Смекни!
smekni.com

Объединение русских земель и образование Московского государства в период владычества Золотой Орды (стр. 2 из 5)

Однако главным последствием монгольского вторжения на Русь и установления ордынского владычества XIII в. стало резкое усиление обособленности русских земель, исчезновение старой политико-правовой системы и организация структуры власти, некогда характерной для древнерусского государства. Конгломерат разновеликих русских земель-княжеств оказался под воздействием центробежных геополитических процессов, получивших необратимый характер. Распад политического единства Древней Руси оказался и началом исчезновения древнерусской народности, ставшей прародительницей трех ныне существующих восточнославянских народов: с XIV в. на северо-востоке и северо-западе Руси формируются русская (великорусская) народность; на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности.

1.2. Русь в период ордынского владычества

Ордынцы были кочевниками-скотоводами. Они не собирались отнимать у русских земледельцев их земли, тем более – навязывать свой образ жизни. Им нужно было подчинить народ, чтобы собирать с него дань. Ордынцы по опыту знали, что это лучше доверить местной знати местной знати, жестко контролируя ее. Они сохранили власть русских князей и православную религию. Более того, Церковь, на которую они стремились опереться, даже освободили от дани. Вообще ордынская власть обычно поддерживала все, что шло ей на пользу. Русь состояла тогда из многих самостоятельных княжеств. А князьями приходилось снова и снова делить земли на все более мелкие клочки (уделы), чтобы наделять ими младших членов своих семей. Из-за этого между родственниками часто вспыхивали ссоры и войны (усобицы).

Старшим из «независимых» князей на Руси был великий князь владимирский. Но реальной властью в стране он, конечно, не обладал. Хуже того, за великокняжеский престол постоянно шла кровавая борьба. Престол по обычаю переходил к старшему брату умершего великого князя[4]. Но на него часто посягал и старший сын покойного, если он был старше дяди или уже достиг зрелых лет. Наконец престол можно было захватить силой, особенно если заручиться поддержкой ордынских ханов. Все эти ссоры были очень выгодны орде – ведь из-за них русские не могли объединиться.

Ордынское иго оказалось очень тяжелым для Руси. В орду уходили огромные средства в виде дани (выхода). Туда сгоняли русских людей – их использовали на тяжелых работах и заставляли участвовать в войнах. Туда должны были ездить русские князья и изъявлять покорность ханам, от которых напрямую зависело их положение: право князя на власть новый хан подтверждал своим указом – ярлыком. Выдавая ярлык, хан преследовал свои интересы: поддерживал слабых, подрывал влияние сильных и сеял рознь между князьями. За независимое поведение, тем долее неповиновение хану, князя наказывали, а могли и казнить. На его земли посылали войска, которые разоряли княжество и уничтожали его столицу.

Часто за спиной ордынцев стоял русский же князь. Желая победить соперника чужими руками, он не считал зазорным донести на него в Орду, а то и попросту оклеветать. Его воины сопровождали ордынцев, показывая им удобные дороги, сражались рядом с ними, грабили города неудачливых соседей своего князя.

Но, несмотря на беды, грязь и кровь монголо-татарского ига, жизнь на Руси не могла остановиться. И в этих тяжелых условиях нужно было найти выход. Во всех землях его видели по-разному. Бояре Ростова считали нужным сблизиться с ордынской знатью, а для этого чаще ездить в орду, заключать там, браки, принимать ордынцев в свою среду. Иначе вела себя Тверь: опираясь на помощь Литвы, она противостояла ханам открыто, но безуспешно. Далекий и сильный Новгород, до которого ордынцы так ни разу и не дошли, меньше интересовались отношениям с ордынцами. Но, как показало будущее, единственно верной дорогой пошло совсем молодое Московское княжество.


2. Этап II- вторая половина XIV - начало XV в. Успешное развитие процесса объединения, зарождение элементов единого государства;

2.1. Начало формирования Московского княжества

К концу XIII в. Русь более или менее приспособилась жить в условиях ига. Росло население, осваивались новые земли, понемногу налаживалась торговля – путь на юг т восток по волге был теперь открыт, ведь жители русских городов уже считались поданными ханов. Вновь начали строить дорогие каменные храмы, которых не возводили с конца 1230-х годов. Быстрее других оживали глубинные территории Волго-Окского междуречья: сюда, под прикрытие лесов, устремились беглецы из разоренных южных земель. В конце XIII в. у Москвы, дальнего удела Владимиро-Суздальского княжества, появился свой князь – Даниил (1261-1303), младший сын Александра Невского. Он старался расширить свое маленькое, но самостоятельное княжество, территория которого тогда не охватывала даже всего течения Москвы-реки. В начале XIV в. Москва приобрела охранявший истоки реки Можайск, а у рязанских князей отняла Коломну, крепость при владении Москвы-реки в Оку.

