Смекни!
smekni.com

Право собственности (стр. 12 из 34)

Статья предусматривает две разновидности ограничения права частной собственности а) в зависимости от вида имущества см. ст. 212 ГК, б) по стоимости и количеству имущества. Эти ограничения могут быть предусмотрены только законом и только в случаях, перечисленных в п.2 ст. 1 ГК. Например, в законе может быть установлен предельный размер участка земли, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, или в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты замкнутые водоемы небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ ст. 40 Водного кодекса. Настоящая статья развивает положения пункта 2 ст. 261 ГК РФ, устанавливающего, что если иное не предусмотрено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Это означает, что гражданское законодательство допускает возможность признания некоторых водных объектов как объектов права частной собственности. Однако решение этого вопроса ГК РФ относит к сфере регулирования водного законодательства Водному кодексу РФ.

Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. 24, 25 ГК, пп. 14, 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8). При этом на отдельные виды его имущества — продукты питания, предметы одежды, домашнюю утварь, скот и т.п., перечисленные в приложении №1 к ГПК РСФСР, взыскание обращено быть не может (ст. 24 ГК).

Иная картина складывается в том случае, если собственник — гражданин или юридическое лицо (применительно к производственному кооперативу только гражданин) передают принадлежащее им имущество в качестве вклада или пая в хозяйственное общество (товарищество) или производственный кооператив. Согласно ст. 48 и п.3 ст. 213 ГК коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, становятся собственниками такого имущества, как и приобретенного по иным основаниям. На практике моментом перехода имущества, вносимого в натуре в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества (товарищества), в собственность этого общества (товарищества) принято считать момент государственной регистрации коммерческой организации.

При этом имущество, принадлежащее хозяйственному обществу (товариществу) даже со 100% государственным или муниципальным участием, является объектом частной собственности. Государству или муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности лишь акции (вклады) такого общества (товарищества). Соответственно любые условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять при выходе внесенное им в качестве вклада имущество в натуре, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена в законе.

Исключение из общего правила о переходе имущества учредителей (участников) в собственность хозяйственного общества (товарищества) или производственного кооператива может составлять случай, когда в учредительных документах коммерческой организации содержатся положения о передаче имущества в уставный (складочный) капитал не в натуре, а на праве владения или пользования (п.17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

В случае ликвидации хозяйственного общества, товарищества или производственного кооператива, его участник (акционер, пайщик) вправе, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами, получить в свою собственность часть имущества юридического лица, пропорциональную, как правило, его доле в уставном (складочном) капитале или паю.

Будучи собственниками, гражданин или юридическое лицо вправе передать принадлежащее им имущество в качестве взноса или вклада в имущество некоммерческой организации. Последняя, за исключением учреждения, также становится собственником имущества с момента собственной регистрации (ст. 48 и п.3 ст. 213 ГК). Но в отличие от коммерческой организации она вправе использовать свое имущество в предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению ее целей.

Согласно ст. 20 Закона о некоммерческих организациях при ликвидации всех видов таких организаций, за исключением некоммерческого партнерства, имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам, членам) не возвращается. Оно направляется на цели, ради которых организация создавалась, и (или) на благотворительные цели. Таким образом, Закон о некоммерческих организациях расширил по сравнению с п.4 ст. 213 перечень тех из них, чье имущество учредителем (участникам, членам) не возвращается. Согласно п.3 ст. 20 Закона лишь имущество некоммерческого партнерства возвращается в собственность его членов в соответствии с их взносами, а имущество учреждения, если иное не предусмотрено законом и иными правовыми актами, возвращается собственнику.

Решением Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г. по вопросу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» имущество, собственником которого являлось государство, но которое на 25 августа 1991 г. фактически находилось во владении или распоряжении КПСС и КП РСФСР, признано государственной собственностью. Этим же распоряжением имущество, собственником которого на 25 августа 1991 г. являлись КПСС или КП РСФСР, либо собственник которого не определен, признано либо частным, либо имуществом, чья правовая принадлежность требуют дополнительного разбирательства в суде (Ведомости РСФСР, 1991, № 35, ст. 1164; Ведомости РФ, 1993, № 11, ст. 400).

Поскольку Законом о некоммерческих организациях правовое положение потребительских кооперативов как собственников принадлежащего им имущества, а также порядок их взаимоотношений с учредителями (членами) кооператива не регламентируется, при решении подобных вопросов необходимо руководствоваться другими правовыми актами — Законом о потребительской кооперации; Законом о товариществах собственников жилья.

Понятие и основание возникновения права собственности граждан.

В основании возникновения права собственности граждан лежат две формы присвоения — индивидуальная и коллективная. Реализация индивидуальной формы присвоения производится гражданином двумя способами: 1) собственной экономической деятельностью, не направленной на извлечение прибыли (например, работой в личном подсобном хозяйстве для удовлетворения собственных нужд в продуктах питания); 2) путем осуществления предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде (например, оказания услуг или выполнение работ).

Второй способ присвоения может быть разделен на виды в зависимости от организационно-правовой формы, в которой происходит присвоение: а) деятельность без образования юридического лица (ст. 23 ГК); б) деятельность с образованием юридического лица (ст. 18 ГК).

Коллективная форма присвоения осуществляется также двумя способами: собственным трудом в качестве наемного работника на предприятии любой формы собственности; предпринимательской деятельностью, основанной на привлечении наемного труда. Второй способ присвоения также может быть разделен на виды в зависимости от организационно-правовой формы, в которой происходит присвоение:

1) деятельность без образования юридического лица и 2) деятельность с образованием юридического лица (ст. 18 ГК).

Помимо вышеназванных оснований возникновения собственности, которые характеризуются активной ролью граждан в процессе присвоения, известны еще два основания: общесоциальные и общегражданские способы присвоения. При общесоциальных способах гражданам отводится пассивная роль. К числу общесоциальных относятся всевозможные пособия, выплаты из общественных фондов потребления, гуманитарная помощь и др. Общегражданские способы присвоения гражданами имущества включают в себя получение процентов на капиталы в банке, принятие наследства, получение имущества в дар, другие гражданско-правовые сделки, направленные на удовлетворение личных потребностей.

В литературе встречается деление права собственности граждан на право личной собственности и право собственности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью[35]. Такое деление вряд ли оправдано по следующим причинам. Основанием деления при этом является не форма нрава собственности, а назначение того имущества, которое принадлежит гражданину. Однако в отличие от ранее действовавшего законодательства, которое вводило ограничения на объем действий собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом (использование только для удовлетворения личных и семейных потребностей, запрет на сдачу в наем жилья по ценам сверх установленных государством, запрет на использование личного транспорта для платной перевозки пассажиров и т.д.), сегодня такие ограничения отпали. Поэтому собственник вправе любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, использовать как и личном потреблении, так и для предпринимательской деятельности.

Установить четкую границу между различными видами имущества по признаку направленности его использования практически невозможно. Условно различия могут быть проведены по объему имущественной ответственности. Гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, отвечает по обязательствам всеми видами объектов собственности. Ограничение объема ответственности гражданина в этом случае обусловлено гарантией сохранения должнику и лицам, находящимся на его иждивении, имущества, необходимого для нормального существования и продолжения профессиональных занятий[36]. Гражданин, занимающийся предпринимательством с использованием организационно-правовой формы юридического лица, несет имущественную ответственность за результаты такой деятельности только в объеме имущества юридического лица.