Смекни!
smekni.com

Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг.) (стр. 6 из 9)

В своем большинстве съезд состоял из противников большевиков. Но и среди них было два лагеря: сторонники независимости Белоруссии и “областники”. Первые, следуя примеру Центральной украинской рады настаивали; на объявлении независимости Белоруссии с ориентацией на Германию. Открывшееся 5 декабря 1917г. совещание приняло следующую повестку дня:

1) современное политическое положение и судьбаБелоруссии;

2) внутреннее положение Белоруссии;

3) автономия Белоруссии и федеративный строй Российской Республики. Права и вольности белорусского народа и национальных меньшинств края.

На съезде же повестка дня была пересмотрена и выглядела уже по-другому: 1) цель и задачи съезда;

2) политическое положение страны и судьба Белоруссии;

3) беженский вопрос;

4) демобилизация армии.

И в том и в другом случае в центре внимания оказался вопрос организации краевой национальной власти в противовес Облискомзапу и его Совнаркому. В ночь с 17 на 18 ноября Белорусский съезд был разогнан с помощью специально выделенного вооруженного отряда (два броневика, конные и пешие красногвардейцы) как раз в тот момент, когда он приступил к принятию общей резолюции. Эта акция была проведена начальником гарнизона Н.И.Кривошейным по решению Совнаркома Западной области. В нем говорилось: “Оцепить здание, где проходит заседание Белорусского съезда, арестовать президиум съезда, а ровно избранный им орган краевой власти, отозвать со съезда большевиков и стоящих на точке зрения Советской власти, и самый съезд объявить распущенным”. Областные власти, как следует из документов, были хорошо осведомлены о ходе съезда, его партийном и социальном составе, предполагаемых решениях. Кстати заметить, к моменту роспуска съезда и выдворению его участников с зала заседания еще не был избран краевой орган власти. Был принят лишь первый пункт общей резолюции “О положении Белоруссии и формах организации краевой власти”. Отсюда можно сделать вывод, что главным поводом к роспуску съезда как незаконного с точки зрения областного Совнаркома должно послужить принятое съездом решение о создании органа власти вопреки власти существующей. Но отряд несколько поспешил. Такой орган пока еще не был оформлен съездом. Следовательно, белорусский съезд был распущен за намерение создать орган власти.

Принятый первый пункт резолюции гласит: “Всебелорусский съезд, собравшийся в Минске, обсудив так же положение страны и, Белоруссии, закрепляя свое право на самоопределение, завоеванное российской революцией, утверждая демократический республиканский строй в пределах белорусской земли, в целях ограждения целостности Белоруссии в составе Российской Федерации Демократической Республики постановил: выделить из своего состава орган краевой власти - Народный Совет Белоруссии, которому и вручить управление Белоруссией впредь до созыва Белорусского Учредительного собрания. Таким образом, съезд высказался за тесную связь Белоруссии и России, признал центральную власть, но не признал уже существующую власть в Белоруссии в форме Советов и ревкомов.

В подготовленных проектах резолюций, оглашенных на съезде резолюции предусматривался созыв в ближайшее время 2-го Всебелорусского съезда, а также созыв Белорусского Учредительного собрания, выводизБелоруссии и расформирование польского корпуса, перехода земли без выкупа трудовому крестьянству, установление контроля над производством и торговлей, организация белорусского войска, охрана народного достояния от расхищения.

Итак, в созыве Белоруссией съезда руководство области усмотрело контрреволюционную акцию, посягательство на узурпацию власти. Нечто подобное, но в различных вариациях, происходило и в других национальных регионах. Особенно острая ситуация сложилась в соседней Украине, где дело дошло до вооруженной конфронтации. Облисиомзап не считал нужным пойти на какой-либо компромисс с руководством Белорусского съезда.

Казалось бы за разгоном съезда должна была последовать гражданская война, но этого не случилось. Главная опора национального движения -крестьянство в своей массе поддерживало большевиков. У оппозиции не было военных формирований, на которые можно было опереться в борьбе за власть. Великая белорусская рада искала поддержки со стороны мятежного польского корпуса генерал Довбор-Мусницкого. Но у командования корпуса были свои цели - присоединение Белоруссии к Польше. После разгона Белорусского съезда Совет старейших съезда (“чтобы не оборвалась нить белорусского национально-революционного движения”) объявил себя Советом съезда, т. е. его исполнительным органом. На Совет возлагались обязанности проведения в жизнь “воли” Белорусского съезда. В частности, он должен был созвать 2-й Белорусский съезд. Был выделен также Президиум Совета съезда. До занятия Минска немецкими войсками Совет съезда и его Президиум находились на нелегальном положении.

