Смекни!
smekni.com

Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях прозы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского (стр. 5 из 6)

И вот – несколько мгновений до убийства. В момент, когда Раскольников опускает на старуху-процентщицу топор, автор вроде бы между прочим замечает, и скорее всего Раскольников тоже видит, что «старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку»…

В состоянии почти помешательства Раскольников ещё продолжает творить страшное дело. Впереди ещё убийство Лизаветы, но наказание уже начинается, и глубоко в подсознании героя шевельнулась какая-то невидимая ему мысль, оправдывающая то страшное, что он совершает. Топор опустился на старуху, а вместе с ней и на всех, кто «жирно смазан маслом». Раскольников не испытывает удовлетворения от убийства, хотя он вроде бы лишил жизни общественно бесполезную старушонку, он чувствует страх и ужас: всё-таки старушка была человеком, а не просто «смазанным маслом» ростовщиком.

Художественная деталь в портретах героев.

Характеристика капитализма в России через портрет Лужина.

Лужин – единственный персонаж в романе, которому автор отказывает хотя бы в одном порядочном поступке. Ведь даже глупый и безнравственный Лебезятников совершит нечто доброе: уличит Лужина во лжи во время поминок и защитит Соню. Портрет Лужина занимает целую страницу. Достоевский рисует каждую мельчайшую деталь: «всё платье его слишком новое», со своей щегольской, новёхонькой шляпой он «слишком почтительно обращался и слишком осторожно держал её в руках». В одежде его «преобладали цвета светлые и юношеские». Далее мы видим на нем «хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки», «батистовый самый легкий галстучек». И всё это было даже к лицу Лужину. Писатель с такой тщательностью выписывает наряд Лужина, во-первых, чтобы показать его контраст с Раскольниковым, во-вторых, возникает невольный вопрос: что это за человек, облаченный во всю эту красоту? Ему, между прочим, 45 лет.

Но вот автор подошел к описанию лица этого человека. Начинает казаться, что Ф. Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина: лицо его было «свежее», «темные бакенбарды осеняли» его лицо, в виде «двух котлет». Чувствуется явный сарказм автора. И, выписав с такой тщательностью все детали портрета и наряда Лужина, автор подытоживает, что «если же и было что-нибудь… действительно неприятное… то происходило это от других причин».

Роман закончен в 1866 году, когда капитализм в России набирает силу. Ф. Достоевский внимательно присматривается к этим новым людям, для которых главное – приобретение, а затем и приумножение своего капитала. Тщательно детализируя портрет Лужина, Ф.Достоевский подчеркивает значение вещей, приобретательства – это становится главным для этого сорта людей, их новым богом. И автор приходит к убеждению, что более отвратительных людей не существует. А дальнейшее подлое и мерзкое поведение Лужина демонстрирует все его качества полностью.

4.5.2. Влияние Петербургского общества на жизнь людей (через портрет Порфирия Петровича).

Порфирий Петрович - талантливый, умный, очень порядочный человек. И, главное, его жизненная позиция очень близка и созвучна автору. В юности Порфирий Петрович «переболел» идеями, близкими к теории Раскольникова, и его статью он изучил в журнале. Но после долгих раздумий он для себя решает, что никаких «взрывов» общества устраивать нельзя, а каждый человек должен в существующем обществе найти для себя то место, на котором он мог бы принести максимальную пользу людям. Вот он и становится следователем. Порфирий Петрович сразу же понимает, что убийца – Раскольников и «играет» с ним как кошка с мышью, с той лишь разницей, что кошка мышь съедает, а Порфирию Петровичу нужно спасти невинного Николку и подвести Раскольникова к чистосердечному признанию, так как только в этом случае начнется путь к его раскаянию и возрождению.

Представляя портрет героя, автор сразу же предупреждает нас, что Порфирию Петровичу около 35 лет. А вот детали этого портрета: «полный и даже с брюшком», лицо у него «пухлое, круглое и немного курносое», и цвет этого лица «больной, темно-желтый», и глаза «с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытые почти белыми, моргающими… ресницами». И во всей его фигуре есть «что-то бабье». Все эти детали портрета явно вызывают какое-то неприятное, отталкивающее чувство, и уже кажется, что ему не 35 лет, а скорее хорошо за 50. Носитель справедливости и воли государства, он не вызывает симпатии ни у окружающих его людей, ни у читателей. Ф. Достоевский понимает, что неправедное, бесчеловечное общество не дает «распрямиться» человеку, отдавшему себя в служение этому обществу, оно приземляет человека, оставляет на нем свой отпечаток. Автор показывает, что если ты служишь такому обществу, то какими бы прекрасными ни были твои стремления, то ты все равно попадешь под убивающее душу влияние атмосферы бездушия, бесчеловечности и равнодушия к людям.

