Смекни!
smekni.com

Теория прав человека (стр. 2 из 9)

Рождение понятия "права человека" совпало и слилось воедино с возникновением, а точнее сказать, с возрождением так называемого "естественного" права, из которого проистекает общепринятый принцип "вечности и незыблемости" прав человека. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека: право на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до образования государства и может существовать помимо него [24, с. 6].

Первым юридическим документом, наиболее полно изложившим важнейшие права и свободы человека, стала Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года. С этого документа ведут отсчет своей истории США. В Европе первым юридическим документом, вобравшим права человека, стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года, принятая в начале Великой французской революции. Декларация, основываясь на естественно-правовой теории, определила роль государства в обеспечении гарантий прав человека: В статье 12 указано: "Для гарантий прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена" Статья 16 установила важнейшие принципы правового государства: обеспечение гарантий прав и разделение властей: "общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции" [27, с. 403].

Новый этап развития прав человека связан с деятельностью ООН и принятием международных актов, закрепивших права человека. Принятая в 1948 г. Декларация прав человека изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. "Человек перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод" [27, с. 403].

В теории прав человека выделяют три поколения. Первое поколение связывают с принятыми в ходе французской революции Декларации прав человека и гражданина 1789 г.. Положения, содержащиеся в ней, явились предпосылкой дальнейшего развития законодательства о правах человека и были, в конечном итоге, восприняты всеми конституциями современных демократических государств, в том числе и Конституцией Республики Беларусь, а также международными правовыми актами о правах человека. Права человека первого поколения обычно группируют на политические, гражданские и личные (право на участие каждого гражданина в управлении государством, право на равенство перед законом, право на свободу мысли, безопасность и др.).

Второе поколение прав человека правоведы связывают с расширением прав личности, возникших под воздействием социалистических идей и движений (право на труд, право на отдых, право на образование, право на социальное обеспечение, право на медицинское обслуживание, право на защиту материнства и детства и др.).

Третье поколение прав видится в юридическом закреплении тех прав, которые выражаются в праве народов на мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь и др., которые связывают с послевоенным движением за мир и национально-освободительным движением бывших колоний, что нашло свое отражение в национальном законодательстве, а особенно в международно-правовых актах. Третье поколение прав человека сопряжено не только юридическим их закреплением на международном уровне, но и с созданием механизма их реализации. В области прав человека общепризнанным мировым сообществом принципом является приоритет международного права по отношению к внутригосударственному [27, с. 403].

Концепция прав человека исходит из того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность - субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав.

Принципы обеспечения прав человека как морально-правовая основа их реализации сводятся к следующему:

· Принцип универсальности, неделимости, взаимосвязи и взаимозависимости всех прав человека;

Принцип универсальности прав требует относиться к правам человека глобально, с одинаковым подходом и вниманием, не допуская различного понимания и трактовки прав человека и свобод в разных государствах по причине национальной и религиозной специфики. "Ни один человек не может быть лишен ни одного основного права (на жизнь, здоровье, уважение, недопущение пыток и т.п.) – и в обычной обстановке, и в условиях вооруженного конфликта, и при объявлении чрезвычайного положения.

Принцип неделимости взаимосвязи и взаимозависимости прав предполагает поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод без их дробления, разделения на первоочередные и второстепенные. "Неделимость прав означает то, что попрание свобод в одном месте возмущает совесть всех людей планеты; проблема прав человека становится предметом все более пристального внимания и реагирования на самых различных уровнях; постоянно сужается область, где государство может действовать в отношении граждан произвольно" [23, с. 21].

· Принцип неразрывной связи прав человека и демократии, как формы организации власти, наиболее отвечающей интересам человека;

Принцип неразрывной связи прав человека и демократии подразумевает отношения взаимозависимости и взаимоукрепления. Только в условиях широкой демократии могут реализовываться права и свободы граждан. В то же время утверждение в обществе прав и свобод человека укрепляет демократию, увеличивает число ее сторонников.

· Принцип полного равноправия женщин в политической, гражданской, экономической и общественной жизни;

Принцип полного равноправия женщин предполагает необходимость покончить с неравноправием, продолжающимся тысячелетиями, положением женщин в обществе, покончить с насилием по признаку пола, всеми формами сексуальной эксплуатации и торговли женщинами.

· Принцип особой защиты прав детей;

Принцип особой защиты прав детей стал в последние десятилетия общепризнанным, чему способствовала принятие Конвенции о правах ребенка 1989 г. Ребенок нуждается в особом внимании и защите в силу его физической и умственной незрелости не только со стороны родителей, но и со стороны государства. Сейчас часто повторяют выражение, ставшее уже расхожим: степень развития общества определяется его отношением к детям.

· Принцип недискриминации и равного осуществления всех прав человека и основных свобод инвалидов.

Принцип недискриминации и равного осуществления всех прав и свобод в отношении инвалидов приобрел особую актуальность в последнее время. Инвалиды, а, правильнее говорить, люди с ограниченными физическими возможностями, составляют по данным Всемирной организации здравоохранения 10% населения. Главная проблема этих людей: включение в активную трудовую, общественную, культурную жизнь общества, что должно быть обеспечено законодательными мерами.

Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое выражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 год), которые однозначно определили, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны, и взаимозависимы [24, с. 13].

На наш взгляд правомерным является также выделение следующих принципов, касающихся прав человека:

· Принцип гуманизма.

Сущность гуманизма заключается в заботе о человеке, признании его как личности, его права на свободу, счастье, неприкосновенность, проявление своих способностей. Основной формой проявления гуманизма является обеспечение прав человека.

· Принцип свободы.

В четвертой статье Декларации прав человека и гражданина 1789 года свобода определяется "как возможность делать все, что не приносит вреда другому". Существует три способа оппосредования свободы через права человека. В одном случае человек ограждается от каких бы то ни было произвольных вмешательств в его личную жизнь, в том числе и со стороны общества и представляющей его политической власти. Права на неприкосновенность личности, защиту чести и репутации, неприкосновенность жилища и др. служат материалом, из которого "строится" своего рода юридическая крепость, обеспечивающая свободу человека как личную безопасность. В другом случае определяются рамки активности человека в той или иной сфере жизнедеятельности и такие, например права, как право на свободу творчества. Социально-экономические права обеспечивают свободу от унижающего человеческое достоинство существования, безработицы, экологического неблагополучия, других негативных явлений [24, с. 12].