Москва была молодым городом, и по старому родовому обычаю старшинства ее князь не мог и мечтать о великокняжеском престоле. Москву окружали гораздо более крупные и сильные княжества. Но на Руси, где князья все время боролись друг с другом, и где многое зависело от воли хана, успех обеспечивали не столько старые представления о правах, решительность и смелость, сколько расчет, гибкость и поддержка Орды. Именно московские князья обладали всеми качествами, необходимыми для успеха. Они реально оценивали соотношение сил и не помышляли сломить Орду в открытой борьбе. Они старались извлечь пользу из самого ее существования, умея даже неудачи оборачивать своей выгоде.


2.2. Причина вражды Московского и Тверского княжеств

Когда в борьбу за первенство среди князей вступил сын Даниила Юрий (правил в 1303-1325), эта политика московских князей проявилась в полной мере. Юрий постоянно бывал в Орде и женился там, на сестре могущественного хана Узбека. Юрий претендовал на владимирский великокняжеский стол, но войну со своим главным соперником, тверским князем Михаилом, проиграл. Жена Юрия умерла в тверском плену.

Обвинив князя Михаила в смерти ордынской ханши, ставшей русской добился в Орде его казни. Сам Юрий, впрочем, тоже погиб – от руки Дмитрия Грозные Очи, князя Михаила. Дмитрия, в свою очередь, казнили по приказу Узбека.

Близкие соседи Тверь и Москва враждовали потому, что были во многом похожи. Оба княжества лежали в центре земель, защищенном от ордынских набегов. Оба стояли на перекрестке торговых дорог: от Твери вел прямой путь к Новгороду, через Москву шли пути на юг, к дону и Черному морю. Оба города считались младшим среди русских столиц, и оба стремились возвыситься.

Но почему московские и тверские князья так жестоко, до кровной мести, боролись за титул великого князя владимирского? Конечно, Владимир был лишь символическим центром Северо-восточной Руси. Однако именно великий князь владимирский выступал перед Ордой от имени всей Руси. Он распоряжался землями, принадлежавшими Владимиру, и мог не только собирать для Орды «выход». Поэтому борьба за великокняжеский стол была борьбой за первенство на Руси.

Тверские князья раньше получили права на него. Но Москва первой сумела использовать его преимущества. Это произошло в правление брата князя Юрия, Ивана Даниловича (правил в 1235-1340) по прозвищу Калита (кошель, сума), правителя чрезвычайно упорного, хитрого и последовательного.

В 1375 г. после похода московского войска на Тверь князь Михаил Тверской признал Дмитрия Московского «старшим братом». Источники сообщают, что под начало Дмитрия Ивановича пришли князья суздальские, нижегородские, ростовские, ярославские, Белозерские, смоленские, брянские, Стародубские и многие другие. Этот сбор стал как бы пробой сил того ополчения, которое готовил Дмитрий к схватке с Ордой. Самым знаменательным пунктом договора Москвы с Тверью было решение о совместной борьбе с татарами: «А пойдут на нас татарове или на тобе, битися нам и тобе с единого всем противу их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиною пойти на них».

2.3. Причина вражды Московского и Тверского княжеств

Калита понял, как сделать Москву самым влиятельным княжеством на Руси. Он придерживался четырех неписанных правил: жить в мире с Ордой, контролировать «выход», «собирать земли», дружить с Церковью.

Он не брезговал никакими средствами и искусно направлял карательные походы Орды против своих соперников. В 1327 г., когда в Твери началось восстание против ордынского баскака[5] Чол-хана (Щелкана), Калита вместе с ордынскими войсками участвовал в его подавлении, а затем добился возвращения и казни возвращения и казни бежавшего тверского князя Александра Михайловича. Великокняжеский стол, который прежде хан Узбек пожаловал Александру, получил Калита, и в дальнейшем он в основном доставался московским князьям. Вообще же Калита старался достигать своих целей без войны. При нем Московское княжество отдохнуло от нашествий, поэтому летописец написал: «Бысть оттоле тишина велика на сорок лет, и престаша погании воевати Русскую землю». Уставшие от усобиц и набегов люди устремились в Московское княжество. Оно быстро росло и богатело.

Калите, как надежному союзнику Орда доверила собирать дань с русских земель. Москва могла теперь поддержать союзников и наказать врагов, в ее руках засвистел финансовый кнут. Калита укрепил дружбу с главой Церкви на Руси митрополитом Петром. Часто наезжая в Москву из Владимира, Петр в конце жизни переселился сюда и здесь же умер. Перед смертью он начал строительство первого каменного собора Успения Богородицы (1326). Калита настоял, чтобы Церковь объявила Петра святым. Так Москва получила своего чудотворца, что в тот время было очень важно. Теперь митрополиты жили в основном в Москве, и город обрел значение церковного центра Руси.