Смекни!
smekni.com

Юридическая ответственность в российском обществе (стр. 8 из 9)

Сведение правовой ответственности только к субъективной не имеет практического значения, ибо эффективность тех или иных правовых институтов вовсе не предопределяется их терминологической вывеской. Ограничение ответственности её субъективным вариантом не обосновано и с этической точки зрения. Право, имеющее в своей основе гуманистические начала, исключает лишь объективную ответственность, связанную с уголовной репрессией, а точнее любую личную ответственность без вины. Объективная же имущественная ответственность имеет аксиологическое и этическое обоснование[33].

Основание юридической ответственности. Впервые в советской правовой науке вопрос об основаниях юридической ответственности был поставлен в 1941 году А.Н. Трайниным применительно к уголовной ответственности. К таким основаниям он отнес причинность (объективное основание) и виновность (субъективное основание).

Согласно традиционному пониманию оснований юридической ответственности, отстаиваемому И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшиным, единым и единственным в принципе основанием юридической ответственности является совершение правонарушения (фактическое основание) при наличии правовой нормы, устанавливающей за это деяние ответственность (юридическое основание)[34].

Возложение ответственности – один из видов применения права. Основанием для применения права является юридический факт, а основанием для возложения ответственности выступает один из видов юридических фактов, а именно – объективное конкретное деяние человека, отдельный поступок для человека.

Субъективная оценка человека или его поведения в целом, поскольку она не является юридическим фактом, не может быть основанием ответственности.

Ответственность имеет место лишь тогда, когда человек совершает какое-либо деяние. Еще в Древнем Риме была разработана идея о том, что никто не несет ответственности за свои мысли: «Cogitationispoenamnemopatitur»[35]. Карл Маркс и Фридрих Энгельс отметили: - «Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, я вступаю в область действительности, я вступаю в сферу действий законодателя. Помимо своих поступков, я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом».

Основанием ответственности является не всякое деяние, а только противоправное, виновное деяние человека. Понятие деяния в юридической науке должно включать определенные признаки:

а) охватывать как действие, так и бездействие,

б) как умышленные, так и неосторожные поступки.

Деяние – это отдельный акт поведения, находившегося под контролем воли и разума субъекта.

Мы полагаем, что нет оснований, сводить понятие деяния человека только к мускульному движению. Деяние человека заключается как в том, что он совершает конкретное действие, так и в том, что он конкретного действия не совершает. Бездействие субъекта при отсутствии обязанности действовать не может рассматриваться как деяние субъекта. Обязанность действовать может быть, как только моральной, так и правовой. Хотя моральная обязанность совершить конкретное действие также характеризует бездействие субъекта как его поведение, однако в этом случае оно не является юридическим фактом.

Поскольку основанием ответственности является виновное, неправомерное деяние человека, а не причиненный им результат, постольку вопрос об ответственности за юридически релевантное бездействие не вызывает сомнений. Ответственность имеет место не за общее бездействие, а за несовершение конкретным лицом конкретного действия, которое это лицо юридически обязано было совершить.

Поэтому ответственность за бездействие может иметь место лишь при наличии правовой обязанности действовать. Такая обязанность может вытекать:

1. Из требований закона (например: требование оказания помощи капитаном судна людям, гибнущим на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, вытекает из ст. 62 Кодекса Торгового Мореплавания Российской Федерации).

2. Из обязательств данного лица, в частности из договора (так в соответствии с договором поручения поверенный обязан: а) сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения, б) по исполнению такого представить отчет с приложением оправдательных документов, в) своевременно передать доверителю все полученное им в силу данного ему поручения и г) возместить ему убытки, если таковые понесены доверителем вследствие умысла или неосторожности поверенного, - ст. 974 ГК РФ).

3. Из предыдущих действий данного лица (так называемые конклюдентные действия: в частности, водитель автомашины обязан оказать помощь гражданам, пострадавшим в результате аварии).

4. Из профессиональной или служебной обязанности. (Так, в соответствии с инструкцией НК Здрава, НКВД и НКТ РСФСР от 11 марта 1926 г. «О порядке и правилах оказания медицинской помощи»: первая неотложная помощь общего характера, не требующая специальных знаний, приемов, приспособлений и инструментов, должна оказываться каждым медработником, как состоящим, так и не состоящим на службе, в пределах компетенции соответственно профессиональной группе медработника – ст. 30).

