Смекни!
smekni.com

Уголовно–правовая борьба с незаконным обладанием оружия (стр. 4 из 13)

Во главе таких групп стоят наиболее авторитетные преступники, которые вырабатывают планы, руководят преступлениями на месте их совершения, а зачастую сами являются основными исполнителями.

Соответственно организатор организованной группы отвечает за: а) создание организованной группы или руководство преступной группы, а также б) за все совершенные группой преступления, если последние охватывались умыслом организатора, т.е. совершены в соответствии с общими целями и задачами группы, определяемые организатором или при его непосредственном участии.

Другие участники группы несут ответственность: а) за участие в группе и б) за те конкретные преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

При квалификации ст.251 ч.3 УК РК, организованную группу нельзя путать с преступным сообществом (бандиты, шайки), «для которой характерны три признака: а) устойчивость, б) сплоченность, в) совершение тяжких и особо тяжких преступлений» [9] .

Наряду с внешне похожими признаками организованной группы в данной форме соучастия «складываются определенные стойкие организационные формы связи преступников, вырабатываются определенные методы преступной деятельности, создается сплоченная организация, целью которой является занятие преступной деятельностью» [10] .

Данная форма соучастия представляет собой более усовершенствованную модель преступного объединения, следствием чего является особо опасная угроза обществу.

Итак рассмотрев квалифицирующие признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена ст.251 ч.2,ч.3 УК РК, можно сделать следующие выводы. Такие признаки как группа лиц по предварительному сговору, неоднократность и организованная группа представляют собой отягчающие обстоятельства, при которых совершается преступление. Такие формы соучастия как группа лиц с предварительным сговором и организованная группа, являют собой объединение двух и более лиц в совершении преступления, что облегчает его доведение до положительного результата. Предварительный сговор таких групп, говорит заранее обдуманном умысле на совершение преступлений, а наличие руководителя дает понять о скоординированности действий и строгой дисциплине.

Неоднократность, объясняет нам то, что лицо не перевоспиталось (эту цель предполагает наказание), и не исправилось и то обстоятельство, когда лицо вновь стало на преступный путь, дает понять, что такое деяние создает угрозу для общества, его безопасности и порядка.

В заключении, следует добавить, что выше указанные квалифицирующие признаки, не применительны к кинжалам, финским ножам или другому холодному оружию. На наш взгляд такое отсутствие квалифицирующих признаков, как группа лиц по предварительному сговору, неоднократность и организованная группа в ч.4 ст.251 УК РК кажется неправильным, т.к. перечисленное в части 4 оружие также при наличии указанных в части 2 и 3 признаков может представлять одинаковую особо опасную общественную опасность как владении огнестрельным оружием, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.


2. ПОНЯТИЕ ОРУЖИЯ, БОЕВЫХ ПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХВЕЩЕСТВ И ВЗЫРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Понятие боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, огнестрельного и холодного оружия и классификация

Ныне действующее законодательство Республики Казахстан устанавливает ответственность за ряд преступлений, совершаемых с применением оружия.

В связи с этим возникает проблема в классификации и определении типа и вида, какого либо оружия.

Хотя следует отметить, что научные работники в исследовании данной проблемы достигли неплохих результатов. Однако, многие аспекты этой проблемы остаются спорными. Это в какой – то мере относится к понятию оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Такое внимание обусловлено тем, что наличие у субъекта преступления данных либо их применение является обязательным или квалифицирующим признаком целого ряда преступлений, в связи, с чем важное значение приобретает точное определение соответствующих понятий в законодательной базе и в теории уголовного права.

Итак, попробуем раскрыть понятие огнестрельного оружия.

Для начала обратимся к юридическому словарю, где под огнестрельным оружием понимаются винтовки, автоматы, пистолеты, карабины (т.наз. ручное оружие), пулеметы, минометы и т.п. Оружие станкового типа, как заводского изготовления, так и самодельное

Конечно же, такое определение никак не может быть полным и содержательным, по крайней мере применительно к уголовно – правовым нормам. В настоящее время существует ряд различных устройств, стрельба из которых осуществляется посредством воспламенения пороха или иных взрывчатых веществ, например, сигнальные ракетницы, стартовые пистолеты и другие, которые, однако, не могут быть отнесены к огнестрельному оружию.

Следует отметить, что на определенной позиции при освещении этого вопроса в теории уголовного права стоят такие авторы как Л.Ф.Соколов, Б.А.Куринов, В.П.Тихий, В.О.Малков.

