Смекни!
smekni.com

Воспитание музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки (стр. 9 из 10)

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся-подростков, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. «Музыка никуда не уходит. Она с нами – старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит. Слушая ее, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаем, какими были древние замки и как сверкала гладь морей античности, перед нами предстают улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий. И наша жизнь начинает казаться совсем другой – не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений».[25]

Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни национальными границами.

И все же, открывая для себя мир музыки, подросток одновременно узнает и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это вер ню что музыка – общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать!

Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не дается человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чем-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыки, музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности. Все это – составляющие музыкально-эстетической культуры, дорога к которой для подростка лежит через эмоциональные переживания, вызванные музыкой.

К сожалению, современные подростки, как показало экспериментальное исследование, воспринимают серьезную, классическую музыку как нечто нужное, обязательное для их образования, обучения, но не как источник собственного духовного опыта.

Гипотеза экспериментального исследования, таким образом, подтвердилась: испытуемые подростки находятся на среднем уровне развития музыкальной культуры, в основном показывая только знания о музыке, но не желание взаимодействовать с музыкой на уровне чувств. Родители испытуемых не прилагают усилий для развития музыкально-эстетической культуры подростков. В целом полученные результаты сходны с результатами экспериментального исследования, проведенного А.В. Мошкиным и В.Н. Руденко: современные подростки остро нуждаются в руководстве по развитию их музыкально-эстетической культуры со стороны взрослого.

Учитель музыки может и должен взять на себя миссию доброго наставника и друга подростка в мире музыки, он вполне может сделать мир ребенка гармоничнее и прекраснее. От этого взрослый человек, работающий с детьми, и сам обычно становится лучше, ибо подобное, как известно, воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создает красоту.

В этом – извечная мудрость мира, в котором музыка существует для утверждения светлых, высших начал в человеке. И делает она это по мере сил с тех давних пор, как впервые появилась в нашем мире.

В тайне музыки, как и во множестве других тайн, заключенных в музыке, есть одна мудрость. Она состоит в простой истине, что не все вопросы в жизни предполагают ответ и что есть нечто такое, перед чем человеку надлежит смириться и поклониться. В свете идеи духовного, гуманистического развития личности современного ребенка проблема формирования музыкально-эстетической культуры выглядит, чрезвычайно актуальной. Множество неурядиц, нерешенных проблем, которые потрясают современное общество, не должны лишать подрастающего человека красоты музыки, ее волшебной воздействующей силы.

Очевидно, что проблема поиска путей развития МЭК школьника еще ждет своих исследователей, которые внесут достойный вклад в ее разрешение.

Библиография

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М., 1990. -231 с.

2. Алиев Ю.Б. Песня на уроках музыки. – М., 1978. – 98 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. (Пер. с англ.). /Под ред. КМ. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982.

4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – M., 1983. – 221 с.

5. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб, 1999. – 341 с.

6. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. – Мурманск, 2000. – 83 с.

7. Братусь Б.С, Розовский И.Я., Цапкин В.Г. Психологические проблемы изучения и коррекции личности. – М., 1988. – 132 с.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1979. – 451 с.

9. Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: автореферат диссертации. – Л., 1974. -97 с.

10. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989 – 112 с.

11. Дорошенко СИ. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. – Владимир, 1999. – 224.

12. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире. – М., 2001. – 239 с.

13. Изучение личности школьника учителем. – М., 1991. – 111 с.

14. Мировая художественная культура. 9 класс; Эстетика жизни. 9 -11 классы. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

15. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973. – 143 с.

16. Мошкин А.В., Руденко В.Н. Дети Смуты. – Екатеринбург, 1993. - 112 с.

17 Музыка. Программно-методические материалы. 5–9 классы.

18. Науменко Т.И. Формирование музыкальности у младших школьников. – М., 1980.

19. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс – М., 2001. – 160 с.20. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 7 класс – М., 2001. – 161 с.

21. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 8 класс – М., 2001. – 161 с

22. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. – М., 2001.

23. Hayменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс. – М., 2001.

24. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.‑М., 2001. – 242 с.

25. Педагогиическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987. -114 с

26. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1987. – 245 с

27. ПецкоЛ П. Эстетическая культура и восприятие человека. – М., 1991. – 211 с.

28. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. – М., 1978. – 112 с.

29. Полонский В.М. Оценка качества научно – педагогических исследований. – М., 1987. – 116 с.

30. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музьки – М., 1991. – 112 с

31. Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. – Тбилиси, 1987. – 116 с.

32. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980. – 231 с.

33. Способности и склонности: комплексное исследование. – М., 1989.-114 с.

34. Старобинский С.Л. Методика стиле – слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности. Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка» / Сост. Г.П. Сергеева. – М., 1995. -134 с.

35. Старовойтова О.А. Специфика музыкальной культуры ребенка // Воспитание школьника. – 1998. – №4. С. 11–14.

36. Стулова Г.А. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992. – 98 с.

37. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. – М., 1999. – 216 с.

38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. -221 с.

39. Талызина Н.Ф., Лобанова О.П. Психология музыкальных способностей. – М., 1999. – 244 с.

40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1985. -354 с.

41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1978. -453 с.

42. Терещенко А.П. Музыкальное развитие подростка // Семья и школа. – 1989. – №1. С. 23 – 26.

43. Халабузарь В., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М., 1990. – 243 с.

44. Художественная культура: понятие термина / Под ред. Л.Н. Дороговой. – М., 1978.– 231 с.

45. Чепалова П.В. Музыка и ребенок // Воспитание школьника. -1991. – №2. С. 10–12.

46. Чуб О.Р.,Вавилова П.С. Музыка в семье. – СПб., 2001. – 111 с.

47. «Школа – 2100». Образовательная программа и пути ее реализации / Под ред. А.А. Леонтьева. Вып. 3. – М., 1999. – 288 с.

48. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1990. -312 с.

49. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.– 411 с.

50. Эстетическое воспитание школьника / Под ред. П.В. Чепаловой. – М., 1999. – 251 с.

51. Этрау Дж. Музыкальное воспитание детей в семье. – СПб., 2002. – 121 с.


[1] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001 – с. 21

[2] Науменко Т.И., Алев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. – М., 2001 – с. 9

[3] Художественная культура: понятие термина / По ред. Л.Н. Дороговой. - М.,1978 – с. 12.

[4] Цит по: Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: Автореферат диссертации. - Л.,1974 – с. 4.

[5] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. - М. 2001 – с. 23.

[6] Там же – с. 24.

[7] Художественная культура понятие термина / По ред Л.Н Дороговой. – M., 1978 – с. 16

[8] Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. - М., 1978 – с. 67.

[9] Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., 1991 – с. 41.

[10] Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека - М , 1991 – с. 17

[11] Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. – М., 2001 – с. 4