Смекни!
smekni.com

Государство и право, их типология, формы и значение (стр. 35 из 96)

Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права в том, что:

• право и закон – не одно и то же;

• законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;

• право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

• право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

• фактически право и мораль едины;

• не всегда законы соответствуют естественному праву;

• права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (право на жизнь, свободное развитие, труд и т.п.)

Достоинствами теории являются:

• прогрессивность;

• признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

• допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

• прямое отождествление права и морали;

• противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;

• преувеличение роли неписаного права;

• различное понимание людьми идей справедливости.

Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма).

Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие.

Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства.

Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.

Густав Гуго, например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а развивается сам собою.

Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы.

Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни.

Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право.

С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению.

Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

Основоположниками исторической школы права, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи – австрийские и немецкие юристы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

• право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);

• основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

• официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

Право – выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося, подобно языку, постепенно, независимо от государства.

Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм.

К достоинствам теории можно отнести те факты, что:

• обычай действительно предшествовал появлению права;

• принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения;

• теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи.

Главным недостатком теории является:

• ее обращенность в прошлое;

• чрезмерное преувеличение роли обычая;

• отрицание возможности законодательным путем изменить реально существующее право.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отвести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение, – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев.

Суть социологической теории составляют следующие положения:

• право и закон нетождественны между собой;

• закон – писаное право;

• право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Право – система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопорядка.

Социологическая теория права – одно из основных направлений правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С. М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги.

Объективное право составляют правила социальной солидарности, которым подчинены государство и граждане

Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Нормативная теория

Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются Г. Кельзен – австрийский политик и правовед; Штаммлер – немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый-правовед.

Суть нормативистской теории составляют следующие положения:

• право является пирамидой норм;

• во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);

• каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;