Взглянем на мнение Л.Ф.Соколова, который считает, что: «Огнестрельным оружием, как стреляющий предмет может быть признан лишь при условии, если воспламенение пороха или других взрывчатых веществ он выбрасывает в определенном направлении со значительной силой твердое тело (пулю, дробь, картечь и т.п.)» [11] .

Но на наш взгляд в этом определении отсутствует четкая граница в понятии «твердое тело ». Ведь к твердым телам могут относится такое множество предметов, которые и не имеют никакого отношения к криминалистики. Более завершенным определением можно считать мнение В.А.Куринова – «Под огнестрельным оружием следует понимать все виды оружия, поражающие свойства которого производятся снарядом, получающим ускорение силой пороховых газов: винтовки, карабины, пистолет – пулемет, артиллерийские орудия, минометы, нарезные охотничьи ружья, малокалиберное спортивное оружие и т.п.» [12] .

Подробного рода определения дают и другие авторы в своих работах [13] .

Действительно, эти определения содержат основные признаки огнестрельного оружия, тем не менее хотелось бы более конкретезировоного определения, такого какое зачастую требуется для криминалистической оценки оружия.

При изучении, Закона РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», можно выделить основной признак огнестрельного оружия – его предназначение для механического поражения цели [14] .

Аналогичное определение мы раскрываем в федеральном законе Российской Федерации «Об оружии» [15] .

Но на наш взгляд, такая формулировка не пригодна для применения уголовно – правовых норм, т.к. требуется установить конкретную цель применения огнестрельного оружия. Обратим внимание на более убедительное определение в отношении цели применения оружия Рустамбаева М.Х.: «Основным признаком огнестрельного оружия является его предназначенность для поражения живой цели и спортивных мероприятий, связанных с производством выстрела и поражением цели» [16].

По этому признаку можно разграничить понятие огнестрельного оружия от предметов, которыми могут быть причинены телесные повреждения и даже смерть, если они не предназначены Рустамбаев М.Х. Ответственность за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. – Ташкент., – 1985 г. с – 7. для такой цели при их изготовлении, если даже для производства выстрела в них была использована сила пороховых газов.

К числу этих предметов следует отнести, например, сигнальные, стартовые, строительные пистолеты, ракетницы и иные имитационно –пиротехнические и осветительные средства. Перечисленные выше предметы имеют иное, хозяйственно – бытовое либо производственное предназначение, что исключает отнесение их к оружию.

Но нам кажется, что следовало бы отнести к перечисленным целям у Рустамбаева М.Х., такие как виды огнестрельного оружия предназначенные для поражения техники и сооружений, например, артиллерийское орудие, минометы и т.п.

Следовательно, более полным и содержательным определением целей поражения огнестрельным оружием будет: «.... устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели, техники,...» [17].

Следующим существенным признаком огнестрельного оружия, исходя из определенных ранее названных автором, является выброс снаряда (пули) в определенном направлении энергии пороховых газов. Данный признак охватывает все существующие виды и системы огнестрельного оружия. Эти признаки отсутствуют у ряда стреляющих устройств, не являющихся оружием, таких как например, как строительные, стартовые, газовые пистолеты, пневматические оружья.

Так, в пневматическом ружье выброс пули из канала ствола производится за счет энергии сжатого воздуха. В стартовых и газовых пистолетах вообще не происходит выброса снаряда, в данном случае пороховой заряд здесь требуется для возникновения звука в первом случае и выброса определенной дозы газа во втором случае. Лишь при выстреле из строительного пистолета происходит выброс специальных гвоздей (дюбелей), но не снаряда (пули), эти пистолеты предназначены исключительно для производственно – строительных работ (например: для пробивания твердой поверхности).

Для признания предмета огнестрельным оружием в судебно – следственной практике не имеет значения способ (заводской или кустарный) его изготовления. В практике нередко встречаются уголовные дела о преступлениях, совершенных с применением огнестрельного оружия.

Так при проведении оперативно – розыскных мероприятий был задержан гр. Б. У которого изъят револьвер самодельного изготовления и четыре патрона калибра 5,6. Баллистическая экспертиза признала револьвер, изъятый у гр. Б., самодельным короткоствольным, гладкоствольным оружием, предназначенным для стрельбы патронами калибра 5,6 и пригодным для использования (ст.251 ч.1 УК РК) т.е. стрельбы. Гр. Б осужден по ст.202 ч.1 УК Каз ССР за ношение огнестрельного оружия.