Смекни!
smekni.com

Семейное право в России (стр. 11 из 14)

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается не медицинским учреждением, а органом записи актов гражданского состояния на основании справки или иного документа, выдаваемого тем медицинским заведением, в стенах которого родился ребенок. При этом следует иметь в виду, что подмена ребенка рассматривается как преступление, предусмотренное ст. 153 УК РФ.

Если роды произошли не в родильном доме или другом родовспомогательном учреждении (дома, на улице, в магазине, поезде и т.п.), происхождение ребенка от роженицы подтверждается на основании:

- медицинских документов, если на помощь был вызван врач;

- свидетельских показаний лиц, присутствовавших при родах;

- иных доказательств, которые подтверждают, что именно этот ребенок рожден именно этой женщиной.

Наличие брака между родителями ребенка дает основание считать, что его отцом является супруг матери. Такова действую­щая на этот счет презумпция (предположение), которая понятна и объяснима. Тем более, что лицо, записанное отцом новорожден­ного на основании свидетельства о браке, может оспорить состо­явшуюся запись в судебном порядке.

Следовательно, основанием возникновения родительских прав и обязанностей как матери, так и отца, состоящих в браке, будет кровное происхождение ребенка, нашедшее подтверждение в со­ответствующим образом оформленной записи в документах о рождении.

Данное правило общего порядка распространяется и за нети­пичные ситуации, когда ребенок родился:

- в течение трехсот дней с момента расторжения брака;

- в течение трехсот дней с момента признания брака недействи­тельным;

- в течение трехсот дней с момента смерти супруга матери.

Аналогично решается вопрос при вступлении родителей ре­бенка в брак в установленном законом порядке.

В первых трех случаях отцом записывается бывший супруг матери, которая могла зачать ребенка в период брака. Если же ребенок появился на свет позже обозначенного п. 2 ст. 48 СК срока (трёхсот дней), женщина не будет пользоваться привиле­гиями на этот счет, т.е. будет иметь статус одинокой матери.

Отсутствие брака между родителями порождает разные пос­ледствия. Их можно разделить на две самостоятельные группы. Первая касается прав (обязанностей) женщины-матери, не состо­ящей в браке с отцом своего ребенка (одинокой матери), и ее детей, вторая предусматривает возможность установления отцов­ства.

Существуют два способа установления отцовства: в добровольном порядке и по суду.

Суть так называемого добровольного установления отцовства заключается в том, что оно основывается на совместном заявле­нии как матери, так и отца, либо лица, объявившего себя тако­вым. Поданное ими заявление позволяет органам записи актов гражданского состояния записать мужчину в качестве отца ребен­ка в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего. При этом не имеет значения, считал ли себя мужчина отцом или нет, действо­вал ли он осознанно, руководствуясь гуманными помыслами, или проста заблуждался. Но если заявитель все-таки знал, что на самом деле не он отец, ему не разрешается по этим соображениям обжаловать учиненную на основании его заявления запись. [36;13]

Социологические исследования локального характера показы­вают» что нередко женщина-мать не хочет, чтобы мужчина приоб­рел родительские права и обязанности путем установления отцов­ства в добровольном порядке. При этом она чаще всего руководст­вуется стремлением защитить своего ребенка в будущем от ко­рыстных притязаний страдающего алкоголизмом, наркоманией действительного отца. Иногда она не хочет осложнять жизнь того, кто женат и имеет других детей, и т.п. Отсутствие согласия женщины-матери исключает установление отцовства в добровольном порядке. Выходом из положения может стать установле­ние отцовства по суду, когда в роли истца выступит предполагае­мый отец.

Кроме обстоятельств чисто субъективного порядка, делающих невозможным установление отцовства в добровольном порядке, существуют ситуации, когда получить согласие матери нереально. Так, не может идти речи о намерениях матери, если она умер­ла, не успев надлежащим образом выразить свою волю. Практи­чески нельзя заручиться ее согласием на установление отцовства, когда неизвестно ее местожительство. Что же касается случаев признания матери недееспособной в установленном законом порядке, а также лишения ее родительских прав по суду, то здесь с, ее волей закон позволяет не считаться. Тогда отцовство может быть установлено только по заявлению отца, но при одном усло­вии: с согласия на то органов опеки и попечительства, а при от­сутствии такого согласия - по решению суда (п. 8 ст. 4§ СК). Со­здавая подобного рода преграду на пути добровольного установле­ния отцовства, СК проявляет заботу о детях, тем более что далеко не всегда можно рассчитывать на добрые намерения лиц, намере­вающихся обрести статус родителя. Но для того чтобы не допус­тить необоснованное ущемление его прав, при отказе органов опеки и попечительства на установление отцовства допускается обращение в суд, который, пользуясь имеющимися у него воз­можностями, способен оценить представляемые сторонами по делу доказательства своей правоты.

