Смекни!
smekni.com

История ислама в России (стр. 5 из 5)

В обращении ЦДУМ, утвержденном пленумом, было сказано, что Т. Таджуддин по-прежнему остается муфтием и продолжает исполнять свои обязанности по руководству ЦДУМ.

Для координации деятельности многочисленных духовных управлений по инициативе ДУМ Татарстана и Башкортостана в 1992 г. был создан Высший координационный центр духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР). В него вошли духовные управления Башкортостана, Татарстана. Поволжья. Сибири, Ульяновской области, Оренбуржья, Чувашии, Коми, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставрополья, Ингушетии, Северной Осетии - Алании, Адыгеи, Краснодарского края. Украины. Белоруссии.

В уставе ВКЦ говорится, что Центр “является объединяющим звеном самостоятельных духовных управлений мусульман, созданных с целью консолидации мусульманских центров Российской Федерации, координации их деятельности по распространению исламской веры, достижения единого толкования норм шариата, подготовки концепций и выработки решений по наиболее сложным проблемам современности, содействия в организации паломничества, направления на учебу в зарубежные исламские учебные заведения”[1].

Несмотря на призывы ВКЦ к объединению всех мусульман в России, многие имамы отказались поддержать его, в их числе - имам Московской соборной мечети Р. Гайвутдин, имам Нижнего Новгорода Ю. Г Идрисов и др. Признавая целесообразность перестройки прежней системы мусульманских организаций, Р. Гайвутдин и его сторонники видят в ВКЦ лишь еще один фактор раскола мусульманской общины.

Непримиримым противником ВКЦ является председатель ЦДУМ Т. Таджуддин.

В 1994 г. было создано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (председатель Р. Гайнутдин), которое включает в себя общины Владимирской, Ивановской, Калининградской, Калужской. Московской. Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, а также Москвы и Сочи (Краснодарский край).

В 1997 г. на конференции мусульман в Тюмени и Тобольске было образовано Межрегиональное духовное управление мусульман Сибири и дальнего Востока.

В середине 90-х гг. на территории Центральной России, Поволжья, Приуралья и Сибири сложились три крупных мусульманских духовных центра, к которым примкнуло подавляющее большинство муфтиятов, - Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ), Высший координационный центр мусульман России (ВКЦ ДУМР) и созданный в июле 1996 г. на базе духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России Совет муфтиев России, который возглавил Р. Гайвутдин.

Между этими центрами нет единства. Противоречия существуют и внутри мусульманского духовенства.

Если в Центральной России, Поволжье, Приуралье и Сибири противостояние старой (ДУМЕС - ЦДУМ) и новых структур имеет более острый характер и, судя по всему, далеко не завершилось, то дезинтеграция духовного управления мусульман Северного Кавказа прошла сравнительно безболезненно. Здесь в каждой республике образовалось свое духовное управление.

Серьезные трудности пережило духовное управление Дагестана. В первые годы после распада единого духовного управления мусульманская община Дагестана разделилась по национальному признаку: в составе духовного управления были созданы Аварское, Кумыкское и даргинское отделения. Сегодня эти отделения приостановили свои действия и подчиняются единому духовному управлению мусульман Дагестана.

Таким образом, на Северном Кавказе каждый национальный мусульманский лидер получил свое духовное управление и власть над своими соплеменниками единоверцами в отличие от центральной России, где несколько муфтиев претендуют на общероссийское лидерство, претензии здешних муфтиев не выходят за пределы образования. Северокавказские исламские лидеры пока избегают непосредственного участия и в политической борьбе.

Междоусобная борьба Мусульманских лидеров мешает выработке единой концепции по наиболее важным вопросам исламской теологии и единой позиции в определении места и роли ислама в современной идейно-политической жизни России.

Заключение

Итак, рассмотрев историю появления и развития ислама в нашей стране, отметим следующее.

На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком.

Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет - с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны.

Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI века) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Ислам проник на Сев. Кавказ в результате арабских завоеваний. Первыми его приняли народы Дагестана. Несмотря на то, что Арабскому халифату не удалось надолго закрепиться в Дагестане, распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. В Х-ХII вв. ислам принимают другие народы юга Дагестана.

Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала - Крымского ханства.

Российское правительство всячески препятствовало созданию самостоятельного северокавказского мусульманского духовного управления.

С середины 20-х гг. власти переходят к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры. Уже к 1923 г. была ликвидирована система высшего мусульманского образования.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) антирелигиозная волна несколько стихла и некоторые мечети были вновь открыты.

Демократизация общественной жизни в Советском Союзе, начавшаяся во второй половине 80-х гг., ослабление и последующее упразднение тоталитарного партийно-государственного диктата, принятие в 1990 г. прогрессивного законодательства о свободе совести и вероисповеданий открыли перед исламом, как и перед другими религиями, небывалые в истории России возможности для полнокровной жизни, восстановления канонических норм и внутреннего устройства.

Список использованных источников

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М. 2002.

2. Асадуллин ФА. Мусульманские духовные организации и объединения в Российской Федерации. М. . 1999

3. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М. . 2000

4. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения). М. 2000

5. Владимиров Н.Г. Ислам в России. М. . 1996

6. Ермаков И., Микульский Дм. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993

7. Ислаев Ф. Г Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань. 2001

8. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования. Казань. 2002

9. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

10. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект / М. Центр Карнеги. - М.: Весь мир, 2006. -223 с.

11. Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке Казань. 2002.

12. Медведенко Л.И. Именем Аллаха: политизация ислама и исламизация политики-М.: Политиздат, 1988. -255 с.

13. Социально-политические представления в исламе: история и современность. ГАН СССР, Ин-т востоковедения. -М.: Наука, 1987. -119 с.

14. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. М. Алгоритм, Эксмо 2007г.


[1] Малашенко А. М Исламское возрождение в современной России / Московский центр Карнеги. 1998. С. 113—114.