Смекни!
smekni.com

XVIII век в мировой истории (стр. 4 из 7)

Провозглашение независимости США, а также происшедшая в конце века французская революция были событиями, оказавшими влияние на прогрессивную общественность во всех странах и повлиявшие на дальнейший ход истории.

К концу XVIII века Франция была «больна» реформами: новый экономический и социальный строй был стеснен остатками феодальных порядков, регламентацией и злоупотреблениями администрации, привилегиями дворянства и духовенства и отсутствием свобод. Противостояние короля Людовика XVI и Генеральных Штатов, представлявших интересы третьего сословия, восстания и волнения бедного населения Парижа, взятие Бастилии 14 июля 1789 г. ознаменовали начало революции.

Учредительное собрание отменило привилегии, провозгласило Декларацию прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. объявляла о народном суверенитете и устанавливала конституционную монархию. Но народное движение продолжалось, восставали крестьяне против помещиков, чернь Парижа видела в короле источник своей нищеты и бедствий. Новое восстание низов Парижа и казнь короля в январе 1793 г. изменили политическую обстановку. Власть переходит из рук умеренных депутатов, провозгласивших республику, в руки радикалов-якобинцев. Характерными явлениями революции стали белый террор и разгул революционного террора, символом которого была гильотина. На гильотину в течение несколь- ких лет добровольцы революции отправляли дворянство и всех «врагов революции». Якобинцам во главе с Робеспьером удалось победить военную коалицию государств против Франции, но не удалось справиться с голодом и нищетой, с экономическим кризисом. Беспринципные средства борьбы за власть Ро­беспьера, массовые убийства вызывали недовольство населения. В результате — переворот 9 термидора 1794 г., и власть оказа­лась в руках умеренных республиканцев из новой буржуазии. Новым хозяевам не нравились революционные порядки и ло­зунги («война дворцам, мир хижинам»), культ мучеников сво­боды и революции, отказ от католичества. Новая молодежь оскверняла памятники революционерам и громила клубы яко­бинцев. Восстания народных низов разгоняли картечью. Следом за разгулом революционной свободы шла диктатура Наполеона со штыками армии.

Великая французская революция, ликвидировавшая ста­рый сословный строй, господство церкви, дворянства, утверди­ла власть парламента, рациональную «естественную мораль» третьего сословия.

Если западная цивилизация переживала бурную эпоху капи­талистической модернизации, то Испания и Португалия, некото­рые восточноевропейские страны, Россия, Япония и Турция еще только вступали на путь запоздалой модернизации. Для догоня­ющего развития этих стран характерны следующие черты: ману­фактуры и фабрики появлялись друг за другом в коротком временном отрезке, ограничено участие в международной торгов­ле и возможности эксплуатации колоний, длительное сохранение старых институтов традиционного общества. В XVIII веке модер­низация практически не коснулась большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки, или изменения в них происхо­дили в связи с колониальной зависимостью.

// История России и мировые цивилизации: Уч. пос.

/ Под ред. М.В.Рубана. М., 1997. С.105 – 111.

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕВРОПЕЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА

На пути к единому государственному порядку

Хаос «смутных времен» наводил людей на мысль о необходи­мости сильной власти. С ней связывались надежды на восста­новление порядка, защиту имущественных прав человека и гарантии его личной безопасности.

В зависимости от различных исторических условий сильная власть в разных странах принимала различные формы.

Там, где в сфере религии безраздельно господствовал каль­винизм, власть была либо республиканской (как в Голландии и Швейцарии), либо монархической, но с сильными предста­вительными учреждениями — парламентами (как, например, в Англии).

В странах, которые оставались католическими или где Ре­формация приняла форму лютеранства, правители получили несравненно большую власть. К тому же эти страны в наи­большей степени пострадали от "смуты". В странах конти­нентальной Европы, как правило, утверждался абсолютизм.

При абсолютизме монарх обладает абсолютной, никем и ничем не ограниченной властью и опирается в сво­ей деятельности на чиновничью бюрократию, армию, суды. Главная забота абсолютного монарха — утверждение своего господства над всеми сословиями внутри страны и над другими государствами.

Абсолютизм набирает силу. Из "смуты", затронувшей в большей или меньшей степени все европейские страны, государства выходили мед­ленно и разными путями. Там, где побеждала Реформация, со "смутными временами" проща­лись раньше; в странах, где Реформация не состоялась, вы­ход из "смуты" происходил дольше и мучительнее, через уси­ление абсолютизма, при котором государство достигает наи­высшей степени централизации.

