Смекни!
smekni.com

Достоевский, петрашевцы и утопический социализм («Село Степанчиково и его обитатели») (стр. 11 из 11)

[lxxviii] Сен-Симон А. Письма женевского обитателя // Там же. Т.1. С. 126.

[lxxix] Сен-Симон А. Рассуждения литературные, философские и промышленные // Там же. Т. 2. С. 329.

[lxxx] Сен-Симон А. О теории общественной организации // Там же. Т. 1. С. 452.

[lxxxi] Сен-Симон А. Катехизис промышленников // Сен-Симон А. Избр. соч. Т. 2. С.255.

[lxxxii] Повествователь сообщает о Ростаневе: «он воспламенился до крайности и уже совсем потерял способность хоть как-нибудь заметить, что новый друг его – сластолюбивая, капризная тварь, эгоист, лентяй, лежебок – и больше ничего» (3, 15). Это место кажется как будто направленным против утопических социалистов. Ср., его, например, со следующим фрагментом романа Кабе: « – А лентяи? – Лентяи? – Мы таких не знаем… Как могут они быть, когда труд так приятен, когда праздность и леность у нас в такой же степени позорны, как воровство в других местах? – Следовательно, не правы те, кто говорит, как я слышал, что всегда будут пьяницы, воры и лентяи? – Они правы по отношению к социальной организации этих стран; но это неверно по отношению к организации Икарии» (Кабе Э. Путешествие в Икарию. С.192).

[lxxxiii] Сен-Симон А. Письма к американцу // Избр. соч. Т.1. С.333. Любопытно, что, потеряв свое состояние, Сен-Симон сам в течение двух лет жил за счет своего бывшего слуги, приобретшего во время службы у него некоторое состояние. Об этом сам Сен-Симон писал во фрагментах своей автобиографии: «Я принял предложение этого честного человека и переехал к нему; я жил у него два года, и в течение этого времени он с полной готовностью удовлетворял все мои потребности и покрывал значительные издержки на печатание моей работы» (Сен-Симон А. Жизнь Сен-Симона, описанная им самим // Избр. соч. Т. 2. С. 98). Впервые: Oeuvres de Saint-Simon…. publiees en 1832, par Olinde Rodriguez. Paris, 1841. См. также: Сен-Симон А. Избр. соч. Т. 1. С. 455-456 (комментарии Л.С.Цетлина). Фигура разбогатевшего слуги Сен-Симона Диара могла послужить отдаленным прототипом для образа Мизинчикова (ср. финал повести).

[lxxxiv] Кабе Э. Путешествие в Икарию. С.6.

[lxxxv] Герцен полагал, что в то время как «неясный, религиозный и в то же время аналитический сен-симонизм удивительно хорошо подходил к москвичам. Изучив его, они совершенно естественно переходили к Прудону, так же, как от Гегеля – к Фейербаху», «петербургской учащейся молодежи больше подходит фурьеризм, нежели сен-симонизм. Фурьеризм, который стремился к немедленному претворению в жизнь, требовал практического приложения, который тоже мечтал, но основывал свои мечты на арифметических выкладках и скрывал свою поэзию под именем промышленности, а любовь к свободе – под объединением рабочих в бригады, – фурьеризм должен был найти отклик в Петербурге (Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 7. С. 253).

[lxxxvi] Скепсис этот, следовательно, совсем другой природы, чем тот, который Гоголь выразил в заключительной главе первого тома «Мертвых душ» в образе Кифы Мокиевича и был связан, в частности, со склонностью московских славянофилов к абстрактной философии и одновременно к порой чересчур ревнивому патриотизму.

[lxxxvii] Реплику Опискина: « – Ученый! – завопил Фома, – так это он-то ученый? <…> Да ты сколько знаешь, я всемерно столько забыл! вот какой ты ученый!» – нужно рассматривать в контексте романа, то есть в связи прежде всего со словами Ростанева Сергею: «Про тебя услыхал, что ученый, – это я виноват: погорячился, разболтал! – так сказал, что нога его в доме не будет, если ты в дом войдешь. “Значит, говорит, уж я теперь для вас не ученый”. Вот беда будет, как узнает теперь про Коровкина!» (3, 56).

[lxxxviii] Фурье Ш. Новый хозяйственный и социетарный мир // Избр. соч. М., 1954. Т. 4. С.177-178.

[lxxxix] Кабе Э. Путешествие в Икарию С. 230.

[xc] Сен-Симон А. Письма к американцу // Избр. соч. Т. 1. С.313. Между прочим, Сен-Симон полагал, что «Французскую революцию вызвала определенная страсть. Революцию может окончить лишь другая страсть». Под этой первой страстью он имел в виду «страсть к равенству», «и люди, принадлежащие к последнему классу, были склонны больше всех в силу своего невежества, как и в силу своего интереса неистово отдаться ей» (Там же. С. 312).

[xci] Ветловская В.Е. Идеи Великой Французской революции в социальных воззрениях молодого Достоевского // Великая Французская революция и русская литература. Отв. ред. Г.М.Фридлендер. Л., 1990. С.302.

[xcii] Там же. С.305.

[xciii] Oeuvres de S.-Simon et d’Enfantin. V. XIII (I). P. 178. Как о лучшем способе антиреволюционной агитации некоторые петрашевцы писали и о сочинениях Фурье. Так, К.М.Дебу называл его «нравственным утопистом, до которого никто так убедительно, так красноречиво, с таким благородным негодованием не доказал всех пагубных результатов всех возможных революций или идей, ведущим к оным» (Дело петрашевцев. Т. II. С. 72).

[xciv] В критике социалистов как в «Селе Степанчикове», так и в «Бесах» Достоевский мог не только отталкиваться, но и опираться на французских утопических социалистов. Так, например, Сен-Симон, в частности, писал: «Представьте себе многочисленный караван, который говорит своим начальникам: “ведите нас туда, где нам будет лучше всего”. С этого момента начальники каравана – всё, а караван – ничто, он идет вслепую, так как для того, чтобы такого рода путешествие могло продолжаться хотя бы только 24 часа, необходимо, чтобы караван имел неограниченное доверие к своим начальникам, оказывал им совершенно пассивное повиновение. Поэтому он всецело находится во власти их недобросовестности и невежества. Он оставляет за собой лишь право заявить, что такая-то пустыня, куда его приведут, ему не нравится и что его нужно вести в другое место, но это право может повести только к тому, что он подвергнется целому ряду экспериментов, которые не принесут ему никакой пользы до тех пор, пока он будет предоставлять своим начальникам определять цель путешествия» (Сен-Симон А. О теории общественной организации // Избр. соч. Т. 1. С. 443).