Смекни!
smekni.com

Стадии совершения преступления (стр. 2 из 7)

Спорным в теории уголовного права является вопрос о том, могут ли быть неоконченными преступления с 41 формальным составом, преступления, совершаемые путём бездействия и преступления, в которых уже с совершением первого поведенческого акта виновного, образующего объективную сторону преступления, оно считается оконченным. Противники признания возможности неоконченной преступной деятельности указывают, что в таких случаях деятельность лица до того, как преступление будет окончено, не носит преступного характера, является безразличной для уголовного права.

Так, например, при бездействии лицо может сколь угодно долго воздерживаться от совершения требуемых от него действий, пока не наступит некоторый критический момент, который переведёт такое бездействие в разряд преступного. Между тем, указывается, что в большинстве преступлений с формальным составом возможна как минимум приготовительная деятельность, а если деяние состоит из нескольких актов, либо если имеется разрыв во времени между началом и окончанием преступного действия — возможно и покушение. Неоконченная преступная деятельность возможна и в случае совершения преступления в состоянии сильного душевного волнения, не исключавшего возможность лица предвидеть наступление общественно опасных последствий и желать такого наступления. В то же время, невозможно приготовление и покушение на деяния, совершаемые с превышением пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица. Стадии совершения преступления — это определенные периоды развития преступной деятельности, качественно различающиеся между собой по характеру совершения общественно опасных действий, отражающих различную степень реализации виновным преступного умысла.

Используя этот объективный критерий, уголовное законодательство различает три стадии совершения преступления: приготовление к преступлению; покушение на преступление; оконченное преступление. Приготовление к преступлению и покушение на преступление уголовным законодательством признаются неоконченным преступлением (ч. 2 ст. 29 УК).


ГЛАВА 2. НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

2.1 Первая стадия

Понятие приготовления к преступлению. Приготовление общепринято относить к первоначальной стадии умышленного преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 30 УК РФ приготовлением признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Таким образом, квалификация содеянного как приготовление к преступлению возможна при установлении: создания условий для совершения преступления; умысла; не доведение преступления до конца; по независящим от лица обстоятельствам. В законе дан не исчерпывающий перечень условий, создание которых позволяет оценить содеянное как приготовление к преступлению.

«Уголовно-правовая природа приготовления к преступлению имеет специфический характер: во-первых, приготовление- это неоконченный деликт в виде приготовительных действий к готовящемуся преступлению; во-вторых, приготовление может быть оконченным преступлением, если приготовленные действия образуют состав другого оконченного преступления, в то же время являясь приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению; в-третьих, приготовительные действия, представляющие повышенную общественную опасность, предусмотрены в нормах Особенной части в виде оконченных преступлений (ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 210 УК РФ)». Приготовительные имеют свои характерные особенности: создают предпосылки, способствующие совершению преступления либо устраняют 41 препятствия на пути к достижению преступного результата; предшествуют готовящемуся преступлению; всегда отделены во времени от готовящего преступления; могут быть отделены в пространстве от объекта посягательства; прерываются до начала выполнения субъективной стороны готовящегося преступления; не порождают причинной связи между деянием и наступившими последствием вреда или угрозой наступления вреда. Приготовление к преступлению всегда отделено во времени от совершения преступления, причем приготовительные действия могут, как непосредственно предшествовать посягательству на объект, так и отстоять от него на значительный промежуток времени. Более того, после завершения приготовительных действий, субъект до начала непосредственного совершения преступления подчас может вообще не совершать никаких преступных действий в течение некоторого периода времени. Так, например, преступник, подготовивший необходимые орудия для совершения квартирной кражи, может месяцами ждать наступления подходящего момента, чтобы действовать наверняка. Таким образом, приготовительные действия во времени предшествуют выполнению действий, входящих в качестве обязательных признаков объективной стороны конкретного состава преступления.

В то же время в действительности нередко действия по созданию условий совершения преступления, например, приискание орудий или средств совершения преступления, могут иметь место и в процессе совершения преступления и даже на этапе совершения оконченного преступления (длящегося или продолжаемого). Однако такие действия уже не могут рассматриваться как приготовительные, в этом случае они являются частью действий по совершению преступления (например, поиск подходящего рычага в процессе взлома замка). Приготовление к преступлению как уголовно наказуемое деяние имеет специфические объективные и субъективные признаки. Его объективная сторона выражается в совершение действий, которые в дальнейшем не связаны 41 с готовящимся преступлением. Отсутствие указанной связи обусловлено обстоятельствами, которые не зависят от виновного и препятствуют совершению данного преступления. Обстоятельства, помешавшие субъекту завершить начатые действия, могут быть самыми разнообразными: вмешательство третьих лиц, непригодность орудий или средств совершения преступления, нерешительность виновного и т. п. Важным является факт, что эти причины возникают помимо воли виновного. Именно данное обстоятельство позволяет разграничивать неоконченное преступление и добровольный отказ от доведения преступления до конца, где субъект прекращает предварительную преступную деятельность по своей воле. Приготовительные действия направлены на создание благоприятных предпосылок для совершения готовящегося преступления.

Эта деятельность может иметь сложную структуру, многоплановый характер и значительную интенсивность преступной деятельности. Следует отметить, что до начала выполнения преступных действий виновный разрабатывает модель преступного поведения, действий на преступное и не преступное приготовление к преступлению. Умысел при совершении преступления возможен только прямой или косвенный. Однако практика показывает, что приготовление к преступлению совершается лишь с прямым умыслом, ибо при приготовлении к преступлению действия (бездействия) направлены на совершение оконченного преступления. Конечно, такое возможно и при косвенном умысле, но им охватывается психическое отношение лишь к побочном результату действий (бездействии), ведущих к совершению иного преступления или неприступного деяния.

Для достижения результата лицо вообще ничего не предпринимает, т. е. не создает условий для совершения преступления. Стало быть, только при установлении прямого умысла деяние может быть квалифицированно как приготовление к преступлению. Однако даже наличие прямого умысла еще не означает, что соответствующие действия (бездействие) должно получить уголовно-правовую 41 оценку именно в качестве такого преступления. важно еще то, что доведено ли преступление до конца. Не доведение преступления до конца означает незавершенность совершенного деяния. При приготовлении к преступлению это выражается в невыполнении общественно опасных действий (бездействии), предусмотренных составом оконченного преступления. Следовательно, пока речь идет об одном и том же составе, установленное деяние не может квалифицироваться по совокупности как приготовление к преступлению и покушение на его или приготовление к преступлению и оконченное преступление. Так, если после умышленного создания условий для совершения преступления выполняются действия (бездействие), непосредственно направленные на совершение преступления, приготовление к преступлению отсутствует, ибо оно возможно лишь когда деяние завершается только созданием соответствующих условий. Приготовления к преступлению нет по такой же причине, если после умышленного создания условий для совершения преступления выполняется деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 29 УК РФ. Наоборот, когда речь идет о составах разных преступлений, совокупность их возможна. Так, хищение валютных ценностей или нарушение правил сдачи государству драгоценных камней с целью их незаконного оборота должно квалифицироваться по совокупности преступлений: как хищение или нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней и приготовление к незаконному обороту. «Аналогичный подход выбран Пленумом Верховного суда РФ в п. 18 постановления от 12 марта 2002 года "О судебной практике по делам о хищение, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств».