Смекни!
smekni.com

Литературно-библиографическая информация в СМИ (стр. 2 из 12)

В России в сфере вещания существует довольно мощное присутствие государства, хотя подавляющее большинство теле- и радиостанций – частные. Тем не менее, самые мощные телевизионные компании – это государственные компании. В этом мы несколько отличаемся от других стран. У нас имеются, по крайней мере, два национальных канала – ОРТ и РТР, которые представляются государственными.

Есть некоторые обстоятельства, которые радикально изменили лицо российских СМИ. Прежде всего, это создание информационно-коммуникационной промышленности, в которой появились и по-новому работают совершенно новые отрасли, такие как реклама, паблик рилейшнз, маркетинг. В них возник новый вид распространения журналистской продукции – электронные версии СМИ, которыми обзаводятся телеканалы, радиостанции, газеты, журналы. сегодня ведущие теленовостей отсылают телезрителей за подробностями в Интернет.

Новым элементом российских СМИ стали электронные газеты и информационные агентства, расширяющие свою аудиторию, а иногда даже пытающиеся конкурировать по оперативности и быстроте сообщений новостей с телевидением.

В настоящее время российское государство вступает в новый этап формирования политики в сфере информации и телекоммуникации. Этот этап характеризуется комплексностью подхода, попыткой выработать общенациональные приоритеты, соединив уже имеющиеся достижения и проекты на ведомственных и региональных уровнях. Речь идёт об одобренной в декабре 1998 года комитетами Государственной Думы и Постоянной Палатой по государственной информационной политике «Концепции государственной информационной политики». В этом документе впервые в практике российской государственной власти поставлена задача построения в России информационного общества.

«Концепция государственной информационной политики» интегрирует политику в области СМИ, уделяя ей особое место в процессе построения информационного общества. В процессе будущей реализации этой масштабной задачи «Концепция» выделяет три класса ключевых проблем, а именно:

- развитие технологического базиса информационного общества;

- создание благоприятных социально-экономических и культурных предпосылок перехода России к информационному обществу;

- развитие информационного воздействия с другими странами.

Несмотря на то, что документ отмечает существование многочисленных и, довольно сложных, проблем, препятствующих быстрому созданию в России информационного общества, важность постановки этой задачи трудно переоценить. Политическая элита России, сформировав в «Концепции» глобальную цель, сумела выразить и позитивные устремления многих российских учёных, и недолгий, но уже значительный опыт молодого российского бизнеса, и естественные устремления молодого поколения россиян.

В мае 1999 года Государственный комитет РФ по связям и информатизации одобрил «Концепцию формирования информационного общества в России», что также стало принципиально важным шагом для российской политики, экономики и культуры. Хотя документ имеет ведомственный характер, его значение перерастает рамки только одного министерства. «Концепция» предлагает российский путь перехода к информационному обществу, основанный на национальных приоритетах, включающих в себя:

- информатизацию всей системы общего и специального образования;

- формирование и развитие национальной индустрии информационных и коммуникационных услуг;

- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим русским культурно-историческим традициям и формирование на базе этого социально-культурной среды общества.

Постановка этих масштабных, но чрезвычайно актуальных задач свидетельствует о понимании российским государством ключевых моментов современного развития.

При всех трудностях и сложностях развития российских СМИ, опыт последнего десятилетия свидетельствует о достаточной прочности, ограждающего свободу печати, законодательства России. В конечном счёте будущее СМИ и России упирается в экономику и политическую волю, необходимую для перехода к информационному обществу в демократических гражданских традициях, которые нарабатываются в России в начале XXI века.

К сожалению, в последнее время СМИ, увлечённые перестройкой, переориентацией целей и средств своей деятельности, практически не уделяют внимания такому важному направлению, как информационная поддержка художественной культуры (и, в частности, художественной литературы). Далее в работе мы остановимся на анализе возможностей СМИ в этой среде деятельности, на оценке имеющегося опыта работы.

