Смекни!
smekni.com

История ислама в России (стр. 2 из 5)

С утверждением ислама начинается культурный расцвет Булгарского государства, о чем можно судить по быстрому развитию городской жизни. Обязательной принадлежностью булгарских городов становятся многочисленные мечети.

Значение Волжско-Камской Булгарии как центра мусульманской культуры сохраняется и после ее разгрома татаро-монголами в 1236-1238 гг. Хотя столица - г. Биляр - была разрушена и не восстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились, интегрировавшись в состав нового государства - Золотой Орды. Это произошло, в частности, с первой столицей Булгарии городом Булгар, который стал политическим центром булгарских земель в составе Золотой Орды и сохранял свое значение вплоть до разрушения его в 1431 г. войском московского воеводы Федора Пестрого.

Золотоордынские ханы, обязан булгарских князей платить дань, не вмешивались во внутреннюю жизнь покоренной области. В то же время они обеспечивали ее защиту от военной экспансии соседей. Как писал М. Худяков, “под защитой могущественных татар Булгарское царство беспрепятственно развивалось и богатело, имея возможность тратить все силы на мирное упрочение своего благосостояния. Именно в эту эпоху Булгар достиг наивысшего своего расцвета”.

К середине ХII в. на территории Евразии в результате татаро-монгольских завоеваний и последующего распада империи Чингисхана складывается новое государство - Улус джучи, названное впоследствии Золотой Ордой, где утвердилась династия потомков сына Чингисхана - хана джучи. Наряду с землями Волжско-Камской Булгарии Золотая Орда объединила обширный Степной Крым, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южный Урал, Западную Сибирь, Северный Казахстан, население которого составляли тюркоязычные кычаки (половцы).

Этническая близость булгар и кычаков содействовала выходу ислама за пределы Среднего Поволжья и распространению его по всей территории Золотой Орды. Этому во многом способствовала веротерпимость монгольских правителей, покровительствовавших священнослужителям всех конфессий на завоеванных ими землях. Согласно “Великой Ясе” - устному своду законов, составленному при Чингисхане, - за оскорбление веры (в том числе непочтение к священнослужителю любой религии) полагалась смерть. Христианские, мусульманские, буддийские священнослужители находились под ханским покровительством и были освобождены от уплаты дани.

Внешнеполитические обстоятельства (борьба с иранскими Хулагидами в Закавказье) способствовали исламской ориентации золотоордынских правителей. Заключив союз с одним из наиболее могущественных мусульманских владык того времени султаном Египта Бейбарсом (правил в 1260-1277), брат первого хана Золотой Орды Бату, второй хан Берке (правил в 1225-1266) принимает ислам. Активное содействие этому оказал занимавший высокое положение при дворе Берке бухарский шейх ал-Базерхи. С этого времени берет начало исламизация Золотоордынского ханства. Правившие после Берке четыре хана вновь вернулись к шаманизму. Лишь при хане Узбеке (правил в 1312-1342) ислам окончательно становится государственной религией Золотой Орды.

В ХIУ в. крупными центрами (помимо Булгара) становятся золотоордынские города Нижнего Поволжья, Крыма, Причерноморья.

При ханах Узбеке и Джанибеке (правил в 1342-1357 гг.) в золотоордынских городах начинается строительство большого количества мечетей и медресе. При этом в г. Сарай-Берке работают мастера из Ургенча (Хорезм), а в г. Солхат - египетские строители, что свидетельствует о постоянных связях с мусульманским миром.

Сарай-Берке становится крупнейшим центром мусульманского Востока. Арабский историк ХУ в. Ибн Араб-Шах называет его “средоточием науки и рудником благодати”. Только одних соборных мечетей в городе насчитывалось свыше 30, а квартальных - во много раз больше (по свидетельству археологов, культурный слой Сарайского городища в несколько раз мощнее, чем в Булгаре). В медресе золотоордынской столицы преподают видные мусульманские ученые, прибавлявшие теперь к своему имени тахаллус (приставку) “Сараи”, например богослов Махмуд ибн Гали ибн Шейх ибн Омар ал-Булгари ас - Сараи (умер в 1360 г) 1.

Именно в золотоордынский период ислам становится одним из факторов формирования единого татарского этноса на базе тюркских (булгарских и кылчакских) и (в меньшей мере) монгольских элементов. Об этом свидетельствует широкое распространение в ХIУ в. по всей территории Золотой Орды мусульманских погребений с тюркскими надписями.

