Смекни!
smekni.com

Криминалистическое исследование внешних признаков человека (стр. 4 из 12)

Мысленный образ внешности человека может сохраняться в течение длительного времени, подвергаясь при этом большим или меньшим изменениям под воздействием внешних факторов и свойств сознания. Мысленный образ используется либо непосредственно (например, при опознании очевидцем преступника), либо опосредованно, после его воспроизведения (актуализации) в материальной форме – в виде словесных описаний, субъективных изображений (главным образом, портретов), пластических реконструкций по черепу.

Словесные описания – наиболее распространенный вид отображений признаков внешности; используются во всех видах и формах установления и розыска человека по его внешности. Описания фиксируются чаще всего в письменной форме, хотя известны их звуковые записи; содержатся в различных следственных материалах (протоколах и др.), частных записях (дневниках, письмах) и сообщениях.

Криминалистической практике известны описания, составленные по определенным правилам (упорядоченные или регулярные описания – словесный портрет, описания профессионального, например медицинского, характера и др.) либо составленные без заранее установленных правил (произвольные), как правило, лицами, не знакомыми с методиками регулярных описаний[31].

Словесный портрет является криминалистическим методом описания. Позволяет единообразно и достоверно описать внешность человека, хотя не дает возможности однозначно зрительно представить внешний облик человека. Словесным портретом также называют описание определенного лица – «Словесный портрет гр. Иванова». В этом смысле словесный портрет выступает как вид материального отображения внешности человека. При необходимости словесные упорядоченные описания могут быть преобразованы в знаковые, в которых значения элементов и их признаков выражены в символах, цифрах, буквах или иным способом (например, перфорацией на карте, ленте).

При составлении словесного портрета придерживаются следующих правил:

1. Словесный портрет составляется в целях отображения «нормального» положения головы человека и состояния его внешности. При нормальном положении головы козелки ушных раковин, нижние края глазниц описываемого человека находятся в одной горизонтальной плоскости с глазами составителя портрета.

Нормальное состояние внешности предполагает устремленный вперед взгляд, отсутствие напряжения мышц лица. Кроме того, состояние волосяного покрова и одежды должно обеспечить беспрепятственное обозрение ушных раковин и иных неоволосенных участков головы; косметика должна быть удалена с лица; при ношении очков описание должно быть произведено в них и без них; ротовую часть описывают в двух вариантах – при привычном положении нижней челюсти и при сомкнутых челюстях (при этом отмечается большая разница высот ротовой части).

Функциональные признаки описываются в процессе привычных действий человека – при ходьбе, в беседе и т.д.

2. Внешность человека в целом и элементы описываются спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль). В необходимых случаях для фиксации важных элементов и признаков тело, голова, лицо и т.д. описываются с других сторон.

3. Элементы внешности описываются в следующей последовательности:

- общефизические – пол, возраст и пр.;

- анатомические – рост, телосложение, голова, шея, плечи, спина, грудь, живот, руки, ноги;

- функциональные – привычная поза, походка, мимика, жестикуляция, бытовые привычки и специальные навыки;

- сопутствующие – платье (пальто, костюм и пр.), головной убор обувь, мелкие носильные вещи и т.д.

Элемент сначала описывается в целом, а затем – по составляющим его частям.

4. При характеристике внешности придерживаются установленной методики определения элемента и признака, стандартной терминологии, указанной выше.

5. Во внешнем облике должны выделяться и описываться особенности или особые приметы, помещаемые в заключительной части описания.[32]

Субъективные изображения лица, фигуры человека изготавливаются в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. Наибольшее распространение в установлении личности и розыске получили субъективные портреты – изображения лица, фигуры человека на плоскости. На практике при изготовлении таких портретов лицу, видевшему или знавшему определенного человека, предлагается описать его внешность, при этом выделить доминантные, наиболее точно и уверенно запомнившиеся элементы и их признаки. Для наиболее точного определения этих и других элементов и их признаков очевидцу показывают снимки, рисунки черт внешности, а также портреты, соответствующие внешности портретируемого лица. С использованием описания, а также отобранных с помощью очевидца изображений, под его контролем воссоздаются наиболее твердо указанные черты внешности, а затем и портрет, который доводится до его полного соответствия мысленному образу очевидца. При наличии нескольких очевидцев создание портрета осуществляется с каждым из них в отдельности. В изготовлении различных видов портретов желательно участие специалиста-художника, криминалиста, антрополога. Так называемое «портретное» сходство субъективного изображения с внешним обликом создается за счет доминантных признаков, отраженных на портрете во внешности наблюдавшегося очевидцем лица.

