Смекни!
smekni.com

Семейное право в России (стр. 9 из 14)

Под интересами детей, чьи родители подвергают разделу совместно нажитое ими имущество, как правило, понимают созда­ние более благоприятных условий для жизни ребенка когда про­исходит, например, раздел дома, приватизированной или коопе­ративной квартира, по которой выплачен весь пай. Сами по себе имущественные права, интересы детей защищаются в соответст­вии со ст. 60 СК.

К заслуживающему внимания интересу одного из супругов СК относит неполучение другим супругом доходов по неуважитель­ным причинам или расходование общего имущества в ущерб интересам семьи (имеется в виду, например, пристрастие супруга к алкоголю, наркотикам, азартным играм).

Согласно п. 17 упомянутого постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ к заслуживающим внимания интересам другого супруга относятся и случаи, когда один из супругов ПО состоянию здоровья или по иным, не зависящим от него обстоятельствам, лишен возможности получать доход от трудовой деятельности.

Не всегда практически возможно произвести все расчеты в строгом соответствии с причитающейся супругу долей. Вот поче­му ст. 252 ГК и п. 3 ст. 38 СК разрешают в случаях, когда одному из супругов передается имущество, стоимость которого превыша­ет причитающуюся ему долю, присудить другому супругу соот­ветствующую денежную иди иную компенсацию. При этом учи­тываются п. 35—37 постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ № Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», где более подробно определяется, как происходит выдел доли из общего имущества.

Невозможность раздела этого имущества в натуре не исключа­ет права участника общей долевой собственности заявить требова­ние об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением. Разрешая такое требо­вание, суд учитывает фактически сложившийся порядок пользо­вания имуществом, который может точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нуждаемость каждого из соб­ственников в этом имуществе и реальную возможность совместно­го пользования им (п. 37 постановления).

При разделе имущества, имеющего определенную оценку, которую дают по поручению суда компетентные органы, учиты­ваются не только меркантильные соображения супругов. Про­фессиональные интересы, привычки и склонности, возможности и т.п. обстоятельства по-своему тоже влияют на судьбу вещей, о которых идет спор. Вместе с тем все, что было приобретено суп­ругами на общие средства исключительно для удовлетворения потребностей их несовершеннолетних детей, разделу не подле­жит передается без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Мало того, п. 5 ст. 38 СК дает примерный перечень таких вещей. К ним относятся не только одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности несовершенно­летнего, но и его музыкальные инструменты, детская библиоте­ка. Налицо стремление оградить как имущественные, так и личные интересы не достигших совершеннолетия детей, родите­ли которых делят имущество. То же можно сказать о вкладе в банке, внесенном супругами (одним из них) за счет их общего имущества на имя их общих несовершеннолетних детей. Такие вклады безотносительно к их размеру считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе имущества супругов-родителей. [33;8]

Не исключено, что после раздела супругами совместно нажитого ими в браке имущества развод не состоится. Тогда то имущество, которое они будут приобретать в дальнейшем, составит их совместную собственность. Возможен и другой вариант разрешения возник­ших по поводу общего имущества супругов разногласий) когда по различного рода соображениям либо в силу каких-то обстоятельств они разделят не всю совместную собственность, а лишь ее часть. Это не закроет им путь для раздела в будущем того имущества, которое не было разделено в свое время. Тем более что такой раздел может состояться в соответствии с требованиями СК в любое время, пока брак существует; в случае его расторжения применяется трех­летний срок .исковой давности (п. 7 ст. 38 СК). Это позволяет как-то упорядочить имущественные притязания, возникающие, когда брака уже давно нет, когда лица, утратившие статус супру­га, приобрели или могут приобрести другое имущество, подчас очень ценное, на которое бывший супруг претендовать не вправе. [50;275]

На каком бы этапе семейной жизни (до или после расторжения брака) ни происходил раздел совместного имущества супругов, истцу надлежит уплатить при подаче искового заявления госу­дарственную пошлину (п. 1 ст. 4 Закона РФ о госпошлине).

