Смекни!
smekni.com

Содержание античной риторики (стр. 3 из 3)

Таким образом, триада "инвенция - диспозиция - элокуция" оказывается взаимосвязанной риторической схемой, охватывающей подготовку и собственно процесс текстообразования. Каждая из этих частей имеет смысл только в качестве составной части единого речетворческого процесса, начиная от зарождения авторского замысла вплоть до его реализации в речи.

Запоминание - совокупность мнемотехнических приемов, используемых для облегчения запоминания текста.

Многие античные авторы достигли известности, кроме всего прочего, также благодаря своей удивительной способности к запоминанию. Квинтилиан упоминает, например, о римлянине Гортезии, который однажды после завершения аукциона, длившегося целый день, сумел без ошибок и в правильной последовательности перечислить все выставленные на продажу предметы, их цены и покупателей.

В древней Греции обязательным атрибутом любого судебного заседания были водяные часы. С последней каплей воды в часах заканчивалось выступление оратора. Часы ставили оратора в жесткие временные рамки, заставляли его заранее планировать содержание и произнесение своей речи. Вся эта подготовительная работа производилась на этапе запоминания речи.

В основе античной мнемотехники лежит убежденность в том, что из всех органов чувств человека наиболее сильным и развитым является зрение. Поэтому искусство запоминания должно опираться на зрительную память. Аристотель полагал даже, что мышление невозможно без конкретных представлений, а сама память состоит из запечатленных образов.

Один из конкретных приемов, используемых при запоминании речи, опирается на так называемый принцип ассоциации. Он состоит в установлении связи между воспринимаемым сообщением и другой информацией, прочно утвердившейся в памяти на основе прошлого опыта. Эффективные ассоциативные связи между известной и неизвестной информацией оставляют в памяти человека более заметные следы, нежели изолированное заучивание новой информации. Именно на этом принципе основано искусство запоминания от античного времени до наших дней.

Знаменитые античные ораторы с успехом пользовались ассоциативным методом, соотнося отдельные части своих речей с известным зданием или известным предметом. Речи Цицерона основывались, видимо, на мысленной прогулке по своему дому. Так, вступление он связывал с входной дверью, первый тезис - с прихожей, дальнейшие части - с другими комнатами дома. Более мелкие положения могли ассоциироваться с различными предметами мебели и т.п. Во время выступлений он никогда не испытывал затруднений с воспроизведением речи, потому что "прогулка по дому" позволяла ему заглянуть во все укромные уголки и тем самым последовательно коснуться всех необходимых разделов речи. После V в. н.э. античная мнемотехника одновременно с падением Римской империи почти полностью попадает в забвение.

Произнесение - искусство произнесения речи. Успехи в красноречии, как полагали античные авторы, во многом связаны с огромной работой над техникой речи. Знаменитые ораторы древности работу над исполнением речи считали само собой разумеющимся делом. Ср. следующую мысль Цицерона: "Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?"

В произнесении речи основное внимание ораторы уделяли голосу, мимике и жесту. Аристотель называет три фактора, определяющих искусство владения голосом: "Декламационное искусство предполагает в основном использование голоса: как его следует применять для выражения той или иной страсти, например, когда нужно говорить громким голосом, когда тихим, когда средним, и как выбирать интонации, например пронзительную, глухую и среднюю, и какие ритмы употреблять для каждого данного случая. Ибо есть три вещи, на которые обращают внимание: сила, гармония и ритм". По словам Цицерона, существуют "два элемента, украшающие прозаическую речь: приятность слова и приятность размеров. В словах заключается как бы некий материал, а в ритме - его отделка".

Древние ораторы овладели искусством фиксации голосовых тонов, своего рода нотной записи декламации с помощью диакритических знаков, служащих для отметки просодии. В те времена существовала мелопея, или искусство создания определенных модуляций голоса. Так, например, Исократ советовал не допускать столкновения гласных, а также повторения одинаковых слогов на стыке слов. Квинтилиан предупреждал о том, что согласные так же, как и гласные, могут "враждовать" между собой, например, если на стыке слов встречаются конечный s и начальный х, еще худшая картина наблюдается при столкновении двух s, в результате чего, по его словам, получается "шипение".

