Смекни!
smekni.com

Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях прозы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского (стр. 4 из 6)

Искусство на страницах «Преступления и наказания».

Образ Петербурга.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, думая о романе Достоевского, утверждал: «Присутствие искусства на страницах «Преступления и наказания» потрясает больше, чем преступление Раскольникова». У Д.С. Лихачева мы находим ответ на вопрос, что такое искусство. «Искусство», - пишет он, - «это суть, душа, основа изображаемого».

Образ Петербурга в романе – центральный. Ф.Достоевский достиг поистине высот искусства в создании этого образа: он живой, наполнен звуками, запахами, состоит из множества деталей, подробностей… Петербург Ф. Достоевского – город мрачный, душный, болезненный.

Петербург в романе «Преступление и наказание» – прежде всего город будничный, т.е. город, где проживают «униженные и оскорбленные», загнанные жизнью в тупик люди. Грязные кабаки как будто заслоняют недосягаемую для персонажей романа красоту этой северной столицы.

В кабаке Раскольников слушает исповедь Мармеладова, в трактире (тоже кабаке) он услышит разговор студента и офицера о том, что старуха-процентщица «всем вредная», что «тысячу добрых дел и начинаний... можно устроить и поправить на старухины деньги», что если убить её и взять эти деньги, то «загладится одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел». Этот разговор стал для него впоследствии случайным подтверждением туманности и правоты его теории.

Да и сам роман начинается с картины города, в которой кабак обязателен: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

В своем первом сне, Раскольников видит, как будто «они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака… Все пьяны, все поют песни…» Рядом с этим кабаком и происходит страшная сцена, когда Миколка убивает ломом свою маленькую, тощую, измученную лошадку.

И, наконец, гордая, погибающая от чахотки Катерина Ивановна, около умирающего мужа, произносит: «Он нас обкрадывал, да в кабак носил. Ихнюю, да мою жизнь в кабаке извёл. И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» Кабак вырастает в страшный символ города, с холодным каменным безразличием поглощающего человеческие жизни.

Неоднозначность Петербурга Ф. Достоевского.

Знаки живой жизни в романе.

Однако мастерство Ф. Достоевского состоит в том, что он не показывает Петербург с одной стороны, но может изобразить его как образ сложный, неоднозначный: город удушающий и вместе с тем удивительно красивый, с островками живой жизни, и нескольких сценах мы даже не узнаем Петербург, такой, казалось бы, страшный город.

На пути от своей каморки к дому, где жила старуха-процентщица, Раскольников думал не о предстоящем убийстве. Занимали его «даже какие-то посторонние мысли»: «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». В воображении Раскольникова возникает Летний сад, который можно было распространить «на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом». Ф. Достоевский развивает мотив свежего воздуха, который усиливает красоту живой природы. Но в действительности свежий воздух в Петербурге отсутствует. Мотив свежести, «живого» воздуха, настоящей жизни как бы освежает Раскольникова на время. «Что за вздор, - подумал он. – Нет, лучше совсем ничего не думать». Город, подобно сказочному великану, как будто нарочно отвлекает Раскольникова, стремится остановить, удержать его от страшного шага, который тот собирается совершить.

Но вот и дом старухи, вот Раскольников уже на лестнице. «Сказочный великан» не спас: слишком силён соблазн доказать себе, что ты «человек, а не вошь», что во имя идеи можно пролить «кровь по совести».

Петербург как сила, взывающая к совести Раскольникова.

И вот снова мы видим Раскольникова наедине с собой. Он бродит по набережной Екатерининского канала: необходимо освободиться от всего, что он унес из квартиры старухи, все выбросить. «Но выбросить оказалось очень трудно». На канале с плотов «прачки мыли бельё», «лодки причалены к берегу, и везде люди так и кишат». Это жизнь трудового Петербурга. Этот город привел Раскольникова к преступлению, теперь этот же город начинает творить свой суд.

И на Неве сделать задуманное не удаётся. Раскольников бредёт дальше: «налево вход во двор», «глухая небеленая стена… дома,… деревянный забор,… каменный сарай». Мелом на заборе – безграмотная «острота»: «Сдесь становица воз прещено». И, наконец, «большой неотесанный камень… пуда в полтора весу». Далее – несколько страниц напряженного текста. И вдруг – город, точнее «великолепная панорама», удивительно красивая, так неожиданно появляющаяся в романе: «Небо… без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора… так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть каждое его украшение».

