Смекни!
smekni.com

Проблемы теории нематериальных объектов: гражданско-правовой аспект (стр. 4 из 11)

Всё многообразие существующих информационных объектов, явлений и процессов может быть представлено в виде комбинации перечисленных «базовых» классов объектов. Один и тот же информационный объект в зависимости от его вовлечения в те или иные общественные отношения может рассматриваться как принадлежащий к различным классам, в том числе к нескольким классам одновременно.

В сопоставлении с системой объектов гражданских прав:

– атрибутивная информация представлена такой группой объектов, как нематериальные блага (ст. 128, 150 ГК РФ);

– результативная информация представлена результатами интеллектуальной деятельности (ст. 128, 138 ГК РФ);

– к числу детерминирующих информационных объектов можно отнести работы и услуги, а также имущественные права (ст. 128 ГК РФ).

Информация в смысле ст. 128 ГК РФ, а также информация ограниченного доступа (ст. 139 ГК РФ) могут включать объекты, относящиеся к различным классам.

В существующем виде теоретическая модель гражданского правоотношения плохо сочетается с возможностью вовлечения в оборот нематериальных объектов, в частности, субъективных прав. В связи с этим, во втором параграфе «Нематериальные объекты в структуре гражданского правоотношения» на основе детального анализа существующих теоретических подходов предлагается модифицированная теоретическая модель гражданского правоотношения.

Наилучшим образом природе правоотношений соответствуют плюралистические концепции объекта. При этом объектом гражданского правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует гражданское правоотношение. Таким объектом воздействия не обязательно являются объекты субъективных прав и обязанностей.

Урегулированное нормой права общественное отношение приобретает новые качественные (а возможно, и количественные) характеристики. Вследствие урегулирования правом общественные отношения не только приобретают новую форму, новидоизменяется их содержание. Правоотношение – это правовая форма существовавшего до урегулирования нормой права общественного отношения, то есть общественное отношение, видоизменённое в результате урегулирования объективным правом.

В качестве фактического содержания правоотношения следует рассматривать взаимодействие его субъектов, выражающееся в их поведении (действиях либо бездействии). Юридическое содержание правоотношения представляет собой поведение субъектов, объектами которого являются субъективные права и обязанности, существующие в рамках данного правоотношения либо других правоотношений. Таким образом, субъективные права и обязанности следует признать юридическими объектами правоотношений. Объектами гражданских правоотношений в аспекте их фактического содержания (фактическими объектами правоотношений) являются соответствующие материальные и нематериальные объекты (кроме субъективных прав и обязанностей).

Для различных правоотношений с точки зрения субъектов «на первый план» может выходить как фактический, так и юридический объект. В абсолютном правоотношении для управомоченного обычно важен фактический объект: соответствующая вещь, результат творческой деятельности и т.п. Однако не следует недооценивать важность для него юридических объектов (субъективного права, существующего в рамках данного правоотношения, а также соответствующей пассивной обязанности).

Иная ситуация характерна для относительных правоотношений. В случаях, когда законом предусмотрена возможность отчуждения субъективных прав и обязанностей, в качестве юридических объектов относительных правоотношений могут выступать права и обязанности, существующие не только в рамках данного правоотношения, но также иных правоотношений (например, в случае «продажи» бездокументарных ценных бумаг – ст. 149 ГК РФ). Права и обязанности, являющиеся юридическими объектами относительных правоотношений, могут не существовать в момент возникновения правоотношения (когда целью поведения субъектов является их возникновение), либо могут перестать существовать в результате соответствующего поведения субъектов (например, в результате осуществления прав и исполнения обязанностей по договору займа).

В относительных правоотношениях всегда присутствуют и фактические, и юридические объекты, однако в разных случаях относительная важность тех и других для субъектов может быть различной. Например, в случае купли-продажи недвижимого имущества (ст. 549 – 558 ГК РФ), фактический объект (имущество) для сторон не менее важен, чем один из юридических объектов – право собственности на указанное имущество. В случае заключения авторского договора, интерес для субъектов может представлять как само произведение, являющееся фактическим объектом правоотношения, так и передаваемые имущественные права, являющиеся одним из его юридических объектов.

