Смекни!
smekni.com

Становление российской цивилизации (стр. 2 из 5)

На Буяне находится «Алатырь – камень, никем не ведомый, под которым сокрыта сила могучая, и силе нет конца» - говорит заговор. Этот камень – алатырь бел, горюч, а горит и не сгорает, как будто творческая сила постоянно рождается и не вырождается.

На том же острове Буяне, где стоит вечная весна, и жизнь таится во множестве зародышей, сидит и смерть в образе птицы Юстрицы.

На море на окияне,

На острове на Буяне

Сидит птица Юстрица;

Она хвалится – выхваляется,

Что все видала,

Всего много едала, -

говорит народная загадка, означающая смерть.

Итак, на Востоке лежит остров Буян, средоточие всего светлого и доброго. А на Западе, по славянским представлениям, лежит бесплодная страна смерти, веющая холодом и мраком, бедами. На западе, где заходит Солнце, уничтожается свет и тепло. Ад лежит на Западе. Он состоит из пропастей, бездны, гор снежных и железных, здесь умирает всякая жизнь. Отсюда прилетают лихоманки, весенние болезни, коровья смерть и тому подобное.

Вероятно в связи с этими представлениями о двух таинственных жилищах различных сил природы, состояли и верования славян в рай и ад, как в жилище для душ добрых и злых после их смерти.

Славяне верили в свою связь с природой. Каждый лес, ручей, колодец, даже отдельное дерево представлялись славянам одушевленными. Особенно привлекали их своей мощью старые, большие деревья, раскидистые густолистые дубы.

Славяне чтили быстрые глубокие реки, во всех сказках реки говорят человеческим языком. Они поклонялись огромным камням и горам, ведь недаром судьба русских богатырей ставилась в таинственную связь с каменными горами.

Поэтому боги славянского пантеона олицетворяли добрые и злые силы природы, ее богатство и тайны. Их было достаточно много. Первоначально славяне поклонялись Роду и Рожаницам. Сразу после рождения ребенка бог Род записывал о его появлении в свою книгу, как бы определяя его судьбу. Поэтому до сих пор бытует выражение «на роду написано».

Постепенно главным богом стал Перун – бог грома и молнии, впоследствии дружинный бог. В Новгороде вокруг идола Перуна горело 8 негасимых костров, и память об этом вечном огне сохранилась у жителей до XVIII века.

Стрибог повелевал ветрами и был, вероятно, богом неба.

Даждьбог – бог света и плодородия, иногда Солнца.

Хорс также был богом Солнца, сияющим божеством. Это слово имеет иранские корни.

Симаргл – бог почвы, влаги на полях, близок к русалкам. Слово тоже иранского происхождения. Исследователи считают, что своим появлением в славянском пантеоне Хорс и Симаргл обязаны хорезмийским воинам, входившим в состав дружины князя Владимира Красное Солнышко.

Мокошь или Макошь являлась единственным женским божеством. Она олицетворяла женское начало природы и женскую часть хозяйства (стрижка овец, прядение). Значение слова близко к слову «мокрый», здесь просматривается связь с почитаемой славянами Матерью – сырой землей.

Наряду с высшими богами, славяне почитали и низшие божества – духов. Они населяли весь мир человека. Особенно почитали домового — духа дома: без его покровительства ничего не ладилось в хозяйстве. Он наказывал нерадивых хозяек, по ночам мучил их домашних животных. Когда он показывался на глаза людям, то принимал облик хозяина дома. Особые духи — овинник и банник — обитали в постройках на дворе.

Дух леса — леший — мог испугать и сбить с пути. Он хозяин диких зверей, которые перегонял с места на место. Ростом он может быть ниже травы или выше деревьев.

Водяной — хозяин водных источников. Он может е заманить человека в воду и утопить. Особо почитали водяных мельники: они приносили жертвы, чтобы водяные не ломали мельничных колес.

Разные духи обитали в поле. Очень опасной считалась полуденица, которая наказывала тепловым ударом тех людей, которые в полдень работали в поле.

Подобных духов было много, они окружали человека и сопровождали его всю жизнь.

Славяне почитали мировое дерево. Это было дерево, у корней которого приносят жертвы и на котором обитает божество, которое соединяет в славянских верованиях мир людей и мир богов, землю и небо. Это мировое дерево, мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Его крона достигает небес, корни — преисподней. Образ мирового дерева сохранился в фольклоре, особенно в русских загадках и заговорах против болезней. Такова загадка о дороге: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился и теперь лежит». Этот образ объединяет вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) координаты мира. Мировое дерево воплощает не только пространство, но и время. Об этом также свидетельствует загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов» — о годе, 12 месяцах, 4 неделях и 7 днях недели.

