Смекни!
smekni.com

Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг.) (стр. 5 из 9)

Дальнейшим и более глубоким проявлениям расслоения в белорусском национальном движении было образование в Петрограде на основе Нарвской районной организации БСГ Белорусской социал-демократической партии. Это были белорусы, работавшие на Путиловском и Артиллерийском заводах, фабрике “треугольник” и других предприятиях Петрограда. Откололись от БСГ и ее Гельсинфорская организация, членами которой были главным образом моряки Балтфлота. В Комитет партии входили А.Червяков, А.Устилович, ИЛагун, Сосна и др. Белорусская социал-демократическая партия стала на сторону большевиков.

Одновременно в Петрограде возникла организация, которая претендовала на политическое руководство в Белоруссии - Белорусский областной комитет. Он состоял из делегатов белорусских губерний на Всероссийских крестьянских съездах, а также из представителей войсковых комитетов фронтов и флотов, губернских и других Советов. В БОК входили Е.С.Канчер (председатель), М.В.Гольман (товарищ председателя), Ф.А.Коротковеч (товарищ председателя), А.Я.Кюссе - Тюз (секретарь), Л.С.Колядко, В.С.Селиванов, Д.М.Соболевский. Комитет, состоявший из эсеров, все же не был единым в своих политических ориентациях. Левые эсеры склонны были сотрудничать с Советской властью, признавали закономерность Октябрьской революции. Другие испытывали колебания.

Политическая платформа БОК довольно определенно была выражена в его декларации на II Всероссийском съезде Крестьянских депутатов (26 ноября-10 декабря 1917 г.). Главная мысль документа: в стране царит атмосфера общего развала и как следствие всего этого утрачена вера в разумное разрешение проблемы создания центральной власти. Поэтому остается одно - надеяться на себя. Каждый народ борется за свои интересы. В сложившихся условиях белорусы не должны сидеть сложа руки, иначе более сильные соседи воспользуются этой пассивностью и интересам народа будет нанесен непоправимый ущерб. Несколько позже, в своей другой декларации, развивая прежние идеи, БОК заявил, что не видно “руководящей идеи”, которая бы безболезненно прекратила кровопролитие внутри государства и сохранила целостность Российской республики, которая стоит перед фактом национально-территориального дробления. Декларация отрицала возможность существования социализма. Залог спасения Росси - “в проявлении национального чувства народов, в их территориально-национальном самоопределении”. Поэтому ближайшие конкретные меры в Белоруссии должны были быть направлены на то, чтобы создать “Краевую власть и общественно-политический уклад, отвечающий интересам белорусских трудовых масс”.

Вопрос о создании краевой власти Комитетом ставился тогда, когда такая власть уже была создана и функционировала в лице Исполкома Советов Западной области и Совнаркома области. Белорусский областной комитет получил разрешение наркома по делам национальностей на созыв Белорусского съезда крестьянских депутатов. Представители БОК заявили, что комитет признает власть Совета народных комиссаров в Петрограде. Комитет обещал сотрудничатьс советскими органами в Минске, чтобы совместно решать назревшие вопросы краевой власти, отношение белорусов к национальному самоопределению.

Газета “Известия” (6 декабря 1917 г.) сообщила о содержании договоренности между БОК и Наркомнацем. Совнарком рассмотрел вопрос об оказании финансовой помощи БОК. Комитету была дана возможность пользоваться телеграфом и радио. Совнарком дал также согласие на то, чтобы члены БОК Ф. Короткевич и В. Селиванов представляли комитет в сношениях с центральной властью. Уполномоченные комитета домогались посылки представителей БОК на русско-немецкие мирные переговоры в Брест-Литовск. Но в этом ему было решительно отказано.

Вместе с тем Великая белорусская рада в свою очередь собиралась созвать в Минске или Рогачеве съезд своих сторонников. После длительных споров и в виду сближения позиций - БОК и Великая белорусская рада пришли к соглашению о проведении совместного съезда в Минске. Рада уступала лидерство областному комитету.

Родство позиций и политических целей объединяло сторонников Великой белорусской рады и Белорусский областной комитет. Вместе с тем, некоторые члены БОК были против такого сотрудничества. Расхождения касались методов достижения конечных целей, выбора ориентации на те или иные социальные слои населения. Деятели Великой белорусской рады не верили в поддержку крестьян. Белорусский областной комитет надеялся, что крестьяне поймут его программу. На выборах в Учредительное собрание (голосование происходило уже в советских условиях) белорусский национальный блок набрал небольшое количество голосов. Из 900 тыс. избирателей, принявших участие в выборах по Минскому избирательному округу, за кандидатов Белорусской социалистической громады голосовало лишь 3 тыс. человек, или 0,3%. В то же время список большевиков получил 63,2% голосов избирателей. Не имела успеха Громада и среди солдат-белорусов Западного фронта. Во второй армии “белорусский список” получил 1035 голосов из 262267. Даже партии национальных меньшинств в Белоруссии - еврейские, польские, украинские - оказались более влиятельными, чем Белорусская социалистическая громада.

