Смекни!
smekni.com

Восточные славяне (стр. 3 из 11)

Значительные группы черняховского населения были вынуждены, спасаясь от гуннского погрома, бежать на новые места жительства. Результатом миграции славянской (антской) части черняховского населения в Среднее Поволжье стало становление в конце IV – начале V вв. именьковской культуры. Выбор конечного региона этой миграции объясним. Сюда, в Самарское Поволжье переселились еще в II-IV вв. группы пшеворского населения из области Волыни, Верхнего Поднестровья и Южного Побужья, спасаясь от готской экспансии. Земель с плодородными почвами здесь было достаточно для того, чтобы принять новые группы земледельческого населения. Этнос носителей именьковской культуры установлен генетической связью ее с волынцевской культурой, славянская принадлежность которой вне всякого сомнения.

В лесостепных землях междуречья Днестра и Днепра (включая часть его левобережья) черняховское население сохранилось после гуннского нашествия в большей степени и не покинуло мест своего обитания. Более того, анты сохранили свою военно-политическую организацию, но до распада гуннской державы подчинялись гуннским наместникам. Например, Аттила поставил своего старшего сына Эллака повелителем акациров (гуннского племени в Приазовье) и других причерноморских народов. В V-VIIвв. в ареале черняховской культуры формируются новая культура – пеньковская, экономический уровень которой был ниже черняховской. Создателями пеньковской культуры были в основном потомки местного черняховского населения - анты, в среду которых переселялись из более северных земель Поднепровья носители киевских древностей (балты днепровской группы) и славяне, носители пражско-корчакской культуры.

После распада гуннской державы по смерти Аттилы и переселения ряда германских племен началась великая славянская миграция. Первая волна миграционного потока связана преимущественно со славянами, выходцами из южного Повисленья, которых византийские истории VI в. называют с(к)лавенами, а современные археологи - славянами пражско-корчакской культуры, датируемой второй половиной V – VII вв. и эволюционировавшей из южного ареала пшеворской культуры. Дальнейшее развитие пражско-корчакской культуры было неодинаково в разных землях. На Волыне и в Припятском Полесье в VII-VIIIвв. в результате плавной эволюции на основе пражско-корчакских древностей складывается лука-райковецкая культура, носителей которой можно отождествлять с дулебами, названными в Повести временных лет. Славяне (венеты, упоминаемые Иорданом) суково-дзедзицкой культуры, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры, расселяются в области междуречья Эльбы и Одера и на побережье Балтики – Польское Поморье.

Вторая волна миграционного потока, частично, перекрывшая первую, связана со славянами – антами, началась в связи с вторжением в Европу аваров в середине VI в.

Нашествие аваров. Авары (обры древнерусских летописей) – кочевые племена варов и хионитов Северного Приаралья, вторглись в середине VI в. в Северное Причерноморье. Подчинив болгарское племя кутригуров, кочевавших в степях междуречья Дона и Днепра, и антов, и продвинувшись в Среднее Подунавье, куда еще ранее расселились дулебы, авары создали мощное объединение – Аварский каганат. В походах аваров на Византийскую империю участвовали и анты, свидетельствуют об этом византийские источники. Кроме того, византийские историки чаще всего называли антов, в последующем всех восточных славян, аварами и даже гуннами, не делая между ними различия. С 602 г. в византийских источниках не упоминается имя антов, что связано, скорее всего, с распадом военно-племенного союза антов на отдельные племенные образования хорватов, сербов, северов (упоминаемых в византийских источниках) и других славян, среди которых, возможно, были русы.

Русы в Средней Европе. С антской миграцией в Среднедунайский регион, которая в гунно-аварских походах достигла Баварии, связано распространение этнонима ”русь”. Географические названия, содержащие в своей основе этноним “русь” разрознено фиксируются в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и Регенсбурга.

В вопросе идентификации этнонимов русь и руги весьма важно сообщение в Раффельштеттенском таможенном уставе 904/906 г. о двух славянских племенных группах – богемов и ругов. Вполне очевидно, что богемы – это чехи. Под термином Rugi в западноевропейских письменных памятниках X-XI вв. всегда имеется в виду Русь. Вполне вероятно, что данная традиция имеет более древние корни. Следовательно, и в уставе 904/906 г. под ругами подразумевались русы, только не из далекого русского Поднепровья, а из соседних с чешскими славянских земель. В округе Линца археологами выявлены славянские поселения и могильники VII-XI вв., а начиная с XI в. здесь получают распространения антропонимы, производные от этнонима русь. Следовательно, славяне именовались здесь русью. XI-XIII вв. были завершающимся этапом ассимиляции славянского,а не скандинавского, населения Баварии. Подобная картина наблюдается и в землях полабских славян.