Обрядовые деревья, символы мирового дерева были обязательны во время свадьбы, когда деревце устанавливалось у ворот дома невесты, при строительстве дома, когда обрядовое деревце помещалось в центре постройки и вплоть до обычая устанавливать рождественскую (новогоднюю) елку. На Троицу — весенний праздник — все дворы украшали березками. Всякий обряд, таким образом, совершался как бы в центре мироздания, у мирового дерева, и повторял акт сотворения мира, обновления природы (Новый год и другие календарные праздники) и семейной жизни (свадьба).

Славяне-язычники сжигали своих мертвых. Нестор рассказывает, что по умершему устраивали тризну — поминки с различными ритуальными действиями, в том числе и боевыми. Затем сооружали большую кладку из дров, возлагали на кладку умершего и сжигали, потом собирали останки, складывали их в небольшой сосуд — урну и ставили ее на столпах при дороге. Неясно, что имел в виду Нестор под «столпами», скорее всего, погребальное сооружение вроде домика мертвых. У славян и гроб назывался домом — «домовиной».

Такие домовины — деревянные срубы, иногда окруженные частоколом, хорошо известны в славянских землях. В домовине устанавливали урну и сосуды с пищей, а сверху насыпали курган. Зачем умершему, да еще сожженному, нужен был дом? Древние славяне, как и многие другие народы, верили, что после смерти человек отправляется в загробный мир, на тот свет, где продолжает жить вместе со своими умершими сородичами, вступая в общину предков. Поэтому и для загробной жизни ему полагалось иметь жилище, пищу и т.п. Но сначала надо было добраться до того света. Самый быстрый и легкий путь на тот свет обеспечивало сожжение умершего. Арабский путешественник и дипломат Ахмед Ибн Фадлан видел похороны руса на Волге в 920-е годы. Один из русов назвал тогда арабов глупцами за то, что они хоронят своих мертвых в земле, где их поедают черви, и сказал, что, сжигая своих умерших, русы помогают им немедленно «входить в рай». Умершего руса сожгли в ладье, которая доставила его в загробный мир. Представления о том, что загробный мир располагается за водным потоком, были известны всем славянам. Иногда славянские гробы — долбленые колоды — делались в форме лодки-долбленки. Умерших, плывущих на погребальной ладье, называли «навь», «навьи». Путь в загробный мир можно было совершить не только в ладье, но и верхом на коне, поэтому коня часто сжигали с хозяином. На Руси в иной мир отправлялись в санях: в санях везли покойника на кладбище даже летом.

После принятия христианства обряд трупосожжения был запрещен и умерших стали хоронить. Предки, погребенные по всем правилам, считались благодетелями: они покоились в земле, способствовали ее плодородию, от них зависели благополучие рода, урожай. Было принято поминание предков – родителей.

Элементы языческого мировоззрения сохранились, несмотря на прошедшие века, принятие христианства, различные церковные запреты до сих пор.

3. Племена антов

Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде нескольких не очень ясных строк, то с течением времени число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливы­ми. И объясняется это обстоятельство тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на тер­риторию Византии и в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей.

Что же говорят о них источники?

«У левого их (Карпат) склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюд­ное племя венетов. Хотя их наименования теперь меня­ются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно-они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) распространяются от Данастра до Данапра, там где Понтийское море обра­зует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов». Так говорит о венедах, славянах и антах писатель VI в., историк восточных германцев-готов Иордан.

Повествуя о военных столкновениях готов с антами в IV в., Иордан все события связывает со Средним или Нижним Поднепровьем. Следовательно, писатели VI в. именуют антами славян, живших на востоке Европы от Днестра до Днепра.

Прокопий Кессарийский считает необходимым вести славян и антов от одного корня, от одного предка и подчеркивает их чрезвычайную близость друг другу. «У тех и у других один и тот же язык... И по внешнему виду они не отличаются друг от друга...». «И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы...»,— сообщает Прокопий о славянах и антах. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам...»,—читаем мы в «Стратегиконе».

Сами себя антами славяне Восточной Европы не называли. Термин ант в славянских языках времен славянских письменных источников отсутствует. Кроме того, нельзя не обратить внимания на исчезновение с 602 г. названия антов в византийских источниках. Это может быть объяснено тем, что в жизни антов произошел какой-то перелом. Им был разгром, учиненный тюрками-аварами, «обрами» «Повести временных лет», антам, не раз выступавшим и в качестве союзников аваров, а в тюркских языках_ант означало союзник, «принесший клятву верности». Не стало аваров, они «погибоша аки обры», не стало и их «союзных» славян, носивших это тюркское название. Причем союз этот был вынужден­ным и далеко не равноправным. Авары «примучили» славян и вынудили их принести присягу («роту») и та­ким образом стать антами. Быть может, в такое поло­жение попала какая-то часть славян еще раньше; во вре­мена гуннского нашествия. Термин ант примерно в этом значении встречается в тюркских, монгольских, алтай­ских языках, а гунны говорили на каком-то древнем тюркском языке.