Смекни!
smekni.com

Специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение (стр. 4 из 7)

Так, в данном случае объектом преступлений против военной службы является порядок ее прохождения, который устанавливается Конституцией Российской Федерации и другими законами (Закон "Об обороне" 1996г., Закон "О воинской обязанности и военной службе" 1993г. с изменениями и дополнениями 1995г., Закон "О статусе военнослужащих" 1993г. с изменениями и дополнениями 1995г), а также Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ 1993г. и другими нормативными актами.

Установленный ими порядок является родовым объектом всех воинских преступлений и одним из основополагающих их отличительных признаков.

Совершение военнослужащими любого другого общественно опасного и противоправного действия (бездействия), не связанного с посягательством на порядок прохождения военной службы, не образует преступления против военной службы и квалифицируется как общеуголовное деяние.

Порядок прохождения военной службы в широком смысле слова включает в себя всю совокупность воинских правоотношений, охраняемых уголовным законом: порядок подчиненности и уставных взаимоотношений (ст.332-336), порядок прохождения военной службы в узком смысле слова, т.е. тот, который нарушается уклонениями от военной службы (ст.337-339), порядок несения специальных служб (ст.340-344), порядок сбережения военного имущества (ст.345-348), порядок обращения с оружием, управления и эксплуатации военной техники (ст.349-352).

Новый УК, кроме того, исключил из порядка прохождения военной службы порядок хранения военной тайны и порядок деятельности органов военного управления, как это было в УК РСФСР. Уголовная ответственность военнослужащих за совершение этих посягательств наступает по общим нормам, предусматриваемым ст.283-286, 292 - 293 о преступлениях против безопасности государства и государственной власти.

Так, по определению Кудрявцева вторым признаком преступлений против военной службы является специальный субъект преступления. Им может быть военнослужащий, проходящий военную службу по призыву либо, но контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, о котором не раз указывалось выше. [28]

В этом случае начальным моментом военной службы по Закону "О воинской обязанности и военной службе" (ст.37) считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы. Аналогичным образом эти моменты начала и конца службы определяются и для военнообязанных, проходящих военные сборы, т.е. первым и последним днем их прохождения[29].

При этом гражданские лица, в том числе и работающие в воинских частях и учреждениях, а также учащиеся суворовских и нахимовских училищ не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы.

В то же время лица, достигшие 16-летнего возраста и не являющиеся субъектами преступлений против военной службы, но участвующие в их совершении, могут нести уголовную ответственность по статьям главы 33 УК в качестве организаторов, подстрекателей и пособников, но не исполнителей.

3. Признаки специального субъекта, включенные в состав с отягчающими обстоятельствами

Существуют также такие составы преступлений со специальным субъектом, где признаки специального субъекта включены в конструкцию не основного состава, а в состав с отягчающими обстоятельствами. В данном случае признаки специального субъекта преступления являются обязательными для квалификации преступления. При этом эти признаки тоже входят в основание уголовной ответственности, но не по основному составу, а по квалифицированному. Так в статье 290 УК (получение взятки должностным лицом) предполагает в качестве субъекта основного состава только должностное лицо (первое значение дополнительного признака субъекта). Часть 3 данной стать указывает специальную характеристику должностного лица в виде его ответственного положения: лицо, занимающее государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации или являющееся главой органа местного самоуправления, эти признаки, как уже говорилось в предыдущей главе, более конкретизируются в статьях постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" от 10.02.00.

В данном постановлении также указанно, что субъектом преступления предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе[30].

Однако в данном постановлении указывается на то, что если субъектом преступления будет работник государственного органа или органа местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, исполняющие в них обязанности на профессиональной или технической основе, и при условии, что данные обязанности не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, то в данном случае данное лицо не может рассматриваться как субъект получения взятки[31].

Так Президиум Верховного Суда РФ не усмотрел признаков должностного лица, занимающего ответственное положение, гражданина Ж., осужденного по части третьей ст.290 УК.Ж., работая прокурором отдела по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел Прокуратуры г. Москвы, был признан виновным в получении от П. взятки за оказание помощи в благоприятном исходе уголовного дела П. и за организацию необходимой я консультативной помощи. Президиум Верховного Суда РФ указал своем постановлении, что Ж. являлся рядовым прокурором отдела, обязанности которого сводились в основном к организации и методическому обеспечению прокурорского надзора. В деле отсутствуют данные, свидетельствующие о широких властных полномочиях Ж., его функциональные обязанности не включали важных служебных функций, прав и полномочий: Ж. не обладал процессуальной самостоятельностью, не возбуждал уголовные дела, не проводил следственных действий. По такому положению дела, с учетом конкретных обстоятельств, обновленных приговором народного суда, Президиум Верховного Суда РФ обоснованно переквалифицировал действия Ж. с части первой ст.173 на часть вторую ст.173 (по признаку крупного ущерба).

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями (в сфере экономики, должностными, экологическими, против правосудия и т.д.) и является одной из распространенных форм коррупции[32].

Объективная сторона преступления складывается из: а) получения должностным лицом взятки, т.е. вознаграждения, и б) получения взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц[33].

Получить взятку – это значит принять ее лично или через посредников. Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, в карман пальто), это еще не означает, что он принял ее. Если у должностного лица не было умысла на получение взятки, а, обнаружив ее у себя, оно немедленно заявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает[34].

С субъективной стороны получение взятки характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что получает взятку за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые входят в его служебные полномочия совершению которых он может способствовать в силу своего служебного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе и желает сделать это. Получение взятки – корыстное преступление.

Известные сложности возникают при признании взяткополучателями врачей, преподавателей, воспитателей и т.п. Их можно привлекать к ответственности по ст.290 УК РФ лишь при условии, если они выполняли организационно-распорядительные или административно - хозяйственные обязанности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах РФ, других войсках и в воинских формированиях РФ. К таковым относятся, например, незаконная выдача врачом листков временной нетрудоспособности, установления основания и очередности госпитализации; завышение преподавателем оценок, следствием чего становятся незаконное получение стипендии, диплома. Указанные действия являются юридически значимыми, порождают определенные права и обязанности для других лиц.

Среди преступлений против правосудия различают такой состав преступления, со специальным субъектом в качестве которых могут выступать лица, работающие в правоохранительных органов. Так, например, в таком составе преступления как воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования субъектом преступления в ч.3 ст.294 УК выступает лицо, имеющее определенные должностные полномочия. Таким лицам следует отнести должностных лиц правоохранительных органов, органов федеральной и местной власти, государственных и муниципальных служащих, могущих повлиять на судебное решение или расследование, так как от них, например, зависит решение вопросов о продвижении по службе сотрудника правоохранительных органов[35].

Объективная сторона данного преступления состоит во вмешательстве в любой форме в деятельность суда, либо в осуществлении своих полномочий следователем, дознавателем, это угроза, просьбы, уговоры, советы, обещания, оказать услуги, обращенных в пользу судьи, присяжных заседателей, следователя, дознавателя, которое может осуществляться в устной, письменной форме, через третьих лиц, в том числе и через родственников.