Смекни!
smekni.com

Специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение (стр. 2 из 7)

Признаки специального субъекта в теории уголовного права получили название факультативных признаков в общем понятии состава преступления, поскольку они не являются обязательными для всех конкретных составов преступлений. Признаки специального субъекта указываются хотя и в значительной части составов, но не во всех.

Значение выделение признаков специального субъекта в конкретных составах преступления заключается, по мнению А.И. Рарога, в правильной квалификации преступления. Исходной позицией в правильном решении вопроса правильной квалификации преступления является положение о том, что общественно опасное деяние будет признано преступлением только тогда, когда в нем установлены все признаки состава преступления (ст.8 УК). Следовательно, установление признаков специального субъекта является столь же необходимыми, как и определение признаков общего субъекта. [5]

С учетом изложенного можно констатировать, что специальный субъект преступления – это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности и иным(-и) дополнительным(-и) юридическим(-и) признаком(-ами), предусмотренным(-и) в уголовном законе или прямо вытекающим(-и) из него, ограничивающим(-и) круг лиц, которые могут нести ответственность по данному закону.

Некоторые авторы все множество признаков специального субъекта объединяют в определенные группы. Так, например, в трудах Л.А. Прохорова и М.Л. Прохорова существует следующая классификации признаков специального субъекта, в зависимости оттого, что лежит в основании классификации:

а) гражданство - как уже отмечалось выше, субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ (ст.275 УК), субъектом шпионажа (ст.276 УК) - только иностранный гражданин или лицо без гражданства;

б) возраст - субъектом вовлечения несовершеннолетнего в преступление (ст.150 УК) или в совершение антиобщественных действий (ст.151 УК) является совершеннолетнее лицо;

в) пол - непосредственным исполнителем изнасилования может быть только мужчина (ст.131 УК), при убийстве матерью новорожденного ребенка (ст.106 УК) субъектом является женщина - мать новорожденного;

г) должностное положение - субъектом принуждения к даче показаний (ст.302 УК) является следователь или дознаватель;

д) исполнение воинской обязанности - субъектами преступлений против военной службы являются военнослужащие. [6]

В качестве основы следующей классификации, предложенной Н.С. Лейкиной и Н.П. Грабовской, выделяются следующие признаки специальных субъектов, характеризующие:

1) государственно-правовое положение лица (иностранец либо лицо без гражданства);

2) профессиональное положение;

3) должностное положение, особые качества выполняемой работы (ст. УК и др.);

4) демографические признаки – пол, возраст, родственные отношения. [7]

При всей ее ценности для уголовно-правовой теории данная классификация не лишена недостатков. Прежде всего, представляется неоправданным выделение в качестве самостоятельных таких признаков, которые характеризуют государственно-правовое, профессиональное и должностное положение лица, особые качества выполняемой им работы. Все они определяют правовое положение субъекта, вследствие чего их целесообразно объединить в одну группу именно по признаку правового положения субъекта.

Также хотелось бы привести классификацию признаков специального субъекта, предложенную доктором юридических наук, профессором Л.В. Иногамовой-Хегай и В.С. Комисаровой. Так согласно этой классификации признаки присущие специальному субъекту делятся на:

Признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта. Это гражданство, должностное положение лица, профессия род деятельности, характер выполняемой работы, отношение к военной службе, участие в судебном процессе и т.п.

Признаки, характеризующие физические свойства субъекта. Это возраст, пол, состояние здоровья и трудоспособность и т.п.

Признаки, характеризующие взаимоотношение субъекта с потерпевшим. Это родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами (родители, мать, дети, другие родственники) т.п. [8]

В учебной литературе можно встретить и более детальное группирование признаков специального субъекта. Они, являясь факультативными признаками состава преступления, выполняют троякую роль в уголовном законодательстве: во-первых, выступают конструктивными (обязательными) признаками основного состава; во-вторых, входят в состав с отягчающими обстоятельствами; в-третьих, когда не предусмотрены в законе ни в основном составе, ни в составе с отягчающими обстоятельствами, при этом эти особенности специального субъекта относятся к характеристики личности преступника. Именно такая классификация признаков специального субъекта лежит в основе последующих глав данной работы.

2. Признаки специального субъекта, включенные в основной состав преступления

При конструктивных признаках специального субъекта, т.е. включенных в основной состав преступления. Лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, указанные в конкретной уголовно-правовой норме, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье как исполнители преступления, хотя и совершили действия, предусмотренные диспозицией данной нормы. Статья 285 УК предусматривает ответственность за злоупотребление по службе только должностных лиц, которые используют свои служебные полномочия вопреки интересам службы в корыстных или иных личных интересах, если эти деяния повлекли существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Как указано в учебнике по уголовному праву, особенность признаков субъекта преступления данной статьи в том, что они могут совершаться лицом с использованием обязанностей по службе и только благодаря его служебному положению[9] Примечание 1 к ст.285 УК, раскрывая признаки должностного лица, в частности, указывает, что таковыми являются представители власти или лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и в муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Так в некоторых научных работах указывается на то, что основанием выполнения конкретным лицом управленческих функций должен быть юридический факт, наделяющий это лицо властными полномочиями и порождающий возникновение управленческих отношений между данным субъектом и лицами, поведение которых выступает управляемым объектом[10]. Поскольку в УК РФ упоминается "специальное" полномочие, логично предположить существование неких "общих" полномочий, т.е. обычных, типичных оснований выполнения управленческих функций.

Далее приводятся примеры в отраслях права. Так в административном праве известны следующие способы замещения должностей: 1) зачисление; 2) назначение на должность; 3) выборы; 4) конкурс[11]. В теории уголовного права в качестве оснований выполнения управленческих функций называются акт о назначении на должность, акт выборов[12], доверенность, трудовой договор (контракт) [13]. В работах по проблемам гражданского права к этим основаниям отнесены такие, как: решение о назначении или избрании (в качестве руководителя); особый (сочетающий признаки трудового и гражданско-правового) договор с руководителем или иным субъектом, выполняющим функции органа юридического лица[14].

Не вызывает сомнений, что перечисленные основания являются "общими", т.е. обычными основаниями выполнения управленческих функций. Но для объяснения управленческих функций по специальному полномочию, следует привести разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда РФ. В абз.2 п.1 постановлена Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10.02. 2000 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" записано: "Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)"[15]

Одним из самых сложных вопросов по рассматриваемой категории преступлений является вопрос о понятии должностного лица. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ еще раз обращает внимание на критерии определения должностного лица, закрепленные в примечании к ст.285 УК.

В связи с этим толкуя это разъяснение, говорится о том, что выполнение функций должностного лица по специальному полномочию соотнесено с возложением на лицо таких функций нормативно-правовым актом или управомоченным органом или должностным лицом. Эти полномочия могут быть временными, одноразовыми, совмещаемыми с основной рабой. Отсутствие таких полномочий, представление их неправомочным субъектом и т.д. исключают наличие должностного лица. [16]

В правовой литературе содержится определение понятия специального полномочия, в соответствии с которым оно представляет собой "официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти"[17]. Содержание данного понятия у нас вызывает возражения. Во-первых, наделение специальным полномочием на основании нормативного акта общего действия. Во-вторых, ограничение круга лиц, выполняющих управленческие функции по специальному полномочию, только представителями общественности.