Несмотря на распространение ислама в Золотой Орде, вплоть до конца ХIУ в. конфессионального антагонизма между православием (и вообще христианством) и исламом не наблюдалось. В 1261 г. (при хане Берке) митрополитом Кириллом была учреждена Сарайская православная епископия, а в 1340 г. хан Узбек оказал значительную помощь русским князьям в войне против польского короля Казимира III (правил в 1333 - 1370), после чего тот был вынужден признать свободу православного богослужения на территории католической Польши. В обоих Сараях и в Булгаре существовали и армянские храмы (остатки последнего сохранились под археологическим названием "греческая палата").

Лишь после Куликовской битвы (1380 г) и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой борьба двух этносоциальных единств за гегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждению конфессионально-культурной оппозиции “мусульман-татар” и “христиан - русских”. Это породило впоследствии идеологему “татарского ига” над православной Русью.

После распада Золотой Орды центром ислама со второй половины ХУ в. стала территория Волжско-Камского междуречья (северная часть Волжско-Камской Булгарии). Казань становится столицей самостоятельного Казанского ханства.

Если другие государства, возникшие после распада Золотой Орды (Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская орда), значительной роли в развитии мусульманской культуры не сыграли, то краткая история Казанского ханства (1438-1552) - время последнего расцвета ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье. Из всех городов Восточной Европы того времени Казань уступала по величине и численности населения лишь Москве, Новгороду и Вильно (Вильнюсу).

В ХУI в. только в ограде Казанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе самая значительная в Казанском ханстве мечеть Нур-Ади (Муралеева мечеть). Здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого - шакирды - были среди самых упорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.

В казанский период началось распространение ислама среди финских народов Волжско-Уральского региона: черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов). При этом, как отмечает М. Худяков, веротерпимость являлась одной из самых светлых сторон общественной жизни Казанского ханства, а проповедь ислама среди “инородцев-язычников” имела мирный характер. В самой Казани действовал также армянский храм.

Взятие Казани войсками Ивана IV (Грозного) в 1552 г. нанесло мусульманской культуре Поволжья непоправимый удар. Были не только уничтожены мечети и медресе Казани, но и из города изгонялись жители мусульмане. Новая Казань отстраивалась и заселялась уже как исключительно русский город. По существу, были прерваны традиции, идущие еще от Волжско-Камской Булгарии. По словам М. Худякова, “в деревенской глуши доживало свой век последнее поколение образованных мусульман”.

Изгнанные из Казани муллы способствовали исламизации населения Западной Сибири. Так, в 1563 г. они были приглашены в Сибирское ханство ханом Кучумом для распространения ислама среди сибирских татар, до этого мало затронутых мусульманским влиянием (ныне сибирские татары проживают в Омской. Тюменской, Томской, Новосибирской областях).

Сразу же после присоединения к России началась христианизация края. В 1555 г. была выделена самостоятельная Казанская епархия во главе с епископом Гурием (в 1607 г. из нее была выделена Астраханская епархия). Архимандрит основанного в Казани Спасо-Преображенского монастыря Варсонофий, знаток ислама и татарского языка, стал организатором публичных диспутов с мусульманскими авторитетами. Однако гораздо чаще власти прибегали к насильственным мерам. В 1593 г. был обнародован указ царя Федора Иоанновича о разрушении мечетей в присоединенных к России областях, гласивший: “Мечети же татарские все пометати и татарам мечети однолично не ставити и, конечно, татарские извести”.

Вместе с тем антимусульманские акции московского правительства в ХVI в. не были повсеместны в не имели тотального характера. Они преследовали цель прежде всего политического подчинения завоеванных земель с мусульманским населением. В ХV-ХVII вв. имелись многочисленные факты терпимого отношения в России к мусульманам при условии их верности московским государям, о чем свидетельствует переход многочисленных представителей золотоордынской знати на службу к московским великим князьям.

Принимая одновременно с присягой православное крещение, татарские мурзы и эмиры вливались в формирующееся сословие служилого дворянства, со временем составив его значительную часть. Переход на русскую службу первоначально далеко не всегда предполагал смену вероисповедания. С наделением землями служилых татар, сохранивших приверженность исламу, связано, в частности, возникновение Касимовского царства - мусульманского анклава внутрирусских земель, В 1447 г. казанские царевичи Касым и Якуб (сыновья Улу-Мухаммеда) помогли великому князю Василию II (Темному) вернуться на московский престол, узурпированный галичским князем Дмитрием Шемякой. В благодарность за это царевичу Касыму был пожалован Мещерский городок на Оке, получивший после этого название Касимов (ныне в Рязанской области).