Добровольное установление отцовства разрешено и в отноше­нии ребенка, который еще не родился, т.е. во время беременности женщины независимо от ее сроков. Правда, с оговоркой: при на­личии обстоятельств, дающих основание предполагать, что в бу­дущем, после рождения ребенка установление отцовства eraser почему-либо невозможным или затруднительным (из-за отъезда в длительную командировку, призыва в армию, помещения в меди­цинское учреждение для длительного лечения и т.п.). Надо полагать, что препятствием для добровольного установления отцовст­ва до рождения ребенка могут стать и особенности характера мужчины и женщины, сложившаяся ситуация, отношение к ней членов семьи и другие обстоятельства, влияющие на мотивационную сферу деятельности человека. [28;135]

Правила, предусматривающие добровольное установление от­цовства в соответствии с п. 3 ст. 62 СК, распространяются и на несовершеннолетних родителей (будущих родителей), чьи наме­рения не связываются с правовой точки зрения с согласием (несогласием) их родителей. Никаких возрастных ограничений на этот счет не существует, хотя сам по себе подобного рода вопрос про­стотой не отличается. Что же касается возраста детей, в отношении которых может состояться добровольное установление отцов­ства, то он границ не имеет. Но согласно п. 4 ст. 48 СК, установле­ние отцовства в отношении лица, достигшего восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия. Если же совершеннолетний гражданин, желающий признать свое отцовст­во, признан недееспособным в установленном законом порядке, на добровольное установление отцовства требуется согласие его опекуна. Таким опекуном может быть его родитель, если он на то управомочен. При отсутствии опекуна его заменяют органы опеки и попечительства. Хотя в СК не предусмотрено обжалова­ние отказа этих органов дать свое согласие на добровольное уста­новление отцовства При отсутствии матери, сделать это можно в соответствии с Законом об обжаловании.

Таким образом, относительно установления отцовства в добро­вольном порядке существует минимальное число запретов и ограничений» И, пожалуй, самое главное здесь в том, что мужчина, желающий признать ребенка своим, не должен испрашивать на то согласие своей супруги, если он состоит в браке. Отсутствие искусственных препятствий на пути установления отцовства в добровольном порядке способствует реализации добрых намерений отца в отношении своего внебрачного ребенка. Поэтому, по данным локальных социологических исследований, С примерно 1/3 детей, чьи родители в браке не состоят, признают двое отцовство в добровольном порядке. Причем среди них люди разного возраста и разной профессиональной принадлежности.

Отсутствие предпосылок для установления отцовства в соот­ветствии с п. 3 ст. 48 СК позволяет прибегнуть к помощи ст. 49 СК, предусматривающей установление отцовства судом в порядке искового производства по правилам гражданского процессуально­го законодательства. Но по мнению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, новый (более легкий, чем прежде) поря­док установления отцовства в судебном порядке не распространя­ется на детей, родившихся до введения в действие Семейного ко­декса РФ, т.е. до 1 марта 1996 г., с чем нельзя согласиться, по­скольку родительские правоотношения носят длящийся характер (постановление № 9 от 25 октября 1996 г.).

В дедах по установлению отцовства в судебном порядке в роли истца выступает тот, кто заинтересован в установлении отцовства, стремится к этому. Однако ст. 49 СК все-таки ограничивает перечень возможных истцов по делу.

К ним относятся:

- один из родителей;

- опекун (попечитель) несовершеннолетнего;

- лицо на иждивении которого находится ребенок;

- ребенок, достигший совершеннолетия».

Чаще всего иск об установлении отцовства предъявляется матерью, которая при этом выступает как в защиту собственных ин­тересов, так и в защиту нрав и интересов своих детей. И бремя доказывания лежит главным образом на ней, хотя суд, выполняя свои задачи, по собственной инициативе может истребовать дока­зательства по делу.

Опекун (попечитель), восполняющий утрату родительского попечения, во всем заменяет отсутствующего родителя. В ситуа­ции, связанной с установлением отцовства в отношении подопеч­ного, опекун полностью заменяет родителя, на что не требуется согласие родителя, при жизни которого почему-либо была уста­новлена опека (попечительство). Органы опеки и попечительства таким правом не наделены. Исключение составляют случаи, когда на эти органы в соответствии с ц. 2 ст. 123 СК возлагаются функции опекуна (попечителя).