Особую группу составляют субъективные портреты, изготовленные с натуры. Из криминалистических субъективных портретов этого типа известны портреты погибшего, созданные по фрагментам его лица.

Субъективные портреты – эффективное средство розыска и установления человека. Однако ошибки при их изготовлении (несвоевременность обращения к очевидцу, неверный тактический подход к нему, отсутствие внимания к условиям наблюдения им разыскиваемого человека и др.) приводят к низкому качеству портрета (малая выразительность черт лица, отсутствие доминантных признаков и др.) и, как следствие, малой его полезности.

В современной криминалистической практике применяются три основных вида субъективных портретов – рисованные, композиционно-фотографические (фотокомпозиционные) и композиционно-рисованные. Из попыток изготовить и применить на практике объемные субъективные изображения («живые портреты») получило распространение изготовление лишь пластических (скульптурных) реконструкций лица человека по его черепу[33].

Рисованные портреты.К рисованным портретам условно относятся и живописные портреты (выполненные красками), а также силуэтные портреты (например, вырезанные из бумаги и других материалов). Портреты изготавливаются специалистом-художником или криминалистом-художником; портреты лица по черепу – антропологом, криминалистам, судебным медиком со специальной подготовкой; не исключено изготовление портретов самим очевидцем.

Фотокомпозиционные портреты, так называемые «фотороботы» (или субъективные композиционные фотопортреты), представляют собой композицию изображения человека (как правило, его лица) из фрагментов фотоизображений различных лиц. В законченном виде фотокомпозиционные портреты, обычно представляющие лицо человека анфас, выглядят как обычные фотографические изображения. При составлении фоторобота на практике применяются различные типы портретных композиторов (рассыпной или картотечный, планшетный или ленточный, проекционный, оптический или компьютерный. Компьютерные композиторы представляют значительные преимущества перед остальными – кроме быстроты и известных удобств для оператора они позволяют вносить определенные изменения в изображения (взаимное положение, размеры, пропорции, контрастность и др.,) прямо на экране дисплея. Для изготовления фотокомпозиционного портрета привлекается криминалист, сведущий в габитоскопии, владеющий навыками работы с портретными композиторами.

Композиционно-рисованные (или составные рисованные) портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вариантов элементов лица (в соответствии с показаниями очевидцев) по поврежденному лицу умершего, черепу человека. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Для его изготовления применяются научно-технические средства, аналогичные тем, которые используются для получения фотороботов. В оптико-механическом композиторе типа «ИКР»- идентификационного комплекта рисунков – входят наборы прозрачных плёнок с одномасштабными рисунками вариантов элементов лица. Портрет изготавливается путем наложения этих плёнок. В настоящее время композиторы типа «ИКР» в практической деятельности правоохранительных органов заменены компьютерными композиторами.

Формирование мысленного образа происходит в определенных условиях и под воздействием определенных факторов. Его субъективная сущность определяется индивидуальностью процесса формирования, сохранения и воспроизведения этого вида отображения у разных людей.

Для целей криминалистического использования признаков внешности наибольший интерес представляют субъективные стороны природы мысленного образа, определяющие в конечном счете возможности его использования при установлении личности.

Изучая эти стороны мысленного образа, необходимо учитывать индивидуальный характер процесса его формирования, определяемый в первую очередь свойствами личности субъекта восприятия, а также свойствами личности объекта восприятия и, наконец, условиями формирования, сохранения и воспроизведения мысленного образа[34].

Половая принадлежность накладывает отпечаток на восприятие человека человеком: женщины дольше сохраняют в памяти воспринятую информацию, чаще дают эмоциональную характеристику внешнего облика воспринимаемого лица; они имеют более яркий и детальный образ представления и поэтому с большей легкостью опознают предъявляемые им элементы ранее воспринятого лица, затрачивая на это меньше времени, чем мужчины.