Смекни!
smekni.com

Авторское право: современное правовое регулирование (стр. 2 из 17)

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Право интеллектуальной собственности на международном уровне свое закрепление получило уже в 19 веке. В 1886 г. Правительствами европейских стран Германии, Франции, Бельгии, Англии, Испании, Италии, Швейцарии была подписана Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений[5]. Россия присоединилась к Бернской конвенции только в 1995 г.

Последующее общемировое признание авторского права происходит с принятием Всеобщей декларации (1948), ст. 27 которой гласит: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В 1952 г. В Женеве подписывается Всемирная конвенция об авторском праве (Россия участвует в Конвенции с 1973 г.)[6] Ст. 1 Всемирной конвенции расширяет перечень объектов охраны авторского права, в качестве которых теперь признаются литературные, научные и художественные произведения – письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Устанавливается и минимальный срок действия авторского права, после смерти автора в 25 лет (ст. 4).

В последующем неоднократно принимались международные нормы, общую цель которых можно определить как создание условий по соблюдению прав интеллектуальной собственности.

Конституционное право большинства зарубежных стран также сориентировано на защиту результатов интеллектуальной деятельности. Преимущественно такие нормы содержатся в Конституциях, принятых во второй половине 20 века, когда проблема государственного признания объектов авторского права, их интернациональной охраны была остро поставлена на повестку дня перед всеми державами мира.

Законодательство России в этом вопросе не является исключением. Так ст. 44 Конституции РФ закрепила охрану авторского права, а также свободу интеллектуального творчества в соответствии с реалиями сегодняшнего дня (литературного, художественного, научного и других его видов).[7]

В России регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также как и в Европе возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.

До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального.

Как отмечают исследователи авторского права конца 19 – начала 20 веков, русские законы представляли привилегии исключительного издательства некоторым юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук[8].

Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава[9]. Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст. 420 т. X ч. 1, но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати.

Экономические интересы правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь, могли бы защищать экономические интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей[10].

В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности.

Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада»[11].

В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.

В период НЭПа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование произведений только по договору с автором.

Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР – статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР[12].

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ ("Авторское право"), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.

Сегодня в Российской Федерации не только гарантируется свобода творчества, но охраняются права на его результаты. До недавнего времени связанный с ней круг отношений регламентировался целым пакетом специальных законов об охране авторского права (Патентный закон[13]; Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров[14]; Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем[15]; Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных[16] и Закон об авторском праве и смежных правах[17]).

Однако с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» они утратили силу с 1 января 2008 г. Указанные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ст. 1225 – 1551 ГК РФ)[18]

В качестве основных задач (функций) современного российского авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т. д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними. Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами.

Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Возникают в судебной практике случаи, когда трудно определить является вновь созданное произведение самостоятельным или является производным из другого[19]. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.