Свои беседы с Раскольниковым Порфирий Петрович постоянно сопровождает неприятным, «кудахтающим» смехом, который усиливает отталкивание читателя от этого умного и достойного человека, который испытал на себе пагубное влияние атмосферы Петербурга и петербургского общества.

Надо помнить, что все действие романа укладывается в 2 недели, но его создатель Достоевский не допускает ни малейшей поспешности. И не только все душевные муки Раскольникова в преддверии убийства, в сцене самого убийства, во время последующего наказания, но и все сцены в романе поражают мельчайшими подробностями, причём ни одной лишней: всё важно.

Образ денег и мотив предательства в романе Достоевского.

Нельзя не обратить внимание и на то, как часто возникает на страницах романа упоминание о деньгах, но не рассуждения о них, а реальные деньги.

Страшно читать сцену убийства старухи, но страшнее становится при чтении страниц, где Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значительности, вручит Соне «десятирублевый кредитный билет» и незаметно опустит в её карман сторублёвую купюру. А потом, на поминках, он с ледяным спокойствием, ни разу не дрогнувшим голосом обличает ни в чем неповинную Соню в краже. Кажется, что этой мерзкой речи не будет конца (3 страницы текста), и сердце бедной Сони вот-вот разорвется. Лужин – человек из нового поколения, представитель страшного и неправедного мира, против которого восстал Раскольников.

Вот пожилая купчиха сунет Раскольникову двугривенный, приняв его за нищего, а он потом, презрительно выкинув эту монетку в Неву, почувствовал, что «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Часто упоминание о деньгах связано с евангельским мотивом, фольклорно-евангельским числом 3. Вот Соня молча положит на стол свой первый «заработок» - 30 целковых, а потом и отцу на похмелье 30 копеек внесет, и он, как и раньше Катерина Ивановна, не мог в эту минуту не ощущать себя Иудой, который предал Христа за 30 сребреников.

Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати».

Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч, а он потом, покушаясь на её жизнь, её предал. Таким образом, деньги в романе тесно связаны с мотивом предательства: жители Петербурга ради денег готовы отступиться от своих духовных ценностей, предать своих друзей, родных и близких.

Смех как способ раскрытия образа петербуржцев.

Писатель Д. С. Мережковский утверждал, что «книг Достоевского нельзя читать: их надо пережить, выстрадать, чтобы понять». Но, читая роман, перенасыщенный человеческими страданиями, невольно вздрагиваешь, когда так часто слышишь смех.

Из рассказа Разумихина читатель узнает, что в минуты, когда, совершив убийство, Раскольников, дрожа от ужаса, выбирается из дома, у ворот «визжат, дерутся и хохочут, оба хохочут взапуски» Миколка с приятелем. Вне дома – жизнь, от которой уже, не отдавая себе в этом отчета, «отрезал себя» Раскольников.

Выгнанная из дома, умирающая от чахотки Катерина Ивановна, теряющая рассудок, на улице с детьми, а вокруг толпа, «в толпе смех». Трагическая сцена пронизывается этим смехом: толпа не просто бесчувственна к чужому горю – для толпы это зрелище, вызывающее смех. Этот смех усиливает ужас трагедии Катерины Ивановны.

А вот Раскольников на Сенной площади. Он вдруг вспомнил страстную просьбу Сони: «… поклонись народу, поцелуй землю…» «Безвыходная тоска и тревога», страшное наказание за преступление, вдруг прорываются. «Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слёзы». Раскольников «стал на колени среди площади, поклонился земле и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем», «раздался смех». Пять возникает образ толпы, которой безразличен этот человек, а вся эта сцена – только уличное представление. Но может быть, это не просто толпа, а народ, не принявший полураскаяния Раскольникова, в котором чувствуется что-то театральное, по замечанию М.Бахтина, «карнавальное, шутовское». Ведь настоящее раскаяние приходит к Раскольникову на каторге.

Смех в романе всё время несет большую смысловую нагрузку. Во время поминок, Катерина Ивановна, сидя рядом с Раскольниковым, дает очень точные саркастические характеристики Амалии Ивановне (своей хозяйке) и всем, кого та привела на эти поминки. Каждая её фраза сопровождается «весёлым, самым неудержимым смехом». Этот смех – и последнее усилие Катерины Ивановны в борьбе за своё человеческое достоинство; и остатки воли в умирающей женщине; и острое ощущение и предчувствие приближающегося конца. А также и искренние гордость и радость, что рядом с ней «образованный гость»; и отчетливое понимание фарса, в который превратились эти поминки; и желание поддержать атмосферу полного благополучия на похоронах; и даже женское кокетство. Её смех это подчеркивает драму Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, без всяких средств к существованию.