Смекни!
smekni.com

Административно-правовое регулирование прохождения военной службы (стр. 5 из 6)

Гражданин, поступающий на В.с. по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать медицинским и психологическим требованиям, связанным со службой по конкретным военно-учетным специальностям, а также общим требованиям, предъявляемым к уровню его образования, профессиональной и физической подготовки. Контракт о прохождении В.с. вправе заключать: а) военнослужащие, у которых заканчивается
предыдущий контракт о прохождении В.с; б) военнослужащие, проходящие В.с. по призыву и прослужившие не менее 6 месяцев; в) граждане, пребывающие в запасе; г) граждане женского пола, не пребывающие в запасе; д) другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ.
Порядок прохождения В.с. определяется Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения В.с и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинскихдолжностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами первого ранга в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах утверждаются Президентом РФ. Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

2.3 Правоохранительная служба.

Еще одним видом государственной службы названа правоохранительная служба. Впервые в самостоятельный вид службы она выделена в Законе о системе государственной службы. В определении, закрепленном в ст. 7Закона о системе государственной службы, обозначены следующие особенности правоохранительной службы: 1) она осуществля­ется гражданами на должностях правоохранительной службы; 2) она осу­ществляется гражданами на должностях правоохранительной службы в го­сударственных органах, службах и учреждениях; 3) эти органы, службы и учреждения осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина; 4) в процессе осуществления правоохранительной службы таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. До принятия данного Закона правоохранительная служба как само­стоятельный вид государственной службы не изучалась, хотя проводились исследования вопросов службы в отдельных государственных органах.[2] Отечественная правовая наука с начала 50-х годов XX в. достаточно интен­сивно изучает вопросы правоохранительной деятельности и правоохрани­тельных органов, и к настоящему времени предложено немало определений вышеуказанных категорий[3]. В литературе даны различные перечни органов, относящихся к правоохранительным, что свидетельствует о неоднозначном понимании правоохранительной деятельности. Во многих работах опре­деление правоохранительной деятельности является составной частью оп­ределения правоохранительных органов. Общее для них — это указание на полномочия по пресечению и привлечению к ответственности за право­нарушения — преступления и административные правонарушения. В российском законодательстве нет определений ни правоохрани­тельной деятельности, ни правоохранительных органов, хотя данные тер­мины широко применяются. Изучение действующих нормативных актов показывает, что однозначно правоохранительными органами признаны следующие: органы внутренних дел Российской Федерации, органы Фе­деральной службы безопасности РФ, таможенные органы Российской Фе­дерации, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом нарко­тических средств и психотропных веществ[4]. Кроме того, в современных нормативных актах при перечислении правоохранительных органов чаще всего в качестве основного вида деятельности выделяется борьба с пре­ступностью, иногда указывается также и деятельность по рассмотрению дел об иных правонарушениях. Нередко обеспечение правопорядка или обеспечение безопасности государства, общества, граждан закрепляются в качестве задач (функций) правоохранительных органов.

Функции, перечисленные в определении правоохранительной службы, не однопорядковые. Например, деятельность по борьбе с преступностью является составной частью деятельности по обеспечению законности и правопорядка. А обеспечение законности и правопорядка в свою очередь способствует обеспечению безопасности. Вместе с тем деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в числе основных принципов для всей системы государственной службы. К сожалению, пе­речисленные в определении понятия «правоохранительная служба» функции государства не позволяют четко отграничить правоохранительную дея­тельность от иных видов.

Например, если остановиться на рассмотрении такой функции, как «борьба с преступностью», то перечень органов, учреждений, в которых должны учреждаться должности правоохранительной службы, будет огра­ничен органами, в компетенцию которых входит борьба с преступностью в виде основной или неосновной функции. Однако нормативного опреде­ления данного термина нет, что позволяет по-разному рассматривать указанный вид деятельности. В случае, когда к деятельности по борьбе с преступностью относят только деятельность по дознанию и предвари­тельному следствию по уголовным делам, перечень органов, учреждений, служба в которых может быть признана правоохранительной, будет следую­щим: органы прокуратуры, органы внутренних дел Российской Федера­ции, органы Федеральной службы безопасности РФ, Федеральная тамо­женная служба РФ, Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ, Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных дейст­вий, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ. Если в пере­чень деятельности по борьбе с преступностью включить оперативно-ро­зыскную деятельность[5], то он может быть дополнен Службой внешней разведки РФ и Федеральной службой охраны РФ. Кроме того, деятель­ность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Мини­стерства юстиции РФ, осуществляющих исполнение уголовных наказа­ний в виде лишения свободы и организацию содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении правонарушений, также мо­жет быть признана составной частью борьбы с преступностью.

Деятельность по борьбе с преступностью является составной частью деятельности по обеспечению законности и правопорядка. К сожалению, определения понятий «законность» и «правопорядок» в законодательстве не даны, однако во многих законах закреплен «принцип законности», в том числе и в Законе о системе государственной службы. На наш взгляд, определяя правоохранительную службу как деятельность по обеспечению законности, в то время как в названном Законе «законность» закреплена как принцип построения и функционирования всех видов государствен­ной службы, в Законе о системе государственной службы необходимо ука­зать на особенность методов, используемых при обеспечении законности служащими правоохранительной службы. Поскольку обеспечение закон­ности и правопорядка предполагает еще и предотвращение любых других правонарушений (например, административных) и привлечение к ответ­ственности, то вышеназванный перечень органов, осуществляющих борь­бу с преступностью, может быть дополнен государственными органами и должностными лицами, участвующими в рассмотрении дел об админист­ративных правонарушениях, число которых входят суды, большинство органов исполнительной власти, причем не только федеральных, но и субъектов Российской Федерации.

К сожалению, при определении понятия «правоохранительная служ­ба» не уточняется содержание такой функции, как «обеспечение безопас­ности». При рассмотрении вопросов военной службы мы упоминали, что в законодательстве речь идет о разных видах безопасности, а значит, необ­ходимо определить те виды безопасности, обеспечение которых должно признаваться правоохранительной деятельностью. Если в Законе о систе­ме государственной службы речь идет об обеспечении безопасности жиз­ни и здоровья человека, тогда служба в Министерстве РФ по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерстве здравоохранения РФ (в органах и уч­реждениях, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор) и некоторых других будет являться правоохранительной. Если под обеспе­чением безопасности понимать обеспечение безопасности окружающей среды (охрана водных объектов, атмосферного воздуха, лесов, животного мира и т. п.), то тогда деятельность по контролю и надзору, применению мер административной ответственности за несоблюдение соответствую­щего законодательства и будет признана правоохранительной.

3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы [6]

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Законность;

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;