Как вы помните, еще с XIII века в обществе укрепляется мысль о том, что необходимо поделить власть между королем и церковью. По мере ослабления авторитета церкви усилива­ется роль королей. Особенно этому способствовало то обстоятельство, что во времена смуты, в условиях «войны всех против всех», монархи усиленно искали пути выхода из нее. Отметим, что влияние королевской дипломатии на ход Трид­цатилетней войны было значительно сильнее папского.

Религиозные убеждения правителей уходили на второй план, уступая место государственным интересам. А ради этого короли предпочитали поддерживать то католиков, то протестантов, тем самым привлекая на свою сторону си­лы, способствовавшие в тех или иных конкретных обстоя­тельствах усилению центральной власти.

Давайте познакомимся ближе с таким явлением, как французский абсолютизм, который был образцом для мно­гих стран: ему старалась подражать чуть ли не вся континен­тальная Европа. (Напомним, что протестантские страны — Англия, Голландия, Швейцария, страны Скандинавии — из­бежали утверждения абсолютизма как формы правления.)

Сильным и гибким монархом Франции, взбаламученной междоусобной войной, в 1594 г. стал Генрих IV. Бывший гугенот, ставший католиком, он с помощью уловок и ком­промиссов постепенно восстанавливал мир в стране. Чтобы смягчить ожесточенную вражду между католиками и протес­тантами, аристократами и буржуа, король вынужден был одних подкупать деньгами, других — государственными должностями.

Примиряя враждующих, охлаждая кипевшие религиозные страсти, королевская власть становилась над спорящими, по­степенно обретая непререкаемые права верховного арбитра. В конечном счете это вело к укреплению монархии.

Противники и сторонники абсолютизма. Когда закончилась гражданская война между католиками и гугенотами, был принят, как вы помните, Нантский эдикт, объявивший католи­цизм официальной государственной религией, но одновре­менно предоставивший определенные права и протестантам. Так, гугеноты могли теперь держать собственные войска в закрепленных за ними городах Ла-Рошель, Монтобан и не­которых других. Хотя эдикт и не устраивал крайних католи­ков и крайних протестантов, в целом его приняло большинст­во и тех, и других. Эдикт смягчал религиозные распри и соз­давал условия для перехода от войны к миру.

Католическая оппозиция, не желавшая мириться с потерей церковью ее прежнего влияния, была готова при первой же возможности начать новую гражданскую войну. Поэтому, ко­гда в 1610 году религиозным фанатиком был убит Генрих IVи власть перешла в руки его вдовы Марии Медичи, аристократы-католики предъявили свои "права" на пенсии, приви­легии и прочие блага. Этим они ввергли Францию в новую "смуту", которая длилась с перерывами около десяти лет.

Становление и утверждение абсолютизма проходило то в явной, то в скрытой борьбе с католической церковью, оспа­ривавшей у государства монопольную власть над умами и сердцами людей; с аристократами, добивавшимися возврата привилегий; с гугенотами, которые требовали от власти все новых уступок и даже образовали на юге страны своеобраз­ное "государство в государстве".

Однако с теми же гугенотами правительство вело осторож­ную политику, потому что их денежный карман оказывал неоднократные услуги королевскому двору. Пополняя казну, монархи тем самым приобщали буржуазию к государственной деятельности. А кто вложил деньги в государственный поря­док, тот вряд ли станет его разрушать.

Па поддержку королевской власти ориентировалась расту­щая, но слабая еще буржуазия — вчерашние зажиточные крестьяне, купцы, ремесленники. Заинтересованы были в сильной власти короля и дворяне — прежде всего те, чьи имения разорялись от бунтов, восстаний, войн.

Упрочение королевской власти сопровождалось разраста­нием мощного чиновничьего аппарата.

Укрепление абсолютизма во Франции. Основательное укрепление французского абсолютизма произошло при Людовике XIII, в годы фактического правления (1624—1642) кардинала Армапа Жана дю Плесси де Ришелье, первого королев­ского министра. Он создал такую государственную систему, которая позволила королевской власти крепко стоять на но­гах еще более 100 лет.

В зависимости от ситуации Ришелье опирался то на дво­рян, которых считал "нервом государства", то на финанси­стов, именуемых им "пиявками на теле нации", сколь вред­ными, столь и необходимыми, то на народ, который для Ри­шелье был "мулом, портившимся от долгого отдыха больше, чем от работы".

Сила Ришелье была в его осторожности, тонком знании психологии людей и безошибочном анализе самых сложных ситуаций. Так, запретив гугенотам после их поражения в войне с королем (1620—1628) иметь свои гарнизоны, он в то же время гарантировал им религиозную свободу. Вместе с тем он сумел приструнить и непокорных аристократов-като­ликов: были снесены или конфискованы их замки, под стра­хом смертной казни запрещены дуэли и многие другие дво­рянские "вольности".