Смекни!
smekni.com

Иран в средние века (стр. 8 из 10)

В этот период получила расцвет классическая поэзия на персидском языке. Гениальный персидский поэт Саади (1184-1292 гг.) - тончайший мастер стиха, автор всемирно известных сборников дидактических рассказов "Гулистан" ("Цветник") и Бустан" ("Плодовый сад"), сборников газелей, элегии на взятие Багдада Хулагу-ханом и др./ История стран Востока, 1969, с.94,96/.

Из произведений, написанных по заданию монгольских ханов-завоевателей, важное значение имеет трехтомный персидский труд служившего монголам хорасанского феодала Джувейни (1226-1283 гг.), содержащий историю Чингиз-хана и его преемников, а также хорезм-шахов и исмаилитов Аламута. Важнейшим историком Ирана был Рашид ад - Дин Фазлаллах Хамадани (ок.1247-1319 гг.) - медик, энциклопедист и мусульманский теолог, составил к 1311 г. вместе с целым коллективом сотрудников грандиозный труд на персидском языке по всеобщей истории "Джами от-таварих" ("Собрание летописей"). Очень содержательна также частная переписка Рашид ад-Дина с его сыновьями - наместниками областей и с разными представителями чиновной и духовной власти.

Рашид ад - Дин-идеолог одной из групп класса феодалов - иранской гражданской бюрократии, тесно связанной с мусульманским духовным сословием; он - сторонник сильной центральной власти в лице ильхана, поэтому враждебен к тенденции феодальной раздробленности и к ее наиболее упорной представительнице - монголо-тюркской военно-кочевой знати. И Джувейни и Рашид ад-Дин, несмотря на официальную промонгольскую направленность своих сочинений, отнюдь не замалчивали темных сторон монгольского владычества - опустошения городов и областей, массовой резни и тотального грабежа, хищнической налоговой политики, произвола властей.

Интересные материалы по политической и социально-экономической истории Ирана XIII-XV вв. содержатся и в трудах известных историков и географов этого периода - Вассафа, Хамдаллаха Казвини, Хафизи Абру, Мирхонда и др.

В историографии Ирана данного периода персидский язык почти вытеснил арабский.

В XIII-XV вв. влияние суфизма на поэзию, как и на общественную жизнь в Иране, было особенно сильным. Этому способствовали ужасы монгольского завоевания и беспросветный гнет завоевателей, побуждавшие многих людей искать выхода в "бегстве от мира", в уходе к аскетизму и к замкнутой созерцательной жизни. Влияние суфизма заметно и в поэзии Саади и Хафиза. Величайшим из суфийских персидских поэтов был Джалал од - Дин Руми (1207-1273 гг.)

В поэзии Руми крайний мистицизм и пантеизм сочетается с гуманистической проповедью свободы мысли, широкой веротерпимостью кпротестам против угнетения человека человеком.

Суфийские идеи излагали в стихах многие поэты этого времени, многда суфийская форма служила прикрытием для религиозного и философского вольномыслия, поскольку пантеизм мог быть маскировкой и для скрытого атеизма.

В связи с этим коротко остановимся на идеологии суфизма. В данную эпоху, как и раньше, суфизм был общим наименованием для целого ряда мистических систем как "правоверных" так и "еретических", суннитских и шиитских, представленных в ряде дервишеских орденов. Общим элементом идеологии всех направлений суфизма было учение о возможности для суфия путем бедности, нестяжания и самоотречения, долгой созерцательной и аскетической жизни, под руководством наставника - дервишеского шейха ("старца") достигнуть личного общения с богом.

При всем наличии оттенков суфизма можно наметить два основных направления - умеренное (монотеистическое) и "крайнее" (пантеистическое).

Поскольку суфизм не представлял собой идеологического единства, нельзя говорить и об единой социальной базе суфизма. Социальная среда, в которой разные течения суфизма находили адептов, быланеодинакова, при том одни и те же дервишеские ордена в разное время могли отражать интересы разных социальных слоев. Иногда активный протест народных масс против феодального гнета облекался в идеологическую форму суфизма, и дервиши играли активную роль в народных движениях. Однако в данную эпоху заметна также тенденция приспособления суфизма к интересам класса феодалов. Учение о бедности стали толковать так, что суфий может и оставаться богатым лишь бы не привязывался душой к богатству и смотрел на себя не как на собственника, а лишь как на хранителя богатства, доверенного ему богом. Предполагалось, что такой богатый суфий на себя лично тратит гроши, а остальные средства расходует на религиозные и благотворительные цели; но так как никто не контролировал его, то на практике эти моральные правила его не стесняли. Многие дервишеские шейхи находили покровителей среди феодалов и сами, обрастая пожертвованными им земельными и другими богатствами, также превращались в феодалов / Иванов, 1977, с. 195/.

Официальным исповеданием во всех государствах Ирана XIV - XV вв., кроме Гиляна и Мазендерана, был суннизм. Официально большинство населения считалось также суннитским. В городах, кроме немногих, каковы Кум, Кашан, Сабзевар и др., преобладали сунниты. Но, учитывая, что с середины IX до начала XVI в. все народные движения в Иране протекали под идеологической оболочкой разных течений шиизма, есть основание предполагать, что среди сельских жителей было множество тайных шиитов, официально выдававших себя за суннитов, руководствуясь шиитским принципом "такие" - "благоразумного скрывания" своей веры.