Движение, совершаемое человеком под влиянием физического принуждения, которое он не мог преодолеть, не является его деянием. Если человек в этом случае действует под влиянием принуждения другого лица, то он лишь орудие в руках принуждающего (ч.1 ст.20 УК РФ).

Напротив, деяние, совершаемое под влиянием психического принуждения, есть деяние субъекта, ибо оно проходит через его волю и разум. Несмотря на наличие принуждения, субъект не лишен возможности выбора. Таким образом, даже при условии самого строгого психического принуждения речь может идти лишь об отсутствии противоправности (крайняя необходимость ч.2 ст. 20 УК РФ).

Действие человека далеко не всегда приводит к тем целям, на осуществление которых оно было направлено, и сознательное действие человека, направленное на достижение другой цели, не исключает ответственности лица не только за последствия, к которым он стремился, а лишь сознательно их допускал, но и за последствия, которые не только являлись целью субъекта, а также которых он даже и не предвидел, хотя мог и должен был предвидеть.

Путем установления составов преступления, законодатель обеспечивает такое положение, при котором ответственность будет иметь место всегда только в тех случаях, которые он признает общественно опасными, и в том виде и в том размере, которые он признает соответствующими степени общественной опасности конкретного деяния.

Противоправность деяния конкретна (уголовная, административная, гражданская), однако, деяние, противоправное в одной отрасли права, не может считаться правомерным в другой.

Для того чтобы деяние рассматривалось как противоправное оно должно:

а) быть общественно опасным,

б) нарушать норму действующего права.

Деяние человека только тогда может быть порицаемо и только тогда может повлечь за собой ответственность, когда и если оно является выражением воли и разума человека, т.е. когда оно является виновным.

Волевым является поведение людей, как в случаях умысла, так и неосторожности. Причем только при наличии прямого умысла воля субъекта направлена на достижение противоправной цели. Волевым является поведение субъекта и при косвенном умысле. Однако здесь воля направлена на совершение поступка, стремящегося к достижению к другой цели. Субъект же при этом допускает наступление неправомерного результата, который хотя и не составляет его цели, но наступление, которого охвачено его разумом и волей. Точно также волевым будет поведение субъекта и при неосторожности, в форме самонадеянности. Здесь, как и в предыдущем случае, воля субъекта направлена на совершение деяния, и наступивший неправомерный результат не является его целью, однако, субъект предвидит возможность такого результата, хотя и не допускает его. Таким образом, деяние охватывается волей и разумом субъекта. Сложнее обстоит дело с решением этого вопроса тогда, когда имеет место неосторожнее поведение субъекта в форме небрежности. Здесь, как ив предыдущем, речь идет о волевом отношении. Упрек субъекту заключается лишь в том, что его воля не была направлена на то, но что она могла и должна была быть направлена.

Поведение признается виновным не только тогда, когда его целью было наступление общественно опасного последствия или когда действующий предвидел наступление подобного последствия, стремясь к другой цели, но и тогда, когда он не предвидел наступления общественно опасного последствия своих поступков, хотя мог и должен был предвидеть.

Иными словами, ответственность может распространяться как на противоправный результат, наступление которого объект желал и предвидел, так и на результат, которого он не желал и даже не предвидел, но мог и должен был предвидеть[36].

Из изложенного выше следует, что для наступления ответственности необходимо общественно опасное, виновное, противоправное деяние. Отсутствие одного из указанных элементов исключает ответственность.

Заключение

Обзор литературы о юридической ответственности, несмотря на большое и противоречивое разнообразие мнений, свидетельствует о том, что в разработке этой проблемы в последние годы достигнуты значительные успехи.

Проанализированы и обсуждены такие важные проблемы, без рассмотрения которых нельзя сделать необходимые теоретические и практические выводы о роли юридической ответственности. Это – соотношение правовых санкций и юридической ответственности; соотношение государственного принуждения и ответственности; основания и условия её возникновения и применения; определены основные цели, принципы, функции юридической ответственности; охарактеризовано значение ответственности в обеспечении правопорядка, предупреждений правонарушений, защиты субъективных прав и др.