Смекни!
smekni.com

Возвышение Московского княжества 2 (стр. 2 из 3)

С конца 70-х годов XIV в. московский князь берет на себя функ­цию защитника всех русских земель, направляя войско для отпора татарам, вторгшимся в пределы других княжеств. В 1378 г. москов­ские войска разгромили рать мурзы Бегича на р. Воже в Рязанской земле.

Историческая победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. продемонстрировала силу и значение Москвы как политического и экономического центра - организатора борьбы за свержение ига Золотой Орды. Специалисты утверждают, что с точки зрения во­енного искусства Куликовская битва стала непревзойденным при­мером использования всех тактических приемов для достижения победы (выбор места сражения - переход на территорию, кото­рую Мамай считал «своей»; тактика боя, заставившая первые рати монголов спешиться и принять непривычный для них бой, при­менение приемов ложного отступления-заманивания и т.д.). Бла­годаря Куликовской победе был уменьшен размер дани, выплачи­ваемой Русью Орде.

Историк Л.Н. Гумилев считает, что колоссальным было этни­ческое значение происшедшего на Куликовом поле. «Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда рус­скими... И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этни­ческая общность - Московская Русь - стала реальностью, фак­том всемирно-исторического значения».

После победы на Куликовом поле (верховья Дона) князь Дмит­рий Иванович был прозван Донским.

В 1382 г. хан Тохтамыш сжег Москву. После Куликовской бит­вы Орда не раз совершала набеги, но не решалась на битву с рус­скими в открытом поле.

В своем завещании Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию как «вотчину» (на­следственное владение) московских князей, без санкции хана Зо­лотой Орды.

За время правления Василия I Дмитриевича (1389-1425) в со­став Московского княжества вошел Нижний Новгород (1393), ряд земель на окраинах страны.

Третьим этапом русского объединительного процесса стала фео­дальная война второй четверти XV в. Она коренным образом отли­чалась от прежних междукняжеских усобиц. Если в XIV в. князья разных земель оспаривали друг у друга владимирский стол, то те­перь князья московского дома боролись за обладание Москвой. Роль самой Москвы как общерусского центра в ходе этой междоусобицы сомнению не подвергалась.

Начало кризиса носило династический характер. После смерти Василия I против его десятилетнего сына Василия II (1425-1462) выступил брат Василия I, сын Дмитрия Донского - Юрий, удель­ными владениями которого были подмосковный Звенигород и Га­лич в Костромской земле. Фактически столкнулись два принципа престолонаследия: от отца - к сыну (династический) и от брата - к брату (лествичное право времен Киевской Руси). После смерти Юрия борьбу продолжили его сыновья - Василий Косой и Дмит­рий Шемяка.

Война велась «по всем правилам средневековья» - в ход пуска­лись ослепления (отсюда и прозвища: Василий II Темный, Васи­лий Косой), отравления, заговоры и др. Театром военных действий стала вся Московская земля. Соперники сжигали города, уводили жителей в плен.

Юрий Дмитриевич дважды занимал Москву (в 1433 и 1434 гг.). Василия II поддержали московские бояре и церковь, что и обеспе­чило ему победу. Война замедлила ход объединения земель, усили­ла зависимость от Орды (хан Улу-Мухаммед совершил набег на Русьв 1445 г. и даже захватил в плен Василия И), Но война показала и феодалам, и народу необходимость единства для сохранения госу­дарственного порядка. «Призрак» кровавых усобиц XII-XIV вв. уси­лил стремление к твердой власти. Поэтому, в конечном счете, фео­дальная война укрепила великокняжескую власть.

Следует отметить, что подобные феодальные войны имели мес­то и в странах Западной Европы — династические споры Ланкасте­ров и Йорков в Англии (война Алой и Белой розы в середине XV в., приведшая к становлению новой династии Тюдоров), ожесточен­ная борьба двух феодальных партий при Карле VI (1380-1422) во Франции, во главе которых стояли дядья и опекуны короля - гер­цоги Бургундский и Орлеанский.

Образование единого государства, начало процесса централизации

Современная историография выделяет две противоположные тенденции дальнейшего развития Руси, наметившиеся в конце XV - начале XVI в.: предбуржуазный путь, который оформлялся на Се­вере с его соледобывающей промышленностью и отчасти в Повол­жье, и крепостнический, характерный для Центра. Предвестником столкновений этих двух тенденций и явилась борьба Москвы с Га­личем, Вяткой, Устюгом во время этой феодальной войны. В про­тивостоянии сошлись крепостническая, крестьянская и монаше­ствующая Москва и северная вольница промысловых людей (соле­варов, рыболовов) и свободных крестьян. Подобные утверждения можно встретить в работах Н.Е. Носова, А.А. Зимина и др. Однако большинство историков считают, что это - надуманная схема. Со­циальная жизнь Руси XV в. не была приспособлена к радикальным сдвигам и преобразованиям. Отсутствовало суверенное право соб­ственности у феодалов, ничем не регламентировалась власть вели­кого князя. Сплошные взаимные клятвопреступления, конфиска­ции земель и их раздачи, сомнительная легитимность династичес­ких комбинаций и пр. - все это составляло основу междукняжеских отношений, не регламентируемых правом, и было типологически близко восточной деспотии.