V-VII веками завершается последний период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтничным племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого праславянского языка на отдельные славянские языки.

Однако не стоит видеть в трех славянских группах Иордана – славянах, антах и венедах – прямое отражение трехчленной дифференциации современного славянства (восточные, западные и южные славяне). Существующее ныне трехчастное членение славянства является продуктом не только праславянского периода, но и более позднего исторического процесса.

Диалектное членение восточнославянских языков. Племена, входившие в состав указанных Иорданам славянских групп, участвовали в разное историческое время и при разных условиях в этногенезе восточных славян. Об этом свидетельствуют и исследования лингвистов, доказывающие образование диалектов восточнославянского языка непосредственно из праславянского. Так, непосредственно из диалектов праславянского языка образовались древненовгородские, древнепсковские (кривичские) говоры и восточнорусские говоры Волго-Окского междуречья северновеликорусского наречия. С другой стороны, диалектное членение праславянского языка на говоры смоленско-полоцких кривичей, дулебов, антов пеньковской культуры, славян Днепровско-Донского междуречья и Среднего Поволжья завершилось образованием средневеликорусского и южновеликорусского наречий великорусского языка, а также белорусского и украинского языков в гораздо более позднее историческое время.

Восточные славяне в VIII-IX вв

С VIII в. наступает новый этап славянской истории, когда в результате сложных миграционных пертурбаций и ассимиляционных процессов формируются средневековые племенные объединения славян и складываются первые государственные образования.

VIII-IX столетия были временем, когда продолжалось расселение славян, начало которому было положено в V-VII вв. Его усиливали и усложняли миграции в Восточную Европу с других частей заселенного славянами ареала, заметно расширившегося и культурно изменившегося в VI-VII вв., а также вовлечение в миграционный процесс неславянского населения. Расселение славян сопровождалось частичной ассимиляцией местных финно-угорских и балтских племен (к V-VII вв. можно отнести лишь только начало этого процесса). Местное население в основной массе не покинуло мест своего обитания, однако их жизнь постепенно изменялась вследствии заимствования хозяйственных и культурных традиций переселенцев. Более быстро миграционные и ассимиляционные процессы протекали среди племен, ведущих охотническо-собирательское и скотоводческое хозяйство. При таком ведении хозяйства плотность населения невелика, поэтому славяне-земледельцы без больших препятствий могли осваивать под пашни новые земли.

Восточнославянские племенные образования в VIII-IXвв. В древнерусских источниках о восточнославянских племенных образованиях сохранились лишь самые общие сведения. Современная историческая наука считает, что это были неоднозначные единицы. Так, поляне, древляне, дреговичи и волыняне были территориальными новообразованиями, сформированными в результате территориального обособления праславянского племенного образования дулебов. С другой стороны, корни кривичей, словен ильменских и руси уходят в праславянский период истории. Это были этнографические и диалектные образования раннесредневекового славянства.

Кроме того, оказывается, что территории древнерусских земель-княжеств XII в. теснейшим образом связаны не с новообразованиями XII в., а с этнографическими группами восточного славянства, история которых уходит в праславянскую эпоху.

Племенные образования севера Восточной Европы.

В Повести временных лет на севере Восточной Европы обозначены славянские племена словен ильменских, кривичей псковских, кривичей полоцко-смоленских (полочан и смолян), славян Волго-Окского междуречья (славян меря и славян мурома) и финно-угорские племена чуди, вожан, веси, меря, мурома, на территории расселения которых в XII в. образовались Ростово-Суздальское, Смоленское, Полоцкое княжества, Новгородская и Псковская земля. Особенность данного региона заключается в том, что славянская (венедской праславянской диалектной группы) миграция осуществлялась двумя потоками еще в праславянский период истории из региона Среднего Повисленья (славянами пшеворской и вельбарской культуры) и Эльбо-Вислинского междуречья (славянами суково-дзедзицкой культуры) на земли, заселенными различными финно-угорскими (западнофинскими - культуры сетчатой керамики, на северо-западе и поволжскофинскими – меря, мурома на северо-востоке региона) и балтскими (восточными и днепровскими балтами) племенами. Особенность общественного строя племенных образований заключалась в гораздо большей, по сравнению с племенами юга, устойчивости родоплеменого строя.