Белорусский областной комитет обратился с протестом в центральные органы власти: в Народный Комиссариат по делам национальностей, в Наркомат юстиции, в Совнарком.

Вопрос о разгоне Белорусского съезда в январе 1918 года возник на III Всероссийском съезде рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд поддержал акцию Совнаркома Западной области. Дело в том, что политическая направленность Белорусского съезда не отвечала задачам и целям общественного и государственного переустройства, переходу власти к руководимым большевиками Советам, духу лозунгов Октябрьской революции.

Великая белорусская рада и другие белорусские национальные организации (за исключением Центральной войсковой рады, она оставалась подчиненным Совету съезда органом) прекратили свое существование. Несколько позже Белорусская рада возродится, но уже как Рада Белорусской Народной Республики.1

4. Образование Белорусской Советской Социалистической Республики

Подготовительная работа по созданию БССР началась сразу же после роспуска Всебелорусского съезда. Согласно декрету СНК РСФСР от 31 января 1918 г., при Наркомате национальностей в Петрограде был организован Белорусский Национальный комиссариат (Белнацком), который приступил к работе 2 февраля. Его председателем стал А.Г.Червяков, а В.В.Скоринко — его заместителем. Д.Ф.Жилунович был назначен главным секретарем. Белнацком имел агитационно-политический культурно-просветительский отделы, отдел по делам беженцев, издательский, военный, труда и др.

В марте 1918 г. Белнацком переехал в Москву вместе с правительством В.И.Ленина. В Петрограде, Смоленске и Витебске начали действовать отделения комиссариата. Печатным органом Белнацкома была газета “Утренняя заря” (редактор Д.Ф.Жилунович) - первая советская газета на белорусском языке. Среди сотрудников Белнацкома было много известных деятелей науки и культуры: Д. Жилунович, И. Петрович (Янка Неманский), Б.Тарашкевич, В. Добровольский, И. Баранкевич, А. Гринкевич, Ф.Турук, Ф. Шантыр, И. Кончар, И. Дворчанин, Л. Родевич, М.Мелешко и др. В созданном Белнацкомом Белорусском народном университете в Москве лекторами были географ Д. Анучин, историк В. Пичета, языковед П. Расторгуев, славист А.Ясинский и др. Имея такие мощные интеллектуальные силы, Белнацком направил свою деятельность на создание действительной государственности и развитие белорусской культуры, занимался подготовкой национальных кадров для многих отраслей хозяйства и образования, участвовал в создании Белорусского государственного университета, заботился о беженцах-белорусах в России, открывал для них “белорусские хатки”, школы для детей, организовал в Москве два съезда беженцев из Беларуси и поддерживал тесную связь с В.И.Лениным. Особенно энергично Белнацком сражался с правым крылом белорусского национального движения, которое стремилось любой ценой добиться государственности Беларуси с помощью германских оккупантов.1

В тесном контакте с Белнацкомом сотрудничали бело русские секции РКП(б), которые с осени 1918 г. работали в Петрограде (на базе БСДРП), Москве при Белнацкоме, Саратове, Тамбове, Казани и других городах. Они состояли из рабочих и беженцев-белорусов — членов РКП(б). Необходимо иметь в виду, что как в Белнацком, так и в белорусскую секцию РКП(б) входила лучшая, самая сознательная в национальном отношении часть белорусской интеллигенции.

21-23 декабря 1918 г. в Москве состоялась конференция белорусских секций РКП(б). В ее работе приняли участие 19 делегатов, которые представляли почти тысячу коммунистов-белорусов, в основном беженцев. На конференции было избрано Центральное бюро (ЦБ) белорусских коммунистических секций РКП(б). Председателем его стал Д.Ф.Жилунович, членами - А.Г.Червяков, Ф.Д.Болбеко, И.С.Надецкий и др. ЦБ белорусских секций должно было объединить усилия коммунистов-белорусов, проживающих на территории РСФСР и УССР, на решении вопроса о национальном государственном строительстве в Беларуси в связи с восстановлением на ее территории советской власти. Конференция приняла решение о необходимости образования Белорусской Советской Социалистической Республики и обратилась к В.И.Ленину И В ЦИК с просьбой помочь белорусам в осуществлении этой идеи.

В это же время ряд руководящих деятелей (А.Ф. Мясников, В.Г. Кнорин и др.) партийных и советских органов Западной области выступили с отрицанием правомерности национального самоопределения Беларуси. Они считали, что после её освобождения от немецкой оккупации Западная область должна была сохраниться как административно-территориальная единица РСФСР.