Смекни!
smekni.com

Теория прав человека (стр. 3 из 9)

· Принцип равенства и равноправия. Также провозглашен Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Его первая статья гласит: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах". Все современные конституции западных стран, а также практика судебных органов исходят из принципа равенства как основополагающего в системе прав человека и гражданина. Равноправие означает равные возможности гарантированного уровня социальной защищенности для всех членов общества [24, с. 12].

Появление же самого термина "права человека" связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 года и явился введением к Конституции американской колонии Виржиния, где были впервые провозглашены права человека. В наше время распространенным является следующее определение: "Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов". Имеет право на жизнь и такое определение: "Права человека – это комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как человеческие существа" [24, с. 8].

В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются, прежде всего, как служащие защите человека от государственной власти. Их основное свойство заключается в том, что они обеспечивают каждому возможность действовать в определенных пределах и пользоваться сферой частной жизни, в которую не может вмешиваться государство. Отсюда свободы человека не устанавливаются государством, а являются по отношению к нему первичными. Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой областях. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в методах их регулирования и подборе механизмов их защиты. Представления о правах человека (как обыденные, так и теоретические научные) формировались и развивались постепенно в ходе исторического развития человеческого общества, его экономической, политической и правовой систем, а также представлений о праве и правах, которые прошли путь "от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных", при этом на каждой ступени в историческом развитии вырабатывалась своя концепция [25, с. 107].

Права человека – это не юридическая и не философская дисциплина, а интегрированная социально-гуманитарная. Она изучает совокупность свойственных личности от рождения возможностей проявлять лучшие природные качества, действовать по своему усмотрению, добиваться во взаимоотношениях с государством и окружающими людьми признания своего достоинства во имя торжества идеалов свободы, равенства, гуманизма [23, с. 8].

Права человека – это складывающиеся в обществе уважительные отношения людей друг к другу, дополняемые уважением к человеку со стороны государства, что создает условия для наиболее благоприятного существования личности и ее общественной самореализации [20, с. 1].

Таким образом, в литературе существует множество определений прав человека, и каждое из них будет чем-то отличаться от всех остальных. В этих определениях права человека понимаются и как условия жизнедеятельности, и как особый тип отношений, и как свойства бытия личности, и как система разного рода принципов и норм и т.д. Однако в большинстве определений присутствует одна, главная, идея, цель – свобода, нормальные условия жизни и возможности человека [21, с. 13].


Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Впервые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 года (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента – это право гражданина. А религия, которую человек выбирает только в соответствии со своей совестью, - это право человека. Четко закрепила 2 вида прав (права человека и права гражданина) французская Декларация 1789 года [24, с. 17].

Во Всеобщей декларации прав человека в преамбуле и ст. 2 говорится о правах и свободах. Главный документ Европы по правам человека имеет название Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод.

В ст. 2 Конституции Республике Беларусь и ряде других статей также говорится о правах и свободах человека.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничение прав на "два сорта" лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.

В литературе высказано мнение, согласно которому права человека носят двойственный характер, они соединяют в себе как субъективные права личности, так и международные морально-правовые стандарты. Права человека, содержащиеся в международных документах, но не вошедшие в национальную систему права, не являются субъективными правами граждан конкретного государства. Вместе с тем субъективные права, не носящие всеобщего характера (например, права должностных лиц), не выступают как права человека.

В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право — это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. В основе субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности, которая предполагает:

· возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

· возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

· возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

· возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д.

С юридической тоски зрения права и свободы идентичны и должны быть в одинаковой мере гарантированны государством. Различия заключаются в способе реализации прав и свобод и степени участия самой личности и государства в этом процессе. Принято считать, что свободы реализуются гражданами самостоятельно помимо государства, которое не должно вмешиваться в процесс их реализации. При реализации свобод у человека есть широкие возможности индивидуального выбора, не связанного с его конкретным результатом. То, что требуется от государства – это стать гарантом свобод, не понуждая личность к обязательному пользованию ими. Примером может служить ст. 33 Конституции Республики Беларусь, где указано: "Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение" [1, ст. 33]. Это не означает, что каждый человек обязательно должен иметь свое мнение по любому вопросу, тем более должен его публично выражать. В этой же статье содержится норма, подтверждающая общее правило пользования свободами: "Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них" [1, ст. 33].

В отличие от свобод термин "право" определяет конкретное действия человека по использованию определенных общественных благ в собственных интересах, которые создаются в первую очередь государством. Примером может служить ст. 49 Конституции Республики Беларусь, где указано: "Каждый имеет права на образование" [1, ст. 49]. Поскольку право на образование предполагает доступность для человека учреждений образования, то далее в этой статье говориться: "Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования" [1, ст. 49].

Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.

Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.