Смекни!
smekni.com

Тактика производства допроса в стадии расследования и в судебном разбирательстве (стр. 7 из 14)

Значительные трудности возникают при допросе обвиняемого-рецидивиста, имеющего опыт поведения при допросах, в известной мере владеющего тактикой противодействия следователю. Особой тактики допроса требуют глубокая аморальность, пораженность социально-положительных связей, приверженность к субкультуре преступного мира, агрессивность рецидивиста. Имея некоторые правовые познания, рецидивисты правильно оценивают доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противодействия. Допрос рецидивиста нужно сразу начинать с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основного противодействия.

Следователь обязан четко знать границы правомерного психического воздействия. Так, неправомерными являются наводящие и улавливающие вопросы, например: «Вы по-прежнему бьете свою жену?», - в случае ограничения допрашиваемого альтернативой «да» и «нет», как бы он не ответил, создает возможности для того, чтобы запутать человека, поймать его на недопонимании скрытого смысла сказанного.

Незаконными являются приемы, объединяемые термином «блеф», представляющие собой сообщение или передачу лицу в иной форме вымышленных сведений, якобы являющихся доказательством его вины (отсутствующие показания соучастника, ссылка на несуществующих свидетелей, очная ставка и опознание с участием подставного лица). Также незаконным является прием, именуемый «опасением худшего», заставляющий допрашиваемого идти на компромисс и признаваться в менее тяжком преступлении.

Для этого, чтобы обеспечить эффективность допроса, следователь должен воздействовать на допрашиваемого весьма грамотно и гибко.[17] Иными словами, тактика допроса определяется, прежде всего, в зависимости от того, какую позицию занимает допрашиваемый по отношению к расследуемому событию, какая тактическая ситуация складывается в ходе допроса – конфликтная или бесконфликтная. В зависимости от наличия той или иной ситуации следователь выбирает соответствующие приемы допроса.


Глава III. Тактико-криминалистические приемы и рекомендации, тактические комбинации, используемые при допросе

Тактико-криминалистический прем – это наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная линия поведения следователя при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.[18]

Под тактической комбинацией при допросе понимается создание ситуации. Рассчитанной на неправильную оценку ее допрашиваемым, что объективно приводит к его изобличению.

Тактико-криминалистическая рекомендация – это научно-обоснованный и апробированный практикой совет, касающийся выбора и применения тактических приемов.

В криминалистике сформулирован ряд требований, предъявляемых к тактическим приемам. К их числу относятся:

- допустимость, то есть правомерность приема с точки зрения действующего законодательства и морально-этических норм;

- научная обоснованность;

- целесообразность, то есть зависимость тактического приема от конкретно следственной ситуации, обусловленной конкретной целью;

- эффективность – это значит, что прием может рекомендоваться и применяться только в том случае, если есть уверенность, что в результате его применения будет достигнут необходимый эффект;

- экономичность, прием должен обеспечивать достижение цели при минимальной затрате сил и средств;

- простота и доступность, осуществление данного тактического приема должно быть доступно рядовому сотруднику, располагающему штатными технико-криминалистическими средствами.

Особо хотелось бы остановиться на таком требовании к тактическим приемам как допустимость. Достижение тактических целей связано прежде всего с этим приемом. Тактические приемы и комбинации:

- не должны нарушать нормы уголовного процесса и нормы морали;

- не должны оправдывать преступника;

- не должны быть основаны на физическом или психическом насилии, обмане, шантаже;

- не должны быть основаны на использовании невежества допрашиваемого или его слабоумия, дефектах зрения, слуха, речи;

- не должны действовать избирательно;

- должны учитывать возрастные особенности допрашиваемого.

Следственная практика знает немало примеров всевозможных нарушений при использовании недозволенных тактических приемов.

Например, чтобы получить от жены правдивые показания о преступной деятельности мужа, оперативные работники решили его скомпрометировать в ее глазах. Когда она принесла передачу для мужа, содержащегося в следственном изоляторе, перед ней красивая молодая девушка также «передала» сумку на имя ее мужа. После этого жена обвиняемого дала показания, изобличающие мужа.

