Смекни!
smekni.com

Становление российской цивилизации (стр. 5 из 5)

Располагаются поселения или на склонах пойменных террас, подходя к руслу реки, или на возвышенных останцах, в пойме, среди болот. Это полностью соответствует тому, что сообщает о поселениях антов и славян «Стратегикон» («они селятся в лесах, у неудобнопрохо-димых рек, болот и озер»). На поселениях бессистемно разбросаны жилища, ими служили полуземлянки разме­ром 3,5x3, 4x3, 5X3-4 м с печами-каменками или печа­ми, сделанными из глины, расположенными в углу, с кровлей, опирающейся на края ямы или поднятой на столбах, врытых по углам. Это и есть «жалкие хижины» Прокопия Кесарийского. К полуземлянкам примыкают хозяйственные постройки — хозяйственные ямы (погре­ба), хлевы, клети. Керамика лепная: горшки, миски, сковородки и пр. Около поселений расположены могиль­ники, преимущественно курганные. Господствует, обряд трупосожжения в урнах и без урн. Этот обряд у языче­ских славян Восточной Европы описывает «Повесть вре­менных лет», отмечающая сохранившийся у вятичей обычай сжигать покойника и, собрав пережженные кости, складывать их в небольшой сосуд, который помещали на столбах, установленных при дорогах.

VI—VIIвв., времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширным просто­рам Восточной Европы. Видимо, уже тогда, и только тогда, общеславянский (праславянский) язык стал рас­падаться на диалекты, давшие начало более поздним отдельным славянским языкам.

В языках южных и восточных славян появляются тюркизмы, заимствованные у дунай­ских болгар (бисер, сан, чертог, чердак, болярин или боярин и др.), у восточных тюрок, а именно камских болгар и хазар (хмель, хрен, каган, яруга, хоругвь, кощей, лошадь, брага, жемчуг). Только у восточных славян, и то на севере, возникают заимствования из фин­но-угорских языков (орь — конь, пол — сторона, полови­на; саамское — тундра, северо-русское — короб; вепское - чащa).

Очень древними являются термины, связанные с под­сечным земледелием. Например, пламя, палить, пал, пылать и соответственно финское palaa — гореть; polttaa — жечь, palo — пожар, эстонское palama, polema - гореть, пылать. Славянская языковая общность сохранилась даже в X – XI веках. Единство наблюдалось и в культуре славян в средние века.