Смекни!
smekni.com

Преступность несовершеннолетних (стр. 2 из 4)

Питательной средой для групповой преступности стали неформальные группировки молодежи антиобщественной на­правленности. Ежегодно более 70 тыс. подростков, входящих в такие группировки, подвергаются уголовному и администра­тивному наказанию за совершение различного рода правона­рушений. Подростковые группы с антиобщественной направ­ленностью весьма широко используются в своих целях лиде­рами организованной преступности и фактически становятся составной частью последней[5].

Наиболее неблагополучными по уровню криминальной пораженности несовершеннолетнего населения являются Са­халинская, Пермская, Архангельская, Вологодская, Калинин­градская, Ленинградская, Магаданская, Новосибирская, Тю­менская области, республики Бурятия и Хакасия, Еврейская автономная область, Хабаровский край.

Анализу данных, характеризующих личность несовершен­нолетнего преступника, следует предпослать важное замеча­ние: никакие признаки, черты, свойства личности, о которых пойдет речь, нельзя рассматривать как причину, источник совершения противоправных действий.

Преступность несовершеннолетних — это в основе своей мужская преступность: на долю девочек приходится почти ста­бильно около 8%, число их зарегистрированных преступле­ний в 1995—1999 гг. сократилось на 21,4%. Количество девочек, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, возросло за этот же период в 1,3 раза, а доставленных в органы внутренних дел — в 1,7 раза. Причем девушки совершают не только "традиционные" преступления (кражи, мошенничество), но и все чаще становятся участницами устойчивых групп хулиганской и ко­рыстно-насильственной направленности. Несмотря на суще­ственную специфику личностных характеристик несовершен­нолетних преступниц (они более лживы, скрытны, психичес­ки травмированы негативными обстоятельствами среды), осо­бенности правонарушающего поведения несовершеннолетних женского пола пока не находят достаточного отражения в орга­низации профилактических мер.

Анализ возрастных характеристик проводится, как прави­ло, с выделением младшей (14—15 лет) и старшей (16—17 лет) групп. По многим криминологически значимым критериям эти группы заметно отличаются друг от друга. Коэффициент кри­минальной активности в первой группе в 2,6 раза ниже, чем у старших подростков. Удельный вес шестнадцати-семнадцатилетних на протяжении последних лет составляет чуть больше 70%. В первой группе выше доля лиц, которые совершили кражу и грабеж, а во второй — выше доля совершивших убий­ство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, раз­бой, неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения, хулиганство.

Принципиально различается преступность выявленных несовершеннолетних по роду занятий. В конце 90-х гг. абсо­лютное количество учащихся и студентов уменьшилось на 1,7%, т. е. оставалось почти стабильным. В то же время их удельный вес в общем контингенте несовершеннолетних преступников увеличился довольно заметно — с 40,6 до 48,6%. Увеличилось в 1,6 раза количество учащихся и студентов, доставленных в органы внутренних дел за противоправную деятельность.

Очень высок и растет удельный вес не работающих и не учащихся подростков, совершающих преступления: в 1994 г. он составлял 33,4% в общем числе выявленных несовершенно­летних преступников, а во второй половине 90-х гг. — 42,9%. Абсолютное количество лиц, образующих эту группу, вырос­ло на 11,7%.

За тот же период почти на 12% увеличилось число несовер­шеннолетних, не имеющих постоянного источника дохода. При­чем в 1999 г. в совершении преступлений участвовало 3,8 тыс. подростков, официально признанных безработными. В каче­стве резерва пополнения данной категории преступников воз­можно рассматривать группу не работающих и не учащихся в 100 тыс. человек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД.

Как правило, связаны с криминальной средой именно не работающие и не учащиеся подростки, являющиеся хрони­ческими алкоголиками и наркоманами.

Уголовно-правовой рецидив применительно к несовершен­нолетним преступникам составляет 14—15%. Вместе с тем вели­ка распространенность криминологического рецидива, а также неоднократное совершение преступлений до первого разобла­чения. По выборочным данным, подростки до привлечения к уголовной ответственности успевают совершить 5—8 преступ­лений (особенно типичны многоэпизодные кражи). Ежегодно более 700 тыс. подростков привлекаются к административной ответственности, 85—88 тыс. доставляются в органы внутрен­них дел за совершение общественно опасных деяний до дос­тижения возраста уголовной ответственности.