После похода Василия II на Новгород Великий в 1456 г. (по Яжелбицкому миру) была сильно ограничена самостоятельность республики. Новгород ставился под совместное управление вели­кокняжеского наместника и местной администрации, отказался от права внешних сношений, признал переход части его владений в состав Московского княжества. В 1461 г. признал зависимость от Москвы и Псков, принявший наместника великого князя.

«На рубеже XV-XVI вв. во времена правления Ивана III (1462-1505) и первых лет княжения его сына Василия III (1505-1533) восновном завершилось объединение русских земель в одном госу­дарстве». В 1471 г. (после высказанного частью новгородского боярства желания признать вассальную зависимость от Литвы) Иван III орга­низовал поход против Новгорода Великого. В нем приняли участие войска всех подвластных Москве земель, что придало ему общерус­ский характер. Победа на р. Шелони обеспечила Ивану III присое­динение Новгорода (считается, что окончательно это произошло в 1478 г., когда из города был увезен в Москву вечевой колокол). Вхож­дение Новгорода увеличило территорию Московского государства почти в 2 раза.

После знаменитого стояния русских и татарских войск на реке Угре Иван III добился освобождения от Золотой Орды. 11 ноября 1480 г. - день ухода хана Ахмата с берегов Угры - принято считать днем полного освобождения Русской земли от ордынского ига. Вскоре Ахмат был убит своими противниками. Полагают, что хан Шибанской, или Тюменской Орды Ивак с ногаями встретил Ахмата на зимовке 6 января 1481 г., отрубил ему голову и отправил ее вели­кому князю Москвы в доказательство, что его враг повержен.

В 3485 г. после двух дней осады сдалась Тверь. С 1487 по 1494 г. продолжалась война между Москвой и Польско-Литовским госу­дарством. Во время войны умер король Казимир IV, а его сын Алек­сандр вынужден был заключить в 1494 г. мир, по которому призна­вал все отъезды князей и феодалов из Литвы; Литва отказывалась на вечные времена от Новгорода Великого, Пскова, Твери и т.д.; за Иваном III признавался титул «государя всея Руси». Этот титул со­ответствовал политической задаче воссоединения всех исконно рус­ских земель, оставляя за Польско-Литовским государством только те территории, которыми Польша и Литва располагали до наше­ствия монголо-татар. Именно это Иван III постоянно подчеркивал и в переписке с Римским Папой, и в переговорах с королем Алек­сандром. Усиление Москвы в конце XV в. породило встречное дви­жение в регионах с превалирующим русским населением, начались массовые переходы и крупных феодалов, и людей других сословий. На рубеже XV-XVI вв. в состав Московского княжества вошли Северские земли - между реками Сожем и Десной, вернулись города Чернигов, Любеч, Гомель, Трубчевск, Новгород-Северский, Стародуб и др.

Иван III заботился об укреплении государства. В 1497 г. был составлен первый об­щерусский «Судный устав», или Судебник. Политическая централизация обгоняла экономическую. Ни одно европейское государ­ство к тому времени единого общенационального судебника не зна­ло. В Германии он появился через 30 лет (под влиянием русского), во Франции - через 50 лет. Судебник Ивана III, в частности, уста­новил для крестьян единый срок перехода от владельца к владель­цу: неделя до и неделя позже Юрьева дня осеннего (26 ноября).

Много внимания Иван III уделял развитию внешней торговли, борьбе с эпидемиями и проникновением болезней из-за рубежа. Кремль при нем приобретает вид, сохранившийся до 1929 г. 12 ноября 1472 г. Иван III обвенчался с греческой царевной Зоей (Софьей), дочерью Фомы Палеолога, брата последнего императора Византии, Брак этот укрепил престиж Руси и самого великого кня­зя московского. Греческого двуглавого орла Иван III соединил на своей печати с гербом московским. На одной стороне был изобра­жен орел, на другой - всадник, попирающий дракона, с надписью: «Великий князь Божею милостию господарь всея Руси».

В правление Василия III в 1510 г. прекратила свое существова­ние Псковская республика. В 1514 г. после третьей подряд войны с Литвой к Москве отошел старинный русский город Смоленск, на­селение которого открыло ворота армии Василия III. С присоеди­нением в 1521 г. Рязани объединение русских земель было в основ­ном завершено. Возникла крупнейшая в Европе страна, которая с конца XV в. стала называться Россией. Впервые это название встречается в ле­тописях времени правления Ивана III.