Смекни!
smekni.com

Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки (стр. 7 из 10)

Построим полигон частотного распределения баллов. Для этого запишем статистический ряд в виде:

xi 0 6 8 10 11 14 15
fi 1 1 2 2 2 1 1

Рисунок 1

График показывает, что распределение частот верных ответов поформе приближается к нормальному распределению: низких и высокихзначений мало, а средних – много.

Найдем среднее арифметическое значение выборки верных ответов:


Х =

– среднее значение не достигает даже половины возможного наборабаллов (10 баллов); т.е. получилось плосковершинное распределение снизким максимальным значением.

Еслипостроить диаграмму ответов (в баллах), то получим:

Рисунок 2

В отношении 30% испытуемых получились результаты ниже среднего результата всей выборки, а 70% – выше среднего результата.

Выделим уровни, разделив их в шкале числовых отношений по баллам:

– от 0 до 4 баллов – низкий уровень;

– от 5 до 8 баллов – ниже среднего;

от 9 до 12 баллов – средний уровень;

– с 13 баллов до 16 баллов – выше среднего;

– от 17 до 20 баллов – высший уровень.

Результаты испытуемых по уровням мы занесли в таблицу 2.

Таблица 2. Результаты испытуемых подростков по уровням. Количество детей

Уровни Человек %
Низкий [0, 4] 1 10
Ниже среднего [5, 8] 2 20
Средний [9,12] 4 40
Вник среднего Г Из 16] 3 10
Высший [17, 20] 0 0

Если отразить результаты в диаграмме, то получим результат, отраженный в виде диаграммы, представленной на рис. 3.


Выделим те задания, которые были более сложными для подростков; для этого рассмотрим суммы по столбцам сводной таблицы. Видим, что хуже всего дети справились с заданиями:

1) Составить «Афишу концерта» из программных сочинений русских и зарубежных композиторов (по желанию);

2) «Угадай мелодию»;

3) Как называется сольный номер в опере?

4) Как называется вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов?

Средний балл по всем заданиям будет равен:

Ниже этого результата выполнены задания №3, 5, 5, 7, 8, 9, то есть 60% заданий, а 40% – более этого среднего значения.

При этом выяснилось, что лучше всего дети справились с заданиями:

1) Составить программу музыкального концерта для одноклассников;

2) Назвать фамилию великого русского композитора, автора фортепианного цикла «Картинки с выставки»;

4) Назови струнный щипковый музыкальный инструмент.

Результаты анкетирования детей показали, что 70% испытуемых подростков относятся к музыке «хорошо», «с интересом», «обожают» ее и т.п. 30% испытуемых подростков менее оптимистичны в своих ответах («нормально», «смотря к какой» и др.). Наиболее типичными ответами при этом являются: «Смотря к какой. К современной музыке – очень хорошо, а к классической – прекрасно» (См. Приложение 1).

90% испытуемых показывают, что музыка в жизни нужна «для души», для того, чтобы «успокоить человека, если ему плохо», «поднять его настроение» и т.п. 10% испытуемых затрудняются с ответом («не знаю», «не думала» и т.п.).

95% испытуемых к числу музыкальных произведений, которые они знают, относят произведения классической музыки; однако любимыми для подавляющего большинства подростков являются популярные эстрадные песни, джазовые произведения.

Все испытуемые встречаются с музыкой дома, в гостях, «в машине», любят петь дома; подростки в подавляющем большинстве отмечают, что их родители поют дома и в гостях. Однако крайне редко встречаются ответы, свидетельствующие о том, что подростки слушают музыку на концерте (2%).

Дома испытуемые слушают музыку вместе с родителями, когда смотрят телевизор (95%).

Таким образом, очевидно, что испытуемые подростки при в общем-то положительном отношении к музыке, классическую музыку «знают», а эстрадную, популярную – «любят», что свидетельствует о разграничении ее эмоционального и интеллектуального восприятия.

Классическая музыка остается для испытуемых подростков «не своей», в определенной степени «навязанной» взрослыми – родителями, учителями. Разница между классической и популярной музыкой для испытуемых такая же, как между «надо» и «хочу, люблю».

Характерно, что опрошенные родители испытуемых подростков либо несколько приукрашивают картину музыкально – эстетического воспитания в своей семье (45%), либо полагают, что «Семья эти задачи не решает» (25%), либо затрудняются при ответе на него (оставляют данный вопрос без ответа, уходят от ответа) (30%).

При ответе на вопрос «Что необходимо для достижения вашим ребенком определенного уровня музыкальной культуры 7» ответы родителей весьма типичны («Поменьше смотреть телевизор», «Купить музыкальный инструмент»; «Его желание»; «Заинтересованное и профессиональное отношение к этой проблеме преподавателей музыки в учебных заведениях»; «Гармонично составлять планы уроков по музыке» и т.п.).

Подобные ответы (95%) свидетельствуют о том, что родители испытуемых подростков даже не замечают, что данный вопрос анкеты адресован непосредственно им и перекладывают всю ответственность за формирование МЭК своих детей на плечи других (учителей музыки), ищут причину в постороннем объекте («если бы не было телевизора…»).

Только один опрошенный родитель указал, что он должен «подавать пример ребенку, слушая классическую музыку».

Таким образом, анализ ответов родителей показывает, что в целом они не способствуют воспитанию музыкально-эстетической культуры своих детей.

Проанализировав рисунки подростков, можно сделать вывод о том, что 85% испытуемых обладают достаточно высоким потенциалом креативности (творческости к 15% подростков затрудняются в изображении музыки с помощью других художественных средств (рисования), что в целом свидетельствует о низком уровне развития их музыкально-эстетической культуры.

Дополнительную информацию дают ответы на вопрос «Почему ты изобразил музыку такой?»: 50% испытуемых в своих рисунках отождествляют музыку Ф. Шопена с явлениями природы (яркое солнце, голубое небо и т.п.); улыбающимся человеческим лицом; прорисовывают линии яркими карандашами 20% испытуемых затрудняется в изображении слышимой ими музыки изобразительными средствами; 30% испытуемых отказались рисовать, мотивируя отказ тем, что они никогда этого не делали, не знают, не понимают, что и как необходимо изобразить.

По результатам экспериментального исследования, таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) уровень развития музыкально-эстетической культуры испытуемых подростков 13 лет преимущественно средний;

2) испытуемые в целом знакомы с миром музыки, однако эти знания остаются для них просто «нужными», «обязательными», но ни в коей мере не требуются им для пополнения духовного багажа личности: ответы испытуемых, которым серьезная музыка необходима в эмоциональном, духовном плане, единичны;

3) родители испытуемых подростков не принимают участия в формировании МЭК своих детей: они не представляют, как им необходимо актуализировать себя в данной ситуации; по мнению родителей, музыкально – эстетическим воспитанием их детей должны заниматься профессионалы – «методически грамотные учителя музыки»;

4) испытуемые показывают достаточно низкий уровень креативности, что свидетельствует об отсутствии эмоционального восприятия музыкальных произведений, глубоком непонимании того, что, в принципе, любое художественное произведение (музыкальное) может быть описано средствами другого (живописи и графики).

Очевидно, что подобное положение ни в коей мере не может удовлетворять учителя музыки. С этой целью необходимо рекомендовать наиболее эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры.

2.4 Эффективные формы и методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры

Программа по музыке[23] для общеобразовательной школы по своему характеру является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия ими музыкальных произведений в контексте духовной культуры, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Важно отметить, что теоретической и методологической основой программы по музыке для средней школы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия музыкальных произведений как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей, соотношение музыкального искусства и действительности как основы для развития музыкально-эстетической культуры учеников.