Смекни!
smekni.com

Московский Кремль – символ становления и развития Российского государства (стр. 2 из 3)

Кремль стал мощной крепостью. Его стены охватили площадь, почти равную площади современного Кремля. Со стороны Москва реки стена была возведена у подножия холма, чтобы враг не имел здесь плацдарма для развертывания своих сил при осаде крепости.

В 1380 году от белокаменных кремлёвских стен через ворота Никольской, Фроловской и Константино-Еленинской башен уходили на битву с ордынцами московские воины во главе с князем Дмитрием, получившим вскоре прозвание Донского. В белокаменный Кремль возвращались москвичи после славной победы на Куликовом поле.

В 1368 и 1370 укрепление успешно выдержал осаду литовского князя Ольгерда, а в 1382, 1408, и 1451 оказалось неприступным для татаро-монгольских войск (Тохтамыш взял в 1382 Кремль только обманом). Таким образом, державный Кремль выдержал первую в истории осаду, а новые каменные стены сослужили первую службу России - сохранили святыни, князя и могилы его предков.

Создание каменного Кремля сразу же предоставило Москве значительный перевес сил по сравнению с другими русскими городами. Крепость казалась неприступной, и московский князь мог теперь проводить более смелую и решительную политику, не опасаясь, что Москва может быть захвачена в случае внезапного нападения многочисленных вражеских войск.

___________________

Эпохой возвышения княжества Московского вообще и Кремля в особенности становится время княжения Иоанна III; оно является уже окруженным ореолом славы, могущества, процветания и быстрого преуспевания во всем. Иоанн III уже именуется “Государь державный великий князь”. Мир с Ибрагимом, казанским царем, присоединению Перми, возвращение русских владений от Литвы, завоевание земли Югорской, присоединение под власть Иоанна III княжеств Трубчевского, Рыльского и Черниговского, а важнее - всего окончательное присоединение Новгорода с его знаменитой ганзейской торговлей, с его богатствами и вольницей, еще больше возвысило значение, могущество и царственный блеск двора великокняжеского. Но были еще другие причины всему этому. Брак князя с греческой царевной Софией Палеолог, женщиной высокого ума, совершенно другого воспитания, знатного рода, с привычками и приемами ее далекой и славной родины Византии, с ее любовью к искусствам и художествам, в новом ее отечестве не известных еще, конечно, много повлиял на быт двора, на его обстановку, а также на то влияние, какое приобрел князь московский, вступив через это в семью государей Европы. Уже ко двору великого князя, в старинный Московский, еще деревянный Кремль, со всех сторон направляются пышные посольства от дружественных стран. Понятно их любопытство видеть двор князя, там, на далеком бесприютном севере, среди обширных лесов и пустырей, в стране малоизвестной, почти никем не посещаемой. И вот в Кремле принимаются посольства: римского императора, литовское, крымского хана Менгли-Гирея и др. Торговля, с потерей самостоятельности Новгорода, с перенесением его богатств в Москву и с упадком царства Казанского, получает в Москве срединный пункт обмена товаров между сказочным востоком и торговым западом, внося дары и обогащая Кремль. Окончательное освобождение от ига татар, очищение совершенно Кремля от владений ханских, перешедших за реку Москву, а также прибытие в Кремль вызванных великим князем из Италии зодчих, конечно, так же весьма сильно повлияло на наружность Кремля.

Ивана III перестал удовлетворять его прежний облик с небольшими соборами, построенными ещё в то время, когда Московское княжество было одним из многих небольших русских княжеств, и обветшавшей белокаменной стеной – её неказистый вид уже не соответствовал той роли, которую теперь должна была играть Москва, столица одного из сильнейших государств Европы.

Первым был возведен величавый собор во имя Успения Пресвятой Богородицы - главный собор всего Московского государства.

В начале 1470-х годов великий князь московский Иван III, государь всея Руси, повелел начать строительство нового огромного собора, который своим обликом должен был соответствовать создаваемому им единому Русскому государству. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине.

Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году. В 1473-1474 годах, были сложены стены собора и сведены своды. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость раствора: "Зане же жидко растворяху, ино не клеевито". Разрушение почти готового собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на москвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России зодчими. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям. Для задуманного им грандиозного переустройства столицы он пригласил архитекторов из Италии. Посланный им в Венецию дьяк Семен Толбузин встретился там с Аристотелем Фиораванти, известным итальянским строителем из Болоньи. Фиораванти согласился ехать в далекую и малоизвестную Московию - как раз незадолго до того у него возникли трения с муниципалитетом Болоньи, и переезд в далекую Московию мог надежно защитить его от притязаний властей.

В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов

В нем проводились пышные торжественные церемонии: оглашались государственные акты (например, акт воссоединения Украины с Россией в 1654 г.), венчались на царство Русские цари, в нем же похоронены русские митрополиты и патриархи. Успенский собор в Кремле открыл новую страницу в истории русской архитектуры. Он затмил собой все ранее существовавшие на Руси постройки и до самого конца XVII века служил русским зодчим образцом для подражания, положив тем самым начало целой архитектурной эпохе.

Вслед за Успенским собором на соборной площади поднялись Благовещенский собор (1484-1489гг.), расположенный в юго-западной части Соборной площади изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя, где совершались обряды бракосочетания, крещения детей. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.

На месте построенного еще при Иване Калите обветшавшего построили новый, более обширный Архангельский собор (1505-1508гг.), с XVI в. до начала XVIII в. бывший усыпальницей великих князей и царей.

В старину был такой обычай: перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков, а также славили “ мужество, храбрость, тщание и старание всего воинства”. Особо почитались захоронения Дмитрия Донского и Владимира Храброго.

Для наиболее важных государственных мероприятий был построен торжественный тронный зал – так называемая Грановитая палата (1487-1491гг.).

Деревянные хоромы великих князей уступили место новому каменному дворцу. Архитектурный ансамбль центральной площади Кремля завершил высокий столп Белоснежной трехъярусной колокольни церкви Святого Иоанна Лествичника, названный в народе «Иваном Великим» (1505-1508гг.).

Высота колокольни - 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую пристройку. Она примечательна тем, что построена при Иване III на месте ханского двора в Кремле. Это знаменовало полное освобождение Москвы от татарщины

Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена псковскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши.

В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником “Положения ризы”. В память об этом и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью - гульбищем. За ней сохранилось старое название.

Центр Кремля преобразился. Изменилась и жизнь в нем. Государевы гонцы, торжественные праздничные процессии, иностранные послы, важные бояре в дорогих одеждах, дьяки с кипами свитков, монахи, служивый люд, ходоки от разных земель – теперь это была повседневная жизнь Кремля, внешне суетливая, но внутренне наполненная большим государственным значением.