Политические силы, противостоявшие большевикам в Белоруссии, не теряли надежды на реванш. Им казалось, что большевики долго не продержаться. Западный фронт разваливался. С заключением перемирия снемецким командованием была официально объявлена демобилизация войск. Организованно и самовольно целые части оставляли занимаемые боевые позиции. Мирные переговоры в Бресте представителей Советской России и Германии затягивались. Не исключалась возможность того, что немецкая сторона воспользуется благоприятной для нее ситуацией и попытается захватить новые территории на Востоке, чтобы поставить противника на колени. Усиливалась дезорганизация хозяйственной жизни, резко ухудшилось снабжение продовольствием армии и городов. На значительной территории (треугольник Бобруйск, Рогачев, Могилев) мятежный польский корпус, насаждая свои порядки, круто расправлялся с теми, кто посягал на помещичьи земли и имущество имений, сопротивлялся реквизициям и грабежам.

К этому времени во всех национальных регионах России, и особеннона Украине, активизировались организации, которые повели борьбу за создание “национальной власти”, образование в той или иной форме национальной государственности. Возникла Украинская Народная Республика (УНР), которую пришлось признать Советскому правительству как самостоятельное государство. Вспыхнули военные действия между войсками этой республики и Конной гвардией. В противовес УНР в Харькове была провозглашена Украинская Советская Республика.

Пример Украины вдохновлял организации, группировавшиеся вокруг Великой белорусской рады. Родилась идея созвать съезд для решения вопроса об организации национальной власти в Белоруссии. Созыв такого съезда из представителей различных организаций намечался на 5 декабря 1917 года. Но были разногласия относительно места его проведения: в Минске-центре политической жизни или в Рогачеве - подальше от областных властей и поближе к дислокации корпуса Довобор-Мусницкого. Однако у Центральной белорусской рады появился очень сильный конкурент - Белорусский областной комитет (БОК), созданный в Петрограде в ноябре 1917 года из представителей белорусских губерний на Всероссийских съездах крестьянских депутатов, а также депутатов, избранныхво Всероссийское учредительное собрание, и некоторых других организаций. Его главным организатором был Е.Канчер, видный политический деятель, публицист, агроном по профессии. В комитет входили левые и правые эсеры, социал-демократы и представители других партий.

БОК торжественно объявил, что он взял на себя историческийпочин организации автономной Белоруссии, как части Российской федерации. По договоренности с наркомов по делам национальностей И.Сталиным БОК должен был действовать в контакте с Минским Советом. Но это условие не было выполнено.

Белорусский областной комитет получил поддержку и самого Советского правительства. Ему были выделены средства на проведение съезда.

Таким образом, возникла два центра, которые в одинаковой степени претендовали на руководство национальным движением. Однако перевес оказался на стороне БОК, имевшего более широкую социальную опору, а также в известной мере поддержку центральных властей. Комитет после долгих споров наконец в ультимативной форме потребовал от Великой белорусской рады признать его лидирующую роль. В одной из телеграмм в Минск Комитет требовал, чтобы собрание, начавшее работу 5 декабря 1917 г., было названо совещанием. И далее: “Никаких решений не выносить, иначе будут раковые последствия”. В телеграммах на места указывалось, что “по вызову Великой Рады на 5 декабря явка не обязательна”.

Проводившиеся с 5 по 17 декабря заседания было предложеноназвать совещанием. Поэтому принято считать,что Белорусский съездоткрылся 15 декабря и работал три дня. По своему составу съезд был социально неоднородным. По некоторым данным в работе съезда участвовало 1872 делегата, из них - 1167 с правам решающего голоса. (По другим данным - 1915 с решающим голосом и 1175 - с совещательным). В отличие от съездов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, состав которых формировался по классовому принципу. Белорусский съезд включал представителей от всевозможных организаций: как от государственных, так и общественных. Это представители губернских, уездных и волостных земств, городских самоуправлений, земельных комитетов, учительских объединений, профсоюзов, беженских и дорожных комитетов. Приглашались также на съезд представители Советов рабочих и солдатских депутатов, Советов крестьянских депутатов. Широко были представлены войсковые белорусские рады.