В античной риторике важное место отводилось мимике и жестикуляции. Изучение правил владения мимикой и жестом, по методу Демосфена, должно было сопровождаться комплексом упражнений перед зеркалом. Риторы полагали, что жест должен сопровождать мысль и голос шаг за шагом, не обгоняя их и не задерживаясь перед ними. По их мнению, жесты должны иметь между собой определенную связь: как не всякая мысль может находиться в непосредственной близости с другой, так и не всякий жест приличествует другому.

Существовало несколько общих положений о жестикуляции, например: жест правой руки должен идти с левой стороны и заканчиваться на правой; левая рука сопровождает правую; если левая рука идет одна, это означает, вместе с поворотом головы направо, презрение или отказ; кисти рук не поднимаются выше линии плеч, или, в крайнем случае, глаз, а также не опускаются ниже пояса даже в том случае, когда оратор говорит стоя и т.п.

В завершение краткого обзора античной риторики обратим внимание читателя на взаимосвязанность и взаимообусловленность всех пяти этапов работы ораторов древности над речью. В классическом каноне каждый из рассмотренных выше этапов признается обязательной и необходимой составной частью работы любого оратора над речью. В ходе исторического развития эти пять операций значительно видоизменились. Так, учение об элокуции стало основой современной стилистики, учение о запоминании пребывало в забвении несколько веков и по-настоящему возрождается только в современную эпоху.

Диалогический характер античного выступления. Исключительным предметом риторики был монологический текст. Однако из этого наблюдения не следует, что античные ораторы преуменьшали значение диалога с аудиторией. Они прекрасно умели устанавливать и поддерживать тесный контакт со слушателями. Многие выступления знаменитых ораторов представляли собой "свернутый" диалог, в рамках которого можно было реализовать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на публику. Рассмотрим, например), одну из речей Цицерона. Цицерон, давно уже не державший речей в сенате, берет слово, чтобы поблагодарить Цезаря за прощение оклеветанного и впавшего в немилость Марцеллия. Оратор прекрасно осведомлен о крайнем недоумении, царившем среди сенаторов из-за его длительного молчания. Ср.: Долго я хранил молчание. Но не из-за страха. Мешала боль за друга. Пока существует сострадание, нет места клевете. Истина всегда торжествует.

Этот лаконичный текст вызвал овацию римских сенаторов. Однако он оказывается почти непонятным читателю, если не восстановить внутренний диалог, который Цицерон ведет с аудиторией.

"Долго я хранил молчание*. Эта фраза звучит как вызов на диалог для объяснения своего молчания, которое молва приписывала опасению Цицерона оказаться неугодным Цезарю. Эта фраза с неизбежностью провоцирует молчаливый вопрос аудитории:

"Почему?" В самом деле, почему оратор хранил столь долгое молчание?

Ответ Цицерона скор и лаконичен:

"Но не из-за страха". Оратор отвергает оскорбительное предположение публики о его страхе перед гневом Цезаря. Этот краткий ответ провоцирует новый, уточняющий вопрос аудитории:

"Почему же тогда?" Следующая фраза Цицерона ставит все на свои места:

"Мешала боль за друга*. Это уже почти вызов Цезарю, личным врагом которого был Марцеллий. Предположительно, следующий вопрос аудитории мог быть таким:

"Почему же сегодня заговорил?" Цицерон отвечает на это:

"Пока существует сострадание, нет места клевете*. Сильное слово клевета, брошенное как обвинение Цезарю, снимает неоднозначность трактовки этой фразы: о чьем сострадании идет речь - Цезаря, которого призван публично поблагодарить Цицерон, или самого Цицерона, страдавшего вместе с другом. Ответ прост: сострадание жертве собственного злодеяния не может быть заслугой тирана.

"Истина всегда торжествует*. Заключительная фраза говорит о том, что не сенат, не Цезарь, а высшая справедливость является подлинным мерилом человеческих поступков.