Смекни!
smekni.com

Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период (стр. 2 из 5)

Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации инициируют ценнейшие нравственные, экологические начинания, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным.

Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовых норм. Все это приводит к тому, что антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой серьезными социальными последствиями. Причем деятельность подобных религиозных организаций имеет практически неконтролируемый характер. Традиционные для Беларуси христианские церкви осуждают нашествие миссионерства, движущегося из-за рубежа, главным образом из США, Германии, Швеции. Западные эмиссары налаживают выпуск литературы, добиваются влияния на воспитание и образование молодежи. Трудно в настоящее время говорить о последствиях такой деятельности зарубежных религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этно-конфессиональный баланс.

1.1 Новая модель государственно-конфессиональных отношений

Религиозные процессы и отношения тесно соприкасаются с политической, правовой, экономической, этнокультурной сферами жизни. Поэтому современные страны мира, стремящиеся к построению гражданского общества, регулируют и контролируют религиозные отношения и процессы с помощью государственно-правовой системы, элементы которой закреплены в положениях действующего законодательства.

Начало формирования в нашей республике новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятием в 1996 году на всенародном референдуме Конституции Республики Беларусь. Страна избрала свою особую модель взаимоотношений политической власти и конфессий, отличающуюся от распространенных в мире режимов государственной религии, конкордатной и плюралистической систем государственно-конфессиональных связей.

Теперь по-иному рассматривается принцип равенства религий перед законом. Он перестал трактоваться упрощенно и включает в себя два характерных для международного законодательства положения, составляющих его юридическое содержание:

а) требования закона равно обязательны для всех религиозных организаций;

б) за его нарушение религиозные организации несут равную ответственность.

Конституцией определено и то, как именно должны расставляться акценты во взаимоотношениях государства и религиозных организаций, а именно с учетом влияния последних на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Здесь со всей очевидностью усматривается приоритетность сотрудничества с традиционными религиозными конфессиями. В связи с этим «основная задача заключается в сохранении исторически сложившегося баланса между православной и католической конфессиями на территории республики с признанием особой роли православия. Такая культурно-историческая избирательность продиктована своеобразием социально-политических реалий жизни и, кроме того, желанием государства оградить население от так называемых «тоталитарных сект»»[7, С. 111].

1.2 Государственно-правовое регулирование религиозных процессов

Система государственно-правового регулирования религиозных процессов в республике пока еще находится в стадии формирования.

За прошедшее с 1992 года время, когда был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», произошли глубокие изменения в политической и социально-экономической сферах общества, во многом предопределившие необходимость принятия нового закона, пересмотр нормативных актов с целью их конкретизации, детализации и устранения неясных и нечетких формулировок.

Если в качестве основных задач ныне действующего закона стояли высвобождение религии от уз государственной опеки и предоставление гражданам возможности свободно исповедовать веру, новый закон о религии должен устранить пробелы ныне действующего и вернуть рассматриваемому институту традиционное наименование — «свобода совести». Это имеет принципиальное значение, ибо сведение прав граждан в этой сфере исключительно к свободе вероисповедания неизбежно приводит к игнорированию или нарушению прав граждан на светское мировоззрение и свободомыслие. Ничто в содержании закона не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести, гарантированных Конституцией и вытекающих из международных договоров страны.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» должен определять и защищать обширный перечень прав религиозных организаций: права, которыми они пользуются в богослужебной практике; права, обеспечивающие воспроизводство религиозной деятельности; нормы, защищающие право собственности религиозных организаций; права на благотворительную и культурно-просветительскую деятельность.

Необходимо закрепить новую политику в отношениях государства и конфессий, усилить роль исполнительной власти при создании религиозных организаций и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью.

Такая позиция учитывает и международно-правовую практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля 1996 г. предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам — членам Европарламента — рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.

Внесение соответствующих поправок в действующее законодательство, исключающих всякую возможность для администрирования и ущемления прав верующих и неверующих, обеспечивающих четкое разграничение государственных и религиозных прерогатив, будет способствовать повышению уровня правового регулирования реализации свободы совести.

1.3 Реформы в области государственно-конфессиональных отношений

Учреждение Государственного комитета по делам религий и национальностей — беспрецедентное явление в истории взаимоотношений между религиозными организациями и белорусским государством. Оно стало возможным в тех принципиально новых общественно-политических условиях, которые сегодня, пусть трудно и не без противоречий, складываются в нашей стране,— формирования гражданского общества, правового и светского государства. Отныне открылась реальная возможность обеспечить действительное равенство верующих и неверующих, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций.

То, что Государственный комитет по делам религий и национальностей находится в системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко и оперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики. Вместе с тем анализ его компетенции дает основание сделать вывод, что она недостаточна для эффективного исполнения возложенных на него задач. Именно поэтому представляется необходимым законодательно придать госоргану по делам религий контрольные полномочия, что, на наш взгляд, будет способствовать соблюдению законности в области свободы совести.

За короткий срок в республике проведены важные вероисповедные реформы. Однако мы не можем безапелляционно утверждать, что наше государство имеет целостную, научно обоснованную концептуальную модель своей политики в сфере свободы совести и вероисповеданий.

Наиболее слабыми сторонами такой политики сегодня являются:

· попытки сводить в нормативных правовых документах конституционное право граждан на свободу совести к праву на свободу вероисповеданий, свободу религии, то есть осуществлять подмену широкого понятия узким;

· рассмотрение вопроса о праве человека на свободу совести не как принадлежность к его частной жизни, а как ипостась проблемы сферы публично-правовых отношений, что ведет к политизации религиозных организаций и насильственной клерикализации общественных и государственных институтов;

· затягивание процесса совершенствования законодательной базы государственно-конфессиональных отношений.

На повестке дня — внесение в Кодекс об административных правонарушениях ряд составов правонарушений: участие религиозных организаций в деятельности политических партий, получение их финансовой поддержки, систематическое занятие религиозной организации неуставной деятельностью, принуждение к выполнению религиозных обрядов и т. д.

1.4 Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций

Универсальный и комплексный характер свободы совести, наличие в ее структуре юридического и других компонентов требуют при реализации этой свободы объединенных действий самых различных структур правоохранительных органов, органов государственного управления, образовательных учреждений и т. д.

Совершенствование правового регулирования деятельности религиозных организаций не может исчерпываться только обновлением законодательства и перестройкой механизма его реализации.

Оно требует коренного повышения политической и правовой культуры представителей государственных органов и религиозных организаций, поскольку нормативное влияние на социальную действительность всегда опосредуется сознанием людей, составляющим важнейший элемент правового регулирования общественных отношений.