Смекни!
smekni.com

Содержание античной риторики (стр. 2 из 3)

2) во введении использовать "нравы";

3) сочинять введение, исходя из существа рассматриваемой темы, не допуская "забегания" вперед;

4) писать введение последним;

5) избегать как банального, так и излишне экстравагантного введения;

6) стиль введения прежде всего должен быть доступным.

Предложение - этап, в некотором смысле дублирующий инвенцию. Предложение состоит из разложения темы на составные части и представления ее в резюмированном виде. Необходимость включения этого этапа в общий цикл обусловливается сложным и неочевидным характером темы.

Повествование включает в себя прежде всего изложение основных фактов, составляющих композицию темы: описание предметов, мест, лиц.

Правила наррации:

1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;

2) факты должны находиться в соответствии с действующими лицами, т.е. должны быть правдоподобными;

3) повествование должно быть кратким и четким;

4) интерес ко всей речи в значительной мере зависит от эффекта, вызванного изложением фактов;

5) наррация должна сопровождаться описанием, оживляющим сухие факты;

6) для описания следует выбрать наиболее выгодную точку зрения;

7) при описании следует избегать расплывчатости и излишних деталей;

8) место описания - в начале повествования.

Подтверждение - основной этап диспозиции. Именно на этом этапе оратору предстоит развернуть аргументацию, от которой зависит успех речи. Основная задача подтверждения - доказательство истинности посылок, выдвинутых в предложении.

Правила конфирмации:

1) в подтверждении должны быть собраны воедино все замечания касательно применения необходимых доказательств;

2) с этой целью необходимо осуществить ревизию всех "общих мест", рассмотренных в инвенции;

3) при выборе аргументов менее заботиться об их количестве, нежели их качестве;

4) наилучшим признается так называемый Гомеров порядок следования аргументов: вначале сильные аргументы, затем несколько доказательств средней силы, в конце - один наиболее мощный аргумент;

5) тщательно избегать нисходящего порядка аргументов;

6) сильные аргументы следует изолировать и преподносить в самой простой форме, слабые - группировать по нескольку, для того чтобы они поддерживали друг друга.

Заключение - последний этап диспозиции. По Аристотелю, "заключение преследует четыре цели: расположить слушателя доброжелательно к себе и недоброжелательно к противнику; усилить или умалить значение дела; разжечь страсти у слушателя; напомнить, о чем шла речь".

Правила работы над заключением:

1) заключение должно содержать резюме аргументации, развернутой в подтверждении, и вызывать эмоции публики;

2) заключение требует точности изложения и разнообразия в стиле;

3) из подтверждения отбираются наиболее сильные места;

4) при использовании "страстей" следует помнить об умеренности;

5) стиль заключения должен быть живым и эмоционально насыщенным.

Диспозиция является следующим этапом работы автора над речью, этапом, предшествующим непосредственной вербализации замысла. Необходимость этого этапа диктуется двумя фундаментальными свойствами речи - линейностью и дискретностью. В результате инвенции тема оказывается расчлененной на несколько частей, позволяющих наглядно представить себе содержание речи. Таким образом, если инвенция является этапом конкретизации и упорядочивания мысли, то основное содержание диспозиции сводится к синтагматической аранжировке темы. Но тема как набор субконцептов не имеет линейной конфигурации, она не может быть сразу, единовременно обрушена на аудиторию. Дело в том, что если при зрительном восприятии пейзажа или картины, как отмечает Ватте, "мысли входят в наше сознание толпой" - цит. по), то при восприятии речи "мысли, привязанные к... словам, появляются друг за дружкой, достигая таким образом сознания слушающего".

Таким образом, с одной стороны, линейность речи диктует необходимость линейного представления субконцептов, составляющих тему. С другой стороны, дискретность речи, возможность вычленения отдельных фрагментов сообщения облегчает автору концептуальное построение речи в соответствии со своими коммуникативными намерениями.

Античные авторы обращали внимание на многие особенности речи, которые в современной науке являются предметом специального изучения. Вспомним, например, известный в психологии "закон первого и последнего места", согласно которому при прочих равных условиях лучше запоминается та информация, которая расположена в начале и конце сообщения. Этот закон прекрасно согласуется с античным правилом расположения аргументов в речи, когда наилучшим признается так называемый гомеров порядок. Располагая наиболее важные элементы доказательства в начале и конце речи, античные авторы добивались высшей убедительности своих выступлений.

Элокуция - это словесное выражение того, что уже содержательно определено и расчленено, а также расположено в определенном порядке.

Именно на этом этапе замысел автора получает свою конкретную словесную форму. Элокуция как центральная часть риторики, как учение о словесном выражении в дальнейшем стала основой для выделения стилистики в качестве самостоятельной лингвистической дисциплины.