Также является недопустимым широко применявшийся прием обмана следователями обвиняемых и подозреваемых, связанный с обещаниями о снижении срока лишения свободы, в случае содействия следствию.

Комбинационное сочетание тактических приемов возможно только в рамках одного следственного действия, тактика которого понимается как система приемов.

Тактическая комбинация может заключаться в определенном сочетании следственных действий в рамках одного акта расследования. В структуре тактической комбинации каждое следственное действие как элемент структуры является независимым, а их последовательность – обычно жестко определенной, поскольку в этой последовательности и может заключаться замысел комбинации.

Тактическая комбинация может состоять из одноименных или на разноименных следственных действий. В ее состав могут входить организационные – технические мероприятия, носящие обеспечивающий характер.

Если на начальном этапе в ходе расследования, реализуются данные, полученные оперативным путем, то тактическая комбинация может представлять собой сочетание как оперативно-розыскных мероприятий, так и следственных действий. Такую комбинацию можно назвать оперативно-тактической, но при этом нужно иметь ввиду следующее:

1. с процессуальной точки зрения, имеют значение только входящие в структуру подобной комбинации следственные действия, путем проведения которых реализуются, используются, то есть приобретают процессуальное значение данные, полученные в процессе оперативно-розыскных мероприятий;

2. оперативно-розыскные мероприятия как элемент комбинаций служат целям создания условий, обеспечивающих результативность, целеустремленность и безопасность входящих в структуру комбинации следственных действий. Например, допрос подозреваемого, намеренно оставленного на свободе до осуществления комбинации, проводится таки образом, что у него возникает необходимость встретиться с кем-то из лиц, чью связь с подозреваемым следствию необходимо установить. Наблюдение за подозреваемым после допроса позволяет выявить это лицо.

3. комбинационное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий вовсе не означает возникновения на этой основе неких комбинированных «оперативно-следственных» действий. Оперативно-тактическая комбинация осуществляется путем взаимодействия между следователем и оперативным работником органа дознания, каждый из которых действует строго в пределах своей компетенции и своими методами.

Целью комбинации всегда является решение конкретной задачи следствия. В конечном счете, это установление истины по делу, то есть осуществления процесса доказывания. Но это общая цель, а непосредственными целями тактической комбинации могут быть:

- создание условий, необходимых вообще для проведения следственного или иного процессуального действия следователя;

- разрешение конфликтной ситуации с помощью рефлексии с получением следователем определенного выигрыша;

- создание условий, обеспечивающих результативность следственного действия;

- обеспечение следственной тайны, и в том числе сохранения в тайне источника используемой информации;

- иные тактические воздействия на следственную ситуацию с целью ее изменения или использования.

Если следственная ситуация неблагоприятна, то тактическая комбинация призвана прежде всего изменить ее к лучшему, изменить ее «препятствующий» следствию характер.

Неблагоприятная следственная ситуация складывается при оказании допрашиваемым противодействия установлению истины. Чаще всего противодействие выражается в даче ложных показаний.

Данную следственную ситуацию хотелось бы рассмотреть подробнее.

В качестве разновидностей ситуации рассматриваются:

- ложь, целиком состоящая из вымысла;

- запирательство (утверждения типа: «я ничего не знаю»);

- частичная ложь, то есть соединение элементов правды с элементами лжи, формируемая, как правило, путем: исключения отдельных элементов события; дополнения реального события вымышленными элементами; перестановки элементов события во времени и пространстве.[19]

В данной ситуации криминалистическая тактика рекомендует использование следующих тактических приемов:

- Внезапности постановки вопросов. Здесь большое значение имеет наблюдение следователя за психофизиологическими реакциями допрашиваемого до и после постановки вопросов. Внезапность достигается путем: немедленного допроса после задержания с поличным или обнаружения и изъятия изобличающих допрашиваемого следов и предметов; имитации не информированности следователя на предыдущей стадии свободного рассказа с последующей внезапной постановкой вопроса, показывающего, что он много знает о событии преступления; постановки прямых вопросов сразу же при выявлении улик поведения, нервозности допрашиваемого, его «проговорок», выявлении противоречий в показаниях.