Семейный кодекс при упоминании о личных и имуществен­ных правах супругов всякий раз употребляет оба понятия — «право» и «обязанность». Тем самым подчеркивается неразрыв­ная обратная связь между ними, когда имущественное право суп­руга становится реальностью благодаря исполнению обязанности, имеющей аналогичное содержание. Но если право есть возможное и желаемое, одобряемое государством поведение, то обязанность супруга заключается в том, чтобы не мешать осуществлению этого права, пользоваться им в соответствии с требованиями норм семейного законодательства, не нарушая также прав и интересов других членов семьи и иных граждан.

Все, о чем говорилось применительно к совместной собствен­ности супругов, касалось так называемого законного режима имущества. Кроме того, в СК предусматривается так называемый договорный режим имущества супругов. Его основанием служит прежде всего ст. 17 Конституции РФ, провозглашающая государ­ственное признание прав и свобод каждого человека и граждани­на. Единственным условием их осуществления является недопус­тимость нарушения прав и свобод других лиц.

Установление договорных отношений по поводу совместно на­житого супругами имущества предусматривается в самом общем виде п. 1 и 2 ст. 256 ПС. Нормы же семейного права регламенти­руют эти отношения достаточно подробно, определяя:

- правовую природу брачного договора;

- форму его заключения;

- содержание брачного договора;

- основания его изменения, расторжения, признания недействительным.

Согласно п. 1 ст. 420 ГК, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или пре­кращении гражданских прав и обязанностей. В общем виде такое определение относится и к брачному договору. Но несомненно этот договор имеет и свою специфику, ибо это, согласно ст. 40 СК, соглашение:

- лиц, вступающих в брак, либо тех, кто его уже заключил;

- устанавливающее лишь имущественные отношения супру­гов — их имущественные права и обязанности;

- определяющее имущественные права и обязанности супругов в случае расторжения брака.

Таким образом, само по себе название «брачный договор» во многом предопределяет его сущность. Вместе с тем прямая зави­симость договора от факта существования брака (или намеренная его оформить в установленном законом порядке) означает, что по­добный договор могут заключить и стороны, вступающие (или вступившие) в брак до наступления брачного возраста, а также те, кому в виде исключения с учетом особых обстоятельств разреше­но вступить в брак и ранее. При этом не имеют значения истин­ные Намерения будущих супругов. Но если они на самом деле не связаны с желанием создать семью, то в будущем при признании судом такого брака недействительным будет действовать п. 4 ст. 30 СК.

Если, несмотря на заключение брачного договора, государст­венная регистрация брака почему-либо не состоится, не станет и брачного договора, точнее, заключенный ранее, он не будет иметь правового значения, поскольку «брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака» (п. 1 ст. 41 СК).

Неотчуждаемость личных прав супругов, перенос центра тя­жести в их обеспечении на нормы нравственного характера час­тично объясняет, почему содержанием брачного договора могут быть лишь права и обязанности супругов материального характе­ра. К тому же права супругов, имеющие денежный эквивалент, легче регулировать с помощью норм права.

Проблемы имущественного характера чаще всего возникают, когда гибель семьи, прекращение семейных отношений заверша­ются разводом. И там, где заключен брачный договор, решить эти проблемы, сообразуясь с волей расторгающих свой брак лиц, зна­чительно проще. Не случайно поэтому ст. 40 СК предусматривает заключение брачного договора и на случай расторжения брака.

С точки зрения формы брачный договор отличают две особен­ности: письменная форма его заключения и обязательное нотари­альное удостоверение.

При заключении брачного договора действуют правила, пре­дусмотренные п. 1 ст. 432 ГК. Они служат как бы общей основой оформления договора подобного рода. Но п. 2 ст. 41 СК уточняет эти правила, обращая внимание на письменную форму и нотари­альное удостоверение брачного договора. В письменную форму до­говаривающиеся супруги могут облечь все, что не противоречит требованиям ст. 42 СК, определяющим содержание брачного до­говора. В противном случае нотариально он удостоверен не будет ни частным, ни государственным нотариусом.

Таким образом, оба эти взаимосвязанные требования, касаю­щиеся формы брачного договора, позволяют:

- свободно, по собственному усмотрению распоряжаться своим правом;

- предотвратить нарушение имущественных прав каждого из супругов;

- предотвратить нарушение имущественных прав нетрудоспо­собного, нуждающегося супруга;

- сохранить определенную стабильность в обеспечении имуще­ственных прав супругов;

- гарантировать соблюдение имущественных интересов не толь­ко физических лиц, но и государства.