2. Причины преступности несовершеннолетних

Уголовно-правовые проблемы, связанные с ответ­ственностью несовершеннолетних, могут быть успешно разрешены, если изучается соответствующий криминологический аспект. Нельзя не признать, что данная проблема привлекала внимание криминологов и в пре­жние годы[6], и в настоящее время[7]. Поэтому имеет­ся довольно обширный материал, позволяющий судить о структуре и динамике преступности несовершенно­летних, о лицах, совершающих противоправные дея­ния в указанном возрасте, в частности, об их возраст­ных особенностях, условиях, в которых протекало ста­новление и формирование их личности. Это создает предпосылки для формирования концепции предуп­реждения правонарушений несовершеннолетних на различных этапах развития общества, определения роли в этом как государства, так и негосударственных организаций.

Представляет интерес вопрос об объективности этих гипотез. Криминологический аспект преступнос­ти несовершеннолетних специфичен по той причине, что объектом внимания является человек, находящий­ся в стадии формирования личности. Важно, чтобы его сознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а не стимулировалось криминаль­ное поведение.

Отмечают ряд неизменных особенностей личнос­ти подростков, которые обусловлены психологически­ми факторами переходного возраста. Ряд специалис­тов предлагает оказание медицинской помощи подро­сткам, проявляющим агрессивность, особенно в пери­од полового созревания, с тем, чтобы с помощью тера­певтического вмешательства, применения психотроп­ных веществ исключить перерастание агрессивного поведения в антисоциальное, в том числе преступное.

С учетом этого возникла специфичная кримино­логическая теория Тарда, согласно которой внушение, оказываемое в различных формах на человека, в соче­тании с его склонностью к подражанию формирует из него либо правопослушного члена общества, либо пре­ступника.

Целесообразно поддержать точку зрения крими­нологов[8] , которые ведут речь о возникновении тако­го феномена, как организованная преступность несо­вершеннолетних. В ее основе лежат психологические закономерности, предполагающие неформальное воз­никновение и развитие сообществ подростков и моло­дежи, объединяющихся вокруг тех из них, которые обладают задатками лидера. Это внутренняя законо­мерность данного процесса. Внешняя же заключается, согласно позиции Тарда и его сторонников, в подража­нии подростков определенным кумирам, авторитетам, образ которых формируют электронные средства мас­совой информации, иные СМИ, печатные издания, ви­деопродукция.

Если образы берущих верх в жизни «крутых» парней через указанные источники информации внуша­ются в сознание подросткам косвенно, то криминальные авторитеты непосредственно пытаются взять под конт­роль подростковые и молодежные группировки, приви­вая им криминальные ценности, соответствующий сте­реотип поведения. Неформальные молодежные группи­ровки стремятся взять под контроль определенную тер­риторию, в связи с чем неизбежны их столкновения для подавления других сообществ и т. п. Однако с момента капитализации экономических отношений стала более четко проявляться тенденция к трансформации нефор­мальных подростковых и молодежных группировок в соответствующие разбойные группы и банды, занимаю­щиеся помимо этого уличным рэкетом, пополняющие из своего числа организованные группы совершеннолет­них преступников, где используются в качестве боеви­ков, непосредственных исполнителей.

Опасность этого обстоятельства заключается в том, что сохраняются групповые формы всех тех преступле­ний, которые и ранее совершали несовершеннолетние, с поправкой на негативную динамику. Надлежащая взаимосвязь между участниками, стремление скрыть криминальную линию поведения от правоохранитель­ных органов привели к длительному периоду их пре­ступной деятельности, когда безнаказанность вела к смене одного преступного эпизода другим. По итогам последних лет, определенная часть несовершеннолет­них была разоблачена в качестве активных участников организованных преступных групп. Каждый десятый участник организованных преступных групп был несо­вершеннолетним.

В поведении несовершеннолетних четко просле­живается стремление действовать по внушаемой им со стороны негативного окружения формуле: цель оправ­дывает средства. Тем более что наглядных примеров, подтверждающих такую практику, в современных ус­ловиях более чем достаточно. Одних только усилий сотрудников отделов по профилактике правонаруше­ний несовершеннолетних, работников уголовного ро­зыска, участковых инспекторов с их ограниченными возможностями влияния на подучетных несовершенно­летних для сдерживания их криминального поведения недостаточно. Здесь требуются общепрофилактические меры, прежде всего со стороны органов исполнитель­ной власти, которые бы по месту жительства организо­вали надлежащим образом досуг подростков.