Это место хорошо знакомо герою, но почему-то «необъяснимый холод» охватывал всегда Раскольникова при виде «этой пышной картины». Возможно, Раскольникова отталкивал собор, так как он был безбожником, а может быть, он просто так редко соприкасался с красотой среди петербургских улиц, так редко дышал чистым воздухом, что теперь ему непривычно видеть это безоблачное небо, голубую воду и сияющий купол собора.

Но именно эта прозрачная красота заставит почувствовать главного героя, что его грудь «сдавило до боли», и он отчетливо осознает, впервые с момента убийства, что навсегда для него зачеркивается и «прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама и всё-всё…» (вся фраза построена на эпитете «прежний»). Достоевский убежден в том, что «мир спасёт красота», потому что красота взывает к совести. Так, Петербург, - страшный и болезненный город, город голода, мучений, слез, равнодушного холода, и город таинственной, сказочной красоты, - первый призовет на суд совесть Раскольникова, которому «показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Тема Дома в «Преступлении и наказании».

В русской классической литературе широко и полно раскрывается тема дома как основы жизни, корней человека: Обломовка в романе И. Гончарова, имения Кирсановых и Базаровых в «Отцах и детях» И.Тургенева, дома Ростовых и Болконских в романе «Война и мир» и т.д.

Ф. Достоевский рисует в своём романе «Преступление и наказание» иную реальность: в Петербурге его герои не имеют дома, чаще всего они живут в съемных квартирах. В романе вообще нет обустроенного, нормального жилища.

«Достоевский был менее всего усадебно-комнатно-квартирно-семейным писателем», - писал о нем М.Бахтин. Все основные события происходят как бы «на пороге» или около порога. Раскольников живёт, в сущности, на пороге; его узкая комната, «гроб», выходит прямо на площадку лестницы. И дверь свою, уходя, никогда не запирает. В этом «гробу» нельзя жить нормальной жизнью, здесь можно только переживать кризис, принимать последние решения, умирать или возрождаться. На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живет и семья Мармеладовых.

У порога убитых Раскольниковым старухи-процентщицы и Лизаветы он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площади лестницы, стоят пришедшие к ней посетители и дёргают звонок. Раскольников не привык запирать дверь, привык жить «на пороге», поэтому и входит в комнату Лизавета, после убийства которой, в состоянии почти полной невменяемости, он набрасывает на дверь крюк, а не запирает на замок – деталь немаловажная.

И топор дворника, страшное орудие убийства, тоже стоит у порога, куда его снова ставит Раскольников, добредая до дома. На пороге в коридоре происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, только взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю квартиру, происходит его беседа с Соней, а по другую сторону их подслушивает Свидригайлов.

Ф. Достоевский пишет о том, как живут простые люди в период наступающего капитализма: нет нормальной крыши над головой, есть нечего, негде спать, комнатки настолько малы, что похожи на гроб. Поэтому вся жизнь этих людей происходит на пороге: на пороге принимаются самые ответственные решения, совершаются знаменательные поступки.

Ни у кого из героев нет Дома: жители действительно потеряли связь со своими корнями, со своими семьями. Петербург – город трагически разъединённых людей, утративших духовные ценностные ориентиры, корнями своими уходящие в национальную культуру и духовность.

Порог становится не только деталью интерьера, а вырастает до значения символа – герои живут, действуют, находясь на пороге – на нравственном распутье, на грани добра и зла балансирует живая душа Раскольникова.

Наказание Раскольникова.

А за порогом – огромный город. Это Петербург Достоевского: площади, улицы, фасады, кабаки, притоны, мосты, канавы. Раскольников встречает Мармеладова в грязном кабаке. Почему-то особенно запоминается хозяин кабака. Он был «в страшно засаленном черном атласном жилете», «всё лицо его было как будто смазано маслом». Пока Раскольников слушает пьяную запутанную исповедь Мармеладова, хозяин походя бросает свои презрительные реплики. Он ведь является частью другого мира, сытого, пропитанного изнутри и снаружи маслом.

Раскольников отнюдь не ради приличия слушает Мармеладова. Он глубоко взволнован тем, что слышит, но в какой-то уголок его сознания, в подсознание врезается этот тип «в засаленном жилете», с лицом, «смазанным маслом». И чем более растёт в главном герое сочувствие к несчастной семье бывшего чиновника, к трём голодным детям, умирающей от чахотки Катерине Ивановне, к Сонечке, тем сильнее в нем зреет ненависть ко всем «засаленным» и «смазанным маслом» людям.