Смекни!
smekni.com

Терроризм и уголовная политика (стр. 8 из 11)

Заметим, что в этих и других международных документах нет определения терроризм; речь идет, в основном , о некоторых принципах противодействия ему или о понятии отдельных террористических преступлений, и то, последнее является редкостью.

Так, в Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 г) подписанной Российской Федерацией Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма", говорится: "Для целей настоящей Конвенции террористическое преступление означает любое из преступлений в рамках положения и определений, содержащихся в одном из договоров, перечисленных в Приложении" (п1. ст.1). В Конвенции содержится лишь несколько понятий, относящихся к конкретным преступлениям: "публичное подстрекательство к совершению террористического преступления" - распространение или иное представление какого-либо обращения к общественности в целях побуждения к совершению террорстического преступления, когда такое поведение, независимо от того, пропагандирует оно или нет непосредственно террористическое преступление, создает опасность совершения одного или нескольких таких преступлений (ст. 5); "вербовка террористов" - привлечении другого лица к совершению или участию в совершении террористических преступлений или к какому-либо соединению или группе с целью содействия совершению этим объединением или группой одного или нескольких террористических преступлений. (ст. 6 ); "подготовка террористов" - инструктирование по вопросам изготовления или использования взрывчатых веществ, огнестрельного или иного оружия, или ядовитых или вредных веществ, или по вопросам других или других конкретных методов или приемов в целях совершения или содействия совершению террористического акта, когда заведомо известно, что переданные навыки предназначаются для использования в этих целях.

Причины того, почему на международном уровне нет общепринятого понятия "терроризм", были сформулированы в Мерах по борьбе с международным терроризмом, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями (Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.) , и до сих пор актуальным: "Начиная с первого исследования международного терроризма, проведенного Организацией Объеденных Наций в 1972 году, международное сообщество до сих пор не может достигнуть согласия в общении общеприемлемого содержания термина "международный терроризм". Не удалось достичь полного общего согласия и в отношении мер, необходимых для предотвращения пагубных последствий актов террористического насилия, а также для борьбы с ними.

Без ущерба для обсуждения этого вопроса в Генеральной Ассамблее Организации Объеденных Наций и до согласования общеприемлемого определения международного терроризма было бы целесообразно прилагать усилия для определения поведения, которое международное сообщество считает неприемлемым и которое требует применения эффективных превентивных мер принуждения, которые соответствуют признанным принципам международного права".

б) Российское антитеррористическое законодательство.

Российское законодательство по борьбе с терроризмом представлено несколькими видами нормативных актов.

Прежде всего, это законы России о ратификации различных международных документов (напрмер, Федеральные законы от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ " О ратификации Европейской конвенции о присичении терроризма", от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ "О ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма", от 10 января 2003 г. № 3 – ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом", от 28 декабря 2004 г. " 176-ФЗ "О ратификации договора о сотрудничестве государств – участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом", от 20 апреля Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о присечении терроризма" и др.)

Далее. Базовый федеральный закон – это Закон о противодействии терроризму. Этот закон – второй по счету, он пришел на смену ранее действующему Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130 – ФЗ "О борьбе с терроризмом", вызвавшему много нареканий как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков (отдельные его недостатки были отмечены выше). На сегодняшний день этот закон не одни раз изменялся.

Основные понятия, сформулированные в современном российском Законе о противодействии терроризму, сводятся к следующим.

Терроризм представляет собой идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений органами государственной власти., органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (п 1. ст. 3). Это принципиально новый подход государства к определению терроризма.

Террористическая деятельность – это деятельность включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансироваие и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие а такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (п. 2 ст.З)

Террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3). Это понятие претерпело изменений в июле 2006 г. и, на мой взгляд, стало четче.

Под противодействием терроризму закон понимает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию акта; в) минимизация и(или) ликвидации последствий проявления терроризма (п.. 4 ст. 3). Закон о противодействии терроризму считает понятие "противодействие терроризму", включающим в себя понятия, существовавшие в прежнем законе,- "борьба с терроризмом", наряду с предупреждением терроризма и минимизацией (ликвидацией) последствий терроризма.

Наконец, контртеррористическая операция являет собой комплекс специальных оперативно – боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов,обеспечению безопасности физических лиц, организацией и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (п. 5 ст. 3).

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) Приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) Неотвратимость наказания за осуществления террористической деятельности;

5) Системность и комплексное использование политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) Сотрудничество государства с общественным и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) Приоритет мер предупреждения терроризма;

8) Единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) Сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) Конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) Недопустимость политических уступок террористам;

12) Минимизация и (или ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) Соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2) .

Наконец, уголовно – правовое регулирование противодействия терроризму осуществляет в России на основании и в соответствии с Уголовным кодексом. Исторически именно уголовно – правовое понятие терроризма было в России первым его нормативным понятием – введено в уголовный закон в 1994 г.

Собственно, последнее из сказанного свидетельствует об определенном достижении российской уголовно – правовой политики. Она отреагировала на появление актов терроризма, уже не характеризовавшихся случайностью, современно и достаточно адекватно, введя уголовную ответственность за это деяние. Основанием для криминализации послужила общественная опасность отклоняющегося поведения новой разновидности; при криминализации, в основном, были соблюдены и ее принципы, в том числе такой, как неизбыточность уголовно – правового запрета.

В настоящее время составы, посвященные терроризму, действуют в УК РФ 1996 г., в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму".