Смекни!
smekni.com

Журналистика (стр. 45 из 53)

ВФР и революции в других странах провозгласили свободу слова (наряду с другими гражданскими свободами) и отмену ц. В защиту свободы печати выступали многие публицисты того времени (например, Дж. Мильтон - “Ареопагитика”). Однако в те периоды, когда в обществе побеждала авторитарная концепция СМИ, ц. возвращалась. Так было при Наполеоне I, в царской России (русские публицисты 19 в. активно боролись за свободу слова, причем не только революционно настроенные дворяне и разночинцы, но и либералы, и даже некоторые консерваторы - например, М. Н. Катков; возникло даже такое явление, как неподцензурная пресса - издания Вольной Русской Типографии в Лондоне, которые осуществляли Герцен и Огарев, позднее - нелегальные издания социал-демократов и др.), в СССР (после 1905 пресса в России получила относительную свободу; в апреле 1917 - Закон Вр. Пр. о печати - все партии, независимо от направления, могли издавать свои периодические органы и вести полемику, попытка демократических преобразований; большевики боролись за свободу печати, пока им это было выгодно, а как пришли к власти - сразу всю эту свободу печати отменили и ввели цензуру; диссидентство в советскую эпоху - результат стремления к свободе слова, к неподцензурному выражению своих мыслей), в фашистской Германии и т. д. Ц. существует и сегодня в авторитарных обществах (Югославия, Ирак), и особенно в таких, где господствует религиозный фундаментализм (Чечня, Афганистан и др.). Существование ц. в современном обществе прямо противоречит статье 19 Всеобщей Декларации Прав Человека (ООН, 10 декабря 1948): “Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”. Кроме того, существует ряд международных и европейских конвенций, прямо затрагивающих проблему свободы слова. “Количество” свободы слова - своеобразный индикатор, оно прямо пропорционально степени демократизации общества. В по-настоящему правовом, демократическом государстве не может быть места цензуре, а свобода слова существует не только на бумаге.

Лозунг св.печати был выдвинут в 17 веке. Охраняется законодательством. Свобода слова. Абс.свободы нет. Ж-ка как соц.ин-т действует на основе нормативн.актов. Исторически сложилось 3 концепции св.печати: авторитарная(исходит из того, что ж-ка должна действовать в интересах власти, инакомысл. подвергаются жестокому прессингу); полная свобода печати(противовес авторит., право на св.печати без всяких огранич.); ответственная свобода ж-ки (утверждается право на св.слова, св.распростр. мыслей и идей, право искать, получать и распростр.ин-цию,право на св.печати,ТВ и РВ.Цензура запрещается, но права и свободы а также огранич.устан. законом). Реализация свободы возм. только при наличии эконом. условий, в усл. рыночной экономики СМИ может выжить только когда доходы превыш. расходы. Доходы-плата за предоставл.ин-ции, доход от рекламы, субсидии. Гос-во располагает большими возможностями в экон.обеспечении функц-ия ж-ки - это и налог. политика, льготные тарифы. Серьезными инструментами влияния располагает предпринимат. Круги - реклама, тексты ПР, спонсорство. Однако, такая экон. поддержка не всегда бескорыстна. СМИ могут противостоять нежелат.экон.давлению. Чтоб его избежать, СМИ пытаются решать экон.проблемы самостоят.с помощью, например, создания концернов, мультимедиа. Это делает издания независ.

67. Регионализация СМИ

Рег.печ. более адресна и прагматически приземлена, более тесно связана с местными реалиями. Учит этнич, соц и возрастно эл-ты. Легко рассчитать тиражи. Позволяет наладить четкую систему оперативной доставки. Ж-ты кровно заинтересованы в достижении результатов, но повышается риск ответственности - на виду. Читатель выбирает местную прессу, т.к. о жизни его региона говорят постоянно и подробно. По наблюдению исследователей наблюдается сдвиг от общефедеральной к местной прессе. Резкое снижение покупательной способности поставило читателя перед проблемой, когда нет возможности подписаться на несколько изданий. Выбирают местную прессу. В 1993 лишь “АиФ” - массовая, по всей России: каждый выпуск содержит вкладыш - региональную газету. Существуют еще зональные: когда распространяется в двух или более географически соединенных регионах. Это помогает соединить материальные, экономические и трудовые ресурсы. Ограниченная численность населения и увеличивающееся число изданий обостряет борьбу за читателя. В силу исторически сложившихся факторов (отсутствие квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база, трудная экономическая ситуация) региональная печать более уязвима по качеству и оформительскому исполнению. Политические изменения отразились и на ТВ, и на РВ: переориентирование на специфику местной жизни. РВвещание: республиканское, областное, районное, городское. В ситуации, когда ценовая политика газет не позволяет их покупать, РВ оказывается единственным источником информации. В проблематике национальной ж-ки основные темы: история народа, культуры, языка, этнографии. Реформирование общества: разрушение единого информационного пространства советских СМИ. ТВ: Современное ТВ существует с 1985, ТВ переходного периода. До 1985 была создана единая информационно-пропагандистская система ТВ: 1) центральное, 2) местное. В связи с особенностями распространения телевизионного сигнала (движется по прямой, распространяется в зоне видимости антенны) все первые студии были местными. На каком-то этапе шел бурный процесс местного ТВ. Выработалась система вещания. Но параллельно шел процесс создания техники объединения студий: 1) провода (РВ-релейные линии, приблизительно в 1958 киевляне впервые увидели парад на Красной площади), 2) профессор Шмаков выдвинул идею о том, чтобы поднять трансляционную технику как можно выше - на самолете, чтобы сигнал доходил везде, но его идея не осуществилась, т.к. самолет не может зависнуть и вообще. Но появились спутники. Местные студии были объединены, и возникла единая информационно-пропагандистская система советского ТВ. После этого власти решили, что развивать местное ТВ невыгодно, т.е. оно перекрывает центральное ТВ, и стали его сворачивать. В 1985 приняли революционное решение о расширении местного ТВ.

68. Современное состояние газет и журналов

Если представлять композицию как процесс, то это «акт волевой, творческий, построенный на единстве деятельности рационального и эмоционального начал, на расчете и интуиции художника, на понимании целого и единичного – детали, стремлений». Со стороны журналистов композиция представляет собой процесс перехода содержания в форму, а со стороны читателей – процесс перехода формы в содержание.

Композиция суть творческий процесс, при помощи которого происходит своеобразное «оживление» конструкции, представляющей собой цельное образование из графических элементов, их рядов, комплексов, подсистем и систем. Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое.

Современный дизайн характеризуется таким явлением, как типографизация оформления, когда усилия газетных дизайнеров направлены на выявление возможностей прежде всего наборных, технических элементов. Типографизация сопровождается просветлением, полос (отказ от вертикальных линеек при «светлом» наборе текста) и одновременно усилением контрастности.

Особо следует остановиться на безлинеечной верстке, которая сегодня в большой моде. Ею надо умело и осторожно пользоваться: особенно тщательно просчитывать межколонные пробелы, продумывать подбор шрифтов и компоновку заголовков, заголовочных комплексов. В противном случае нарушается ритм полосы, она «разваливается», заголовки, стыкуясь, порой представляют несуразицу... Прежде чем отказаться от линеек, – этого сильного средства графического оформления, направляющего зрение читателя, имеющего не только разделительную, но и указательную, выделительную функции, – следует подумать, чем компенсировать их отсутствие. Безлинеечная верстка требует дополнительных акцентов, иначе как удержать внимание читателя, сначала окидывающего газетную полосу взглядом, а затем выделяющего то, что так или иначе «раздражило» глаз. Но вряд ли и в этом случае стоит обращаться к плотным подложкам, увлекаться светлым текстовым шрифтом на темном фоне, снижая удобочитаемость...

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся по сути в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, А3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями. Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех- и даже трехколонной. Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных прежде всего), используют немало фотографий больших и малых размеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелые дизайнеры стремятся придать качество конкретности.