1.2 Литературно-библиографическая информация: понятие, формы существования

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, что такое ЛБИ, хотелось бы дать общее представление что такое «литература», «библиография художественной литературы и литературоведения» или, как её чаще называют «литературная библиография».

Литература [от латинского lit(t)eratura буквально – написанное, от litera – буква] – один из основных видов искусства – искусства слова. Термином «литература» обозначают любые произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном виде и обладающие общественным значением. Так различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако, в более строгом смысле, литературой называют произведения художественной письменности.

Литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, её словесный «материал» универсален. Она создаёт свою форму из слов и языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно в буквах), постигается в интеллектуальном понимании.

Всякое художественное произведение – это духовно-эмоциональное общение между людьми и вместе с тем новое явление, «сделанное», сотворённое человеком, а также нечто познанное, открытое им. Литература стоит на грани искусства и умственной деятельности. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М. Горький) – за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души.

Художественная литература – одно из самых могучих и эффективных средств воспитания человека. В ярких образах глубоко и правдиво показывает она различные стороны жизни, раскрывает сущность всех её явлений, объясняет и оценивает их, развивает в людях чувство прекрасного.

Задачу популяризации знаний в области художественной литературы помогает решать литературная библиография, илибиблиография художественной литературы и литературоведения.

Библиография художественной литературы и литературоведения носит отраслевой характер. Другими словами, «при библиографировании создаются источники информации о материалах по определённой отрасли знаний или практической деятельности, а также целому комплексу этих отраслей для содействия процессам исследования производства, потребления, управления» (15, с.33).

Для отраслевой библиографии характерен подход к материалу с точки зрения содержания: собирается, описывается, систематизируется определённая, ограниченная объективными рамками часть мировой печатной (либо существующей в электронной форме) продукции, и её границы совпадают с границами данной отрасли.

Литературная библиография отвечает эвристическим (помощь в разыскании литературы и иных документов), подытоживающим (суммирование вышедших публикаций), управленческим (влияние на выбор пользователей) потребностям.

В пределах литературной библиографии создаётся информация о печатных материалах, непосредственно относящихся к данной отрасли (изданиях и публикациях художественных произведений, документальных материалов – писем, воспоминаний, литературоведческих работ).

В то же время могут быть отражены публикации по другим отраслям знаний – например, по истории, этнографии в той мере, в какой это нужно для информационного обеспечения работы по проблемам художественной литературы и литературоведения.

Непосредственно объектом деятельности в этой области являются издания – книги, публикации в книгах и периодической печати. Но, анализируя суть литературной библиографии, можно сделать вывод, что опосредованный, но не менее важный её объект – явления художественной литературы, т.е. литературные произведения, творчество писателей, национальные литературы, мировая литература той или иной эпохи, а также связанные с ними литературоведческие проблемы (15, с.35).

Действительно, создавая рекомендательную библиографическую информацию о классиках зарубежной художественной литературы, библиотекарь прежде всего должен выяснить, каких писателей можно считать классиками: т.е. обратиться к авторитетным трудам по литературоведению. Прежде чем приступить к подготовке библиографической информации о литературоведческой проблеме, необходимо представить себе структуру проблемы, а затем подбирать литературу по каждому из вопросов.

Таким образом, непосредственный объект литературной библиографии – издания и публикации произведений художественной литературы, литературоведческих работ, а опосредованный – явления художественной литературы и литературоведения.

Специфика литературной библиографии связана со спецификой художественной литературы. Очень мало людей, которые никогда не читают или не читали литературных произведений.

Художественная литература в большей степени, литературоведение в меньшей степени представляют значительный общественный интерес, с этим связаны и особенности литературной библиографии, и, прежде всего, её просветительская, популяризаторская функция. В судьбе литературного явления значительную роль играют читатели художественной литературы, что оказывает влияние и на литературную библиографию.