В результате, предлагается следующий подход:

1. Юридический факт или фактический состав (возможно, также порождённый правоотношениями) приводит к возникновению правоотношения (и соответствующих субъективных прав и обязанностей).

2. Указанные права (обязанности) являются юридическими объектами правоотношения, в рамках которого они существуют, а также, в предусмотренных законодательством случаях, могут становиться юридическими объектами других правоотношений. Фактическими объектами соответствующих правоотношений являются материальные и нематериальные блага, являющиеся объектами субъективных прав и обязанностей.

3. Фактическим содержанием соответствующих правоотношений является поведение сторон, направленное на указанные блага; юридическим – их поведение, направленное на юридические объекты (их возникновение, осуществление (исполнение), изменение, прекращение или передачу).

Фактическое и юридическое содержание правоотношения неразрывно связаны, являются двумя сторонами одного и того же явления и не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Интерес субъекта может быть удовлетворён как действиями, составляющими фактическое содержание правоотношения, так и действиями, составляющими его юридическое содержание.

В третьем параграфе «Классификация гражданских правоотношений, складывающихся по поводу нематериальных объектов» рассматриваются отдельные виды гражданских правоотношений в аспекте темы исследования.

В законодательстве и доктрине отсутствует однозначное понимание термина «имущество». Разночтения в понимании термина «имущество» связаны с непониманием необходимости разграничения фактических и юридических объектов правоотношений. В зависимости от контекста, термин «имущество» способен обозначать ту или иную совокупность объектов, при этом в рамках различных отраслей права указанные совокупности могут не совпадать. Термин «имущество» в его гражданско-правовом понимании должен обозначать:

– материальные объекты (вещи), а также объекты информационной природы, независимо от их оборотоспособности;

– способные к обороту обязательственные права и обязанности.

Таким образом, отношения могут квалифицироваться как имущественные не только в том случае, когда они складываются по поводу вещей, но на основании того, что их результатом является получение экономических ценностей. Соответственно, заслуживает поддержки широкое толкование термина «имущество» законодателем (ст. 132, п. 2 ст. 340, п. 1 ст. 1013 ГК РФ). При использовании любого критерия разграничения имущественных и неимущественных отношений, кроме «вульгарного» разграничения в зависимости от того, фигурируют ли в них материальные объекты, отношения, складывающиеся по поводу информационных объектов, должны быть отнесены к числу имущественных.

В настоящее время наблюдается постепенное сближение личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, и имущественных отношений. Одним из признаков такого сближения является введение института компенсации морального вреда. Вопрос о «связанности» личных отношений с имущественными, таким образом, постепенно утрачивает актуальность.

В работе последовательно отстаивается позиция, предполагающая рассмотрение абсолютных правоотношений в качестве самостоятельной разновидности. Исследуется понятие исключительного права. Указывается, что исключительность – признак, характеризующий субъективное право, но не предопределяющий характер его объекта (к числу исключительных, например, относится право собственности). Поэтому термин «исключительное право» нельзя рассматривать как синоним термина «интеллектуальная собственность».

Фактическими объектами любых (в том числе, относительных) правоотношений являются объекты соответствующих абсолютных прав, если таковые фигурируют в правоотношении. Любой объект абсолютного права является индивидуально-определённым, иначе по поводу него возможно относительное, но не абсолютное правоотношение. Если в обязательственных правоотношениях фигурируют объекты абсолютных прав, такие объекты могут определяться родовыми признаками либо являться индивидуально-определёнными.

Значительное внимание уделяется исследованию проблемы включения в предмет гражданского права организационных отношений, поскольку в них всегда фигурируют объекты информационной природы. Анализ существующих теоретических подходов приводит к выводу о целесообразности выделения организационных правоотношений в качестве обособленной группы гражданских правоотношений.

Термин «организационные отношения» является более предпочтительным для обозначения рассматриваемой разновидности отношений, чем «координационные отношения», поскольку термин «организационные отношения» акцентирует внимание на объединении имущества, усилий или самих лиц в тех или иных целях. Координационные отношения могут рассматриваться в качестве подвида организационных в случаях, когда их субъекты ставят целью координацию своей деятельности.