Содержание элокуции составляют общие наблюдения над различными грамматическими формами и конструкциями, описание и классификация риторических фигур, учение о стиле и его разновидностях, учение о "формах" стиля и "формах" речи.

Еще Аристотелем были выделены три вида конструкций: предложение, или выражение простого суждения, фраза, или связка суждений, образующая умозаключение; период, или связка умозаключений, служащая полному раскрытию развернутой концепции. По мнению Н.А. Безменовой, именно в риторике была выдвинута гипотеза об уровневой организации текста: "Если природа создала определенные законы для взаимной аранжировки слов, то они должны сохраняться и для частей в периоде, и для периодов в целой речи". Идея аналогии, касающаяся взаимного расположения и отношений между мелкими и крупными языковыми единицами, была, как известно, популярна в античные времена; популярна она и в наши дни).

Предметом особой заботы риторов было описание различных фигур речи. Согласно традиции, идущей от Цицерона, фигуры делятся на два больших класса: фигуры мысли и словесные фигуры. Основное различие между этими двумя большими классами состоит в том, что фигуры мысли зависят исключительно от воображения или изменения мысли: фигура остается одной и той же, даже если в ней заменить все слова. Словесные фигуры зависят от выбора слова, они могут исчезнуть при замене слов. Например, при замене в фигуре "сто парусов" слова "парус" на "парусник", мысль сохранится, но фигура исчезнет.

Предметом риторики являются прежде всего словесные фигуры. Фигуры дикции затрагивают звуковой состав слов: например, синкопа - это выпадение одного или нескольких звуков в середине слова. Фигуры конструкции представляют собой структуры, выражение смысла которых происходит за счет грамматической конструкции: например, силлепс - это объединение в синтаксическом построении двух или более однородных членов, так или иначе различающихся в грамматическом отношении. Выделяются также фигуры, в рамках которых слова сохраняют свое прямое значение, и фигуры с переносным значением слов - тропы.

Особое место в риторике отводится изучению фигур с переносным значением - тропов. Переносный смысл, создающий троп, возникает в результате определенной модификации прямого смысла. Квинтилиан дает следующее определение этому понятию: "Троп есть выразительная перемена или искусный перенос слова или речи от собственного значения на другое" - цит. по. Основными тропами в риторике признаются метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, антономаза, катахреза, ономатопея, перифраза, аллегория, ирония, гипербола. Самым красивым и наиболее употребительным тропом с давних пор считается метафора. По словам Квинтилиана, она "дарована нам самой природой".

Античные авторы обращали внимание на то, что от выбора того или иного слова, того или иного образного выражения может зависеть весь смысл фразы. Аристотель, полемизируя с софистами, писал: "Неверно утверждение Брисона, что сквернословия нет, поскольку одно слово можно сказать вместо другого, если они значат одно и то же. Это ошибка, ибо одно слово более употребительно, более пригодно, чем другое, чтобы представить дело наглядно. Кроме того, разные слова представляют предмет не в одном и том же свете, так что и с этой стороны следует предположить, что одно слово прекраснее или безобразнее другого". Далее: "То же и в области эпитетов, можно образовывать их от худшего или постыдного, например эпитет "матереубийца", но можно и от лучшего, например "мститель за отца". Точно так же и Симонид, когда победитель состязания в беге на колесницах, запряженных мулами, предложил ему незначительную плату, отказался написать стихотворение под тем предлогом, что он затрудняется воспевать "полуослов"; когда же получил достаточное вознаграждение, написал: Привет вам, вихреногих кобылиц дщери, хотя эти мулы были по-прежнему дочерьми ослов".

Традиция уважительного отношения точному словесному воплощению авторского замысла передавалась античными риторами из поколения в поколение. Цицерон усматривал в выборе "точных и прекрасных слов" главную заботу всех ораторов и сочинителей, считая, что он "придает речи, как прекраснейшим статуям, величие и вместе с тем красоту, патину старины, значительность, силу и мощь и прочие качества, какие только возможны. Он как бы вкладывает в предмет некую говорящую душу".

Завершающий этап элокуции - учение о стиле и о жанрах речи. По мнению Аристотеля, "недостаточно знать, что следует говорить, но нужно также знать, как следует говорить". По Аристотелю, "речи написанные воздействуют более благодаря своему стилю, чем содержанию". Основное достоинство стиля заключается в его ясности, потому что только ясная речь достигает своей цели. Кроме того, стиль должен соответствовать предмету речи. Уже более 2000 лет назад Аристотель говорил о различном впечатлении, оказываемом на аудиторию письменными и устными текстами, т.е. затрагивал вопросы, по сей день составляющие предмет острейших дискуссий в науке. Он объяснял, почему "речи письменного стиля представляются сухими, а речи ораторов, даже произнесенные с успехом, - неискусными, когда их берут в руки для чтения".