они многократно проверялись и перепроверялись [42]), либо неверна традиционная датировка античного периода, - либо, если она вдруг верна, выходит, что античные авторы беспощадно лгут, и мы зря на них положились в вопросе о достоверных палеоклиматических сведениях. Кажется уместным продолжить сопоставление древних нарративов с палеоклиматическими реалиями исторического периода - возможно, это не только даст ключи к правильному пониманию причин рассогласования между ними, но и поможет выявлению истинной хронологической картины развития земных цивилизаций.

Вернемся к Страбону. При описании Северо-Западной Африки (XVII, III) античный географ передает такую информацию о ее природе [22]: "Тот факт, что Маврусия, кроме незначительной пустынной части, является плодородной страной, имеющей реки и озера, признается всеми. В ней встречаются в большом изобилии большие деревья разных пород, приносящие много плодов... Для змей, слонов, косуль, антилоп и подобных животных, равно как для львов и леопардов, эта страна во всех отношениях является кормилицей..." О более восточной части Ливии (между страной мавров и Карфагеном): "У некоторых из тамошних племен земля приносит урожай дважды, и они собирают две жатвы - летом и весной; стебель достигает пяти локтей в высоту, толщиной же с мизинец..." И чуть далее об области вокруг современного залива Габес (др. назв. Малый Сирт): "В глубине залива находится очень большой порт, с рекой, впадающей в залив... После Сирта следует озеро Зухий, 400 стадий в окружности, с узким входом... затем другое озеро, гораздо меньшее... Между гетулами и нашим побережьем лежит не только много равнин, но и множество гор, больших озер и рек..."

Что из себя представляет Северо-Запад Африки в наше время? В основном, это бесплодная каменистая или песчаная пустыня, с солончаками вместо озер и сухими руслами уэдов вместо рек. Узкой полосой вдоль средиземноморского побережья протянулись более или менее плодородные и пригодные для жизни земли. Однако известно, что такая картина наблюдалась не всегда. Методами естественных наук установлено, что в эпохи похолодания наступают периоды повышенного увлажнения в Северной Сахаре, и, соответственно, пониженного увлажнения в Южной, - вся пустыня как бы смещается к югу [16, 37]. У Страбона явно описана влажная эпоха - так называемые плювиальные условия Северной Сахары. Но в тех местах, где, согласно Страбону, раньше были озера и реки (взять хотя бы побережье залива Габес) - теперь огромные солончаки, например, Шотт-Джерид, - и песчаные эрги.

Следовательно, эпоха, описанная у Страбона, была холодной. Понятно, что до II в. н.э. плювиальные условия были здесь просто немыслимы; а похолодания, с которыми связаны "миграции Сахары", отмечаются в историческое время исключительно в Малом Ледниковом Периоде [37], то есть примерно с XII по XIX века. На основании изложенного напрашивается вывод: Страбон описывал климат средних веков. По иному интерпретировать факт наличия в его тексте указаний на климатические условия, соответствующие лишь МЛП, не представляется возможным. То есть, традиционная датировка античного периода неверна, и все события античности происходили в более позднее время. То, что сообщения о суровых холодах имеются не только у Страбона, исключает версию о его случайной ошибке. Как мы имели возможность убедиться выше, эта ошибка носит системный характер, и встречается у целого ряда авторов, в текстах которых есть упоминание или описание природных условий.Любопытно, что совершенно независимым образом мы пришли к тем же выводам, которые на основании статистического анализа древних нарративов делают академик А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский [19, 20]. Противоречия между данными источников и естественнонаучными реконструкциями исчезают, если античность поместить на оси времени на 1.5-2 тыс. лет позже. Только после того, как эта хронологическая процедура произведена, мы можем использовать античные письменные памятники для палеоклиматологических реконструкций, а именно - для детализации реконструкций климатических условий Малого Ледникового Периода.

Нельзя не отметить, что описания холодов в античных источниках хорошо коррелирует с описаниями холодов в документах, относящихся непосредственно к МЛП, то есть к XII-XIX вв. Так, например, в Тверской летописи можно прочесть: "В лето 6916 (1408 г.)... бе же тогда зима тяжка и студено зело, снежна преизлишне", или: "В лето 6920 (1412 г.) зима была снежна вельми, и потому на весну бысть вода велика и сильна".

Как отмечает В.М.Котляков [12], подобные записи встречаются во многие годы XV в., с 1441 по 1450 гг. суровые холода отмечали вообще каждую зиму. В этот период суровые и снежные зимы в России часто приводили к голоду. Вообще, в русских летописях тренд похолодания отмечается с XIII века, но так как датировки для данного периода не могут быть признаны надежными [19], с уверенностью можно говорить лишь о том, что в этих источниках описаны события позднего средневековья. Если условно согласиться с принятой хронологией летописей, то картина выглядит следующим образом [2]: XIII век начался дождями, которые шли непрерывно в течение всего лета, - результатом был голод. В 1203 году наступили жестокие морозы, потом - засуха. Повсеместно отмечались неурожаи. В первую треть XIII века наблюдается одно из самых длительных "скоплений" особо неблагоприятных природных условий, обусловившее 17 голодных лет. В 1214-1216 гг., и особенно в 1230-1233 гг. население Руси резко сократилось. Далее бедствия лишь усиливались. Вся вторая половина века характеризуется частыми бурями, дождями, наводнениями, усилением холодов и жестокими зимами. На конец XIII века приходится одно из наиболее серьезных похолоданий за последние две тысячи лет. Летописцы отмечают "великую нужду в народе". На севере и в центре селища становятся малодворными деревнями, располагающимися на возвышенных местах. На юге, наоборот, появляются новые селища, обычно неукрепленные, и расширяется зона собственно хозяйственной деятельности населения.

В общем, описанное похолодание вполне соответствует выводам, которые можно сделать исходя из анализа изотопных кривых по гренландским кернам. Однако, и в средние века (главным образом, это касается раннего средневековья) мы можем встретить противоречивые свидетельства того же толка, что и у античных авторов.

Так, Анна Комнина, при описании якобы зимы 1090-1091 года в Константинополе сообщает [8]: "Император знал об этом и, так как дела на суше и на море находились в весьма тяжелом состоянии и суровая зима заперла все выходы (из-за сугробов нельзя было даже открыть двери домов - никто даже не помнил, чтобы навалило столько снега, сколько в тот год), он приложил все усилия, чтобы письмами вызвать отовсюду наемное войско. Когда же наступило весеннее равноденствие, тучи перестали грозить войной." Также она сообщает о снегопаде 24 сентября, и сильном снегопаде у острова Корфу (!) в июле; доводит до нас информацию, что корабли на зиму ставили в гавань, а савроматы (мизийцы) по льду переходили Дунай. О том же свидетельствует Р. де Клари: в зимнее время флот не плавает, и военные действия не ведутся; отмечается зимняя стужа [6].