3.4 Образование и укрепление государства Сефевидов

Образование Сефевидского государства связано с движением так называемых кызылбашей, во главе которого стояли наследственные главы, "старцы" суфийско-дервишеского ордена сефевийе, в Ардебиле. Имя ордену и своему роду дал шейх Сефи од - Дин Исхак (1252-1334 гг.), ученик и зять известного дервишеского шейха Захида (ум. ок.1300 г). Не ранее середины XV в. сложилась легенда о происхождении шейхч Сефи од - Дина в двадцать первом поколении от седьмого шиитского имама Мусы Казима (ум. в 799 г).

С середины XV в. главной опорой есфевидских шейхов стали тюркские кочевые племена Азербайджана и Малой Азии, где шиизм был формой оппозиции кочевников и крестьян Османскому государству. Согласно традиции, первоначально было семь тюркских кочевых племен, признавших себя муридами сефевидского шейха: шамлу, румлу устаджлу, афшар, каджар, текслю и зулкадар; позднее число их увеличилось. Во второй половине XV в. эти тюркские племена получили прозвание кызылбашей (тюрк, "красноголовые", от носимой ими шапки с 12 пурпурными полосками в честь 12 шиитских имамов); кызылбаши брили бороды, отпускали длинные усы, а на бритых головах - чубы.

Влияние воинственных тюркских племен изменило характер ордена сефевийе. Если первые сефевидские шейхи были мирными мистиками, то при шейхах Джунейде (убит в 1460 г) и Хайдаре (убит в 1488 г) суфийская мистика была отодвинута на задний план, вернее, ее держались только по традиции. Воинствующий шиизм и "священная война неверными" стали теперь главным содержанием идеологии ордена, хотя кызылбаши по традиции именовались "дервишами" и "суфиями" / История Востока, 2002, с.67/.

К началу XVI в. Иран не был единым политическом целым. Наиболее крупными государствами были Хорасанскии султанат Тимуридов и держава Ак Коюнлу. Около 1500 г. владения Ак Коюнлу были разделены между султаном Мурадом (Ирак Персидский) и Альвандом (Азербайджан и Армения). В Фарсе, Иезде, Кермане, Ираке Арабском и Диарбекире правили другие царевичи Ак Коюнлу, лишь номинально зависимые от султана Мурада. В Аберкухе, Кашане, Семнане, Систане сидели независимые владетели. В Гиляке было два шиитских эмирата - Лахиджанский (Бийе пиш) и Рештский (Бийе пас). Мазендеран был разделен между десятком владетелей; в Хузистане, в Хувейзе правила шиитская династия Мушаша. У каждого из владетелей были свои вассалы. Государству Ак Коюнлу угрожала экспансия османской Турции, а хорасанским Тимуридам - узбеки во главе с Мохаммед-ханом Шейбани, завладевшие уже землями среднеазиатских Тимуридов. Рост феодальной раздробленности очень ослабил оба этих государства.

В 1501 г. кызылбаши разгромили войско Альванда Ак Коюнлу и вступили в Тебриз. На время вытесненные оттуда, они снова овладели Тебризом и всем Азербайджаном. В Тебризе юный Исмаил в 1502 г. был провозглашен шаханшахом. Этот год считается годом снования Сефевидского государства. Хорасан и Систан вошли в состав Сефевидского государства; Гилян и Мазендеран подчинились еще раньше. Кызылбаши попытались завоевать и Среднюю Азию, но потерпели в 1512 г. серьезное поражение от узбеков.

Вновь созданное государство, где утвердилась династия Сефевидов (1502-1736 гг.), стали называть Сефевидской или Кызылбашской державой. Прежние европейские востоковеды видели в Сефевидской державе иранское национальное государство. Созданная усилиями тюркских кочевых племен держава Сефевидов была конгломератом племен и народностей, в котором до конца XVI в. руководящая политическая роль принадлежала тюрко-азербайджанской кызылбашской военно-кочевой знати. Войско состояло в основном из ополчений кочевых племен, кызылбашских и других, в меньшей степени из ополчений оседлых феодалов. Иранский элемент - гражданская бюрократия и духовное сословие - занимал второстепенное положение. Языком двора и войска был азербайджанский.

Шиизм имамитского толка стал государственным исповеданием, обязательным для всех мусульман. Сунниты, крайние шииты, - "еретические" течения суфизма подверглись гонениям / Симоновская, Ацамба, 1968, с.308/.

Сефевидская держава была таким же светским государством, как и прежние государства Ирана.

Феодальное общество Ирана в XVI в. представляло мало своеобразия по сравнению сXIV-XV вв. Руководящее положение по-прежнему занимала военная знать кочевых племен; теперь это были эмиры кызылбашских и курдских племен. Главы кочевых племен или их ветвей получали в кормление определенную территорию (улька).

Правители областей - беглербеги и округов - хакимы назначались из знати тех же племен; при этом нередко их улька, а также кошун - племенное ополчение